В России электромобиль пока еще хайп, но вскоре будет вполне ощутимой реальностью
22 октября 2021
На онлайн-конференции Autostat Analityc Break «Электрокары и гибриды в РФ» обсудили проблемы и перспективы электромобильности в России
Александр Климнов, фото автора и Porsche
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело на этой неделе онлайн-конференцию Autostat Analityc Break «Электрокары и гибриды в РФ» (видеотрансляция доступна по ссылке). Эксперты, дилеры и другие участники данного рынка подробно обсудили возможности развития электротранспорта в России.
Участники форума обсуждали круг тем по российскому рынку электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV): какие именно тренды уже обозначились и что может ускорить процесс «электрификации» в стране? С чем дилеры вынуждены справляться сами, а в чем могут рассчитывать на помощь государства? Россияне не против пересесть на электромобиль, но считают, что в ближайшие десятилетия этого не произойдет
Руководитель проекта Авто Mail.ru Екатерина Квашенкина рассказала о результатах опроса, который проводился на платформе ВК. Согласно ему около 60% опрошенных россиян хотели бы купить в качестве следующей машины именно электромобиль.
Но почти такая же доля опрошенных всерьез полагает, что BEV должны стоить дешевле (!), чем нынешние автомобили (ICE) с ДВС, что по ее словам никак не соотносится с реальной картиной, наблюдаемой на рынке (напротив, есть уклон в самые дорогие премиальные модели – авт.).
Однако, многих останавливает небольшая емкость тяговых батарей в современных электромобилях и, как следствие, малый запас хода между зарядками (32%). При этом около 30% указали на отсутствие развитой сети зарядных станций. А принципиальным противником электромобиля выступил только каждый 13-й опрошенный.
В свою очередь 58% респондентов уверены, что в обозримом будущем на дорогах России останется еще много автомобилей с традиционным ДВС. Но чуть более 40% верят в «зеленое» будущее нашей страны, когда все россияне будут ездить исключительно на экологически чистых машинах. Здесь прогнозы по словам г-жи Квашенкиной прогнозы окончательной электрической мобильности нашей страны простираются и на 50 и даже на 200–300 лет... особенно учитывая суровый климат и огромные размеры ряда наших северных регионов (впрочем, соседняя Норвегия вполне успешно этот процесс осуществляет, так что такой пессимизм скорее связан с малой информированностью нашей аудитории – авт.).
В вот по вопросу о налогах как стимуле для пересадки на электромобиль г-жа Квашенкина пояснила, что россияне явно недоучитывают фискального стимула именно в плане роста налогов на обычные автомобили (ICE), ведь, по сути дела, пока что прямого экологического налога (на CO2) у нас не вводилось.
Мировые продажи автомобилей с ДВС падают, а на электротяге – растут
Общие цифры по мировому рынку электромобилей привел в своем выступлении исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов, который отметил, что в 2020 году (несмотря на пандемию, ударившую по авторынку в целом) во всем мире было продано 3,24 млн BEV и PHEV, что на 43% больше, чем в 2019-м. Одновременно мировые продажи ICE с бензиновыми и дизельными ДВС сократились на 14%, из-за чего доля электромобилей выросла с 2,5% до 4,2%. Мировым лидером по темпам роста «зеленого» рынка стала Европа, где в 2020 году было продано 1 млн 395 тыс. PEV (BEV+PHEV), что на 137% больше по отношению к 2019 году, а их доля проникновения показала взрывной рост – с 3,3% до 10,2%!
Для сравнения: в Китае рынок PEV увеличился на 12% до 1 млн 337 тыс., тогда как а в США – только на 4% до 328 тыс. На сегодня на страны Европы, Китай и США приходится ~95% мировых продаж PEV. Эксперт напомнил, что ключевым моментом для развития рынка электромобилей выступает развитие зарядной инфраструктуры. Пока что в большинстве стран рост продаж электромобилей опережает рост сетей зарядных станций.
В нашей стране наблюдается аналогичная ситуация: продажи электромобилей растут стремительно, хотя данный сегмент все еще занимает лишь доли процента в общем объеме продаж новых легковых автомобилей. Так по состоянию на 1 июня 2021 года парк BEV и PHEV, а также неподключаемых гибридов (HEV) в России достиг 179,3 тыс., что составило всего лишь 0,4% от всего парка легковых автомобилей (45,17 млн). Тренд совершенно определенный: так в 2019 году данный рынок увеличился в 2 раза, а в 2020-м, несмотря на пандемию и связанные с ней ограничения, он вырос еще на 26%. Что касается вторичного рынка таких машин, то он существенно больше первичного: уже сейчас его доля превысила 1% (в отличие от 0,2% по рынку новых).
И все же как отметил Сергей Удалов, мы пока находимся в самом начале большого пути, на очень низкой стартовой точке – продажи электромобилей в нашей стране все еще остаются крайне незначительными, и хотя спрос на них с каждым годом неуклонно растет, а выбор моделей продолжает расширяться.
Однако пока в российском парке PEV и HEV (неподключаемых гибридов) еще слишком высок процент праворульных моделей (читай «японок», включая Nissan LEAF и Toyota Prius, которые ввозят преимущественно подержанными – авт.), доступ которых в дальнейшем на наш рынок будет точно ограничен.
Объемы продаж, структура и динамика российского рынка легковых электрокаров и гибридов, сложившиеся в настоящее время, свидетельствуют о том, что этот рынок пока формируется стихийно, приспосабливаясь к существующим экономическим и законодательным условиям и не имея целевой поддержки от государства. Как раз именно бурное развитие мирового рынка электромобилей стало «толчком» к принятию в России «Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ 23 августа 2021 года.
Дальневосточный ФО опережает прочие регионы по уровню электрификации автотранспорта именно потому что он ближе всех к Японии и электроэнергия здесь дотируемая, что делает эксплуатацию BEV (читай того же Nissan LEAF с пробегом – авт.) уже выгоднее, чем ICE.
График показывает, что BEV и PHEV в период с 2013 по 2021 год стали более востребованными (рос с 6,1% до 51,6% и с 0,4% до 32,9% соответственно), чем простые гибриды (HEV) без возможности подзарядки от сети (падение доли в продажах с 93,5 до 15,5%), а также что на рынке с 2019 года началась новая фаза интереса к «электричкам».
Интересно, что лидируют на рынке новых электромобилей в России отнюдь не дешевый седан-купе Porsche Taycan (от 6,98 млн руб.) и
и гибридный кроссовер Porsche Cayeene E-Hybrid (от 7,8 млн руб.). А на Топ-6 брендов сегмента PEV приходится 90% продаж.
Региональная структура продаж показывает, что главным рынком для новых «электричек» остается Москва (38,1% рынка), а также Санкт-Петербург (9,8%) и Московская область (7,3%), ну суммарно на их долю приходится свыше 55% сегмента, но характерно, что на 4-м месте идет Приморский край с 5-процентной долей от сегмента.
Сегмент же «электричек» с пробегом также развивается в России весьма бурно, причем, буквально фоновая доля в 2013-м на нем BEV в нынешнем году уже сменилась 10-процентным проникновением.
Среди марок на рынке PEV с пробегом безоговорочно лидирует Toyota (с моделью Prius), а на Топ-4 марок приходится 93,6% рынка.
Среди региональных вторичных рынков лидирует как раз Приморский край (28,5% от Топ-20 регионов), который вместе с Сибирью и Уралом оттягивает на себя львиную долю рынка (78,1% от Топ-20).
До 55% продаж на рынке PEV сейчас приходится на машины в возрасте от 5 до 10 лет, 31% – старше 10 лет, а 13% – младше 5 лет.
Касательно зарядных станций по разным оценкам их количество сейчас в России по разным источникам по словам Сергея Удалова от 600 до 1000, причем, 80% из них т.н. «медленные», т.е. мощностью менее 22 кВт. При этом в Китае уже свыше 200 тыс. зарядок, а в ЕС – 170 тыс., т.е. разница с нами пока гигантская и опасения российских потенциальных пользователей электромобилей по поводу зарядки отнюдь не беспочвенны.
Далее на конференции были обсуждены проблемы и перспективы развития электротранспорта в России (на основе принятой Правительством «Концепции развития электротранспорта до 2030 года», а также практические вопросы эксплуатации (включая расходы) электромобиля и развития сети зарядных станций.