Замедление перехода на электромобили возможно?

Замедление перехода на электромобили возможно?

15 февраля 2022


Глобальный опрос автомобилистов компанией Deloitte показал, что большинство из них пока еще боится электромобилей


автор

Александр Климнов, фото e-vehicleinfo.com


Проведенное компанией Deloitte «Глобальное исследование потребителей автомобильной продукции в 2022 году» основано на ответах более чем 26 000 потребителей из 25 стран, собранных в период с сентября по октябрь прошлого года.

В ходе исследования изучались вопросы, затрагивающие автомобильный сектор, включая передовые технологии, устойчивое развитие, ожидаемые цены на новые автомобили, онлайн-покупки и услуги мобильности.

Опрос выяснил, что в то время как автопроизводители продвигаются к новым технологиям, потребители, опасающиеся ограниченного запаса хода электромобилей (BEV) и недостаточного числа зарядных станций, а также несовершенства беспилотников, продолжают тяготеть к традиционным автомобилям с двигателем внутреннего сгорания (ICE).

Только в США около 69% потребителей говорят, что ожидают того, что их следующая машина все еще будет автомобилем с ДВС. И, несмотря на растущий интерес к экологичности во всем мире, более половины американских потребителей (53%) не желают платить более $500 за альтернативные технологии силовой установки.

В пресс-релизе Deloitte, в котором обобщены выводы отчета, говорится: «В то время как автомобильный сектор сосредоточен на будущей устойчивой электрической мобильности и возвращении к своим допандемическим темпам роста, основными потребительскими ценностями остаются привычность и доступность.

Это иллюстрируется общим сопротивлением потребителей в отношении расходов на передовые технологии, включая автономное вождение, повышенную безопасность и возможности подключения».

Электрофикация автомобиля
На вопрос о ДВС и электрических силовых агрегатах потребители дали следующие ответы:

• Растущая озабоченность по поводу изменения климата и сокращения выбросов постоянно входит в число двух главных мотивов для перехода на электромобили среди потребителей в США, Германии, Японии, Корее, Индии и Юго-Восточной Азии.
• Интерес потребителей к аккумуляторным электромобилям (BEV) наиболее высок в Корее (23%), Китае (17%) и Германии (15%), а японские потребители (48%) отдают наибольшее предпочтение гибридным и подключаемым гибридным электромобилям (HEV/PHEV), за ними следует Корея (35%).
• Большинство тех, кто планирует использовать PEV, рассчитывают заряжать свои машины дома, особенно в Японии (76%), Индии (76%), США (75%) и Германии (70%). Спрос на общественные зарядки наиболее высок в Корее (38%) и Юго-Восточной Азии в целом (29%).
• Среди тех, кто планирует заряжать свои автомобили дома, две трети (66%) американцев полагаются на традиционные электросети. Между тем, потребители в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии планируют использовать как обычные электросети, так и автономные возобновляемые источники энергии [солнечные панели и ветряки – авт.].
• Запас хода – главная проблема, связанная с электромобилями, среди потребителей в Германии (24%), Китае (22%) и США (20%). Отсутствие общественной зарядной инфраструктуры является главным сдерживающим фактором в Азии (Юго-Восточная Азия – 28%, Корея – 26%, Индия – 23% и Япония – 19%).
• Американские потребители ожидают, что полностью заряженные электромобили смогут проехать до 500 миль (805 км), в то время как для жителей Китая, Японии и Индии приемлемым является запас хода около 250 миль (403 км).

Вице-председатель Deloitte и руководитель автомобильной отрасли США г-жа Карен Боуман говорит: «Автомобильная промышленность продолжает доказывать свою устойчивость, поскольку пандемия затронула практически все аспекты бизнеса. Несмотря на эти проблемы, отрасль сохранила приверженность электрической мобильности. Растущий интерес потребителей к более экологичной жизни, а также растущие цены на ископаемое топливо создают привлекательные возможности для производителей электромобилей. Автопроизводители должны донести до потребителей это ценностное предложение и развить необходимую зарядную инфраструктуру, чтобы обеспечить успех на рынке и создать по-настоящему электрифицированное будущее».

Приобретение автомобиля
Потребители все еще предпочитают приобретать новые автомобили оффлайн [т.е. посещая шоу-румы автосалонов – авт.], а не через виртуальные платформы. Однако онлайн-торговля становится все более популярной благодаря удобству, скорости и простоте использования:

• Пандемия COVID-19 значительно повлияла на решения о покупке автомобиля для потребителей в Индии и Юго-Восточной Азии (64% и 63% соответственно), в то время как более двух третей американских потребителей (69%) утверждают, что пандемия не повлияла на их планы покупки автомобиля.
• Потребители в Индии (45%) и Юго-Восточной Азии (31%) отмечают возросшее желание приобрести автомобиль, чтобы не пользоваться общественным транспортом, но только 14% американских водителей сообщили о том же [тем не менее, в разгар пандемии в 2020-м многие из них покупали электромобили только потому что брезговали пользоваться заправочными пистолетами на заправках, тогда как зарядные вилки и шнуры у «электричек» индивидуальные – авт.].
• Личный визит в автосалон остается предпочтительным способом приобретения автомобиля, в том числе для трех четвертей (75%) американских потребителей. Еще более приоритетными оффлайн-покупки остаются в Юго-Восточной Азии (80%) и Германии (78%).
• При этом при виртуальной покупке потребители в большинстве стран предпочтут покупку у официального дилера, в том числе в США (48%) [в этой стране, вообще-то действует запрет на прямые продажи машин самим производителем с чем жестко столкнулась несколько лет назад Tesla – авт.]. Японские потребители, напротив, предпочитают (49%) покупать машину непосредственно у производителя.
• Исследование также показало, что варианты совместной мобильности, включая подписку на транспортные средства и совместные поездки, медленно возвращаются на допандемический уровень, поскольку владение личным автомобилем сохраняет свои позиции как наиболее желательный вид транспорта в сравнении с любым видом общественного транспорта [точнее вновь стало приоритетным из-за санитарных соображений – авт.].

Удобство чаще всего стимулирует виртуальные продажи автомобилей в Корее (68%), Японии (41%), Германии (40%) и США (39%). Простота пользования сервисом занимает первое место среди потребителей в Китае (33%), а также в Индии (27%) и США (25%) [еще недавно визит к автодилеру для рядового американца по негативности эмоций был сравним с визитом к стоматологу – авт.].

Портал «Автомаркетолог» опубликовал мнения российских дилеров касательно развития рынка электромобилей в мире и у нас в стране [авторский стиль сохранен – авт.].

Автоэксперт автоподбора «Форсаж» Илья Ушаев: «Занимаюсь электромобилями – поставляю их из Китая, Америки и Японии. Сейчас запускаю свое производство электромобилей отечественных. В связи с этим могу сказать что государству и производителям выгодно переходить на электромобили, и это будет сделано независимо от потребителей, так как для производства «электричек» это в несколько раз сокращает издержки на персонал и на гарантийные издержки, плюс деталей меньше надо движимых. Все перейдут на электромобили, потому что заводы [в Европе и других регионах – авт.] в 2030 году не собираются выпускать другие авто. Проблема сейчас в «батарейках» – как только они смогут по 1000 км проезжать и заряжаться полностью за 15 минут и служить по 10 лет. Сейчас огромная происходит война на этом поприще.
1) Тесла выпускает авто за 38 секунд.
2) Делает беспилотники.
3) В РФ есть уже помимо «Алмаз-Антея» компании, которые делают электромобили. В РФ всеми способами во всех СМИ подпитывается информация про электромобили и почему они хорошие. Осталось только инфраструктуру по заправкам сделать – и все будет хорошо. ДВС-авто [ICE – авт.] станут дешевле и никому не нужные, как лошади ушли на второй план, когда пришли авто. Повторюсь, технология электромобиля не новая, а старее чем ДВС, просто инфраструктуры пока не было – далее будет, и новый электрокар станет стоить по 1 500 000 руб. за паркетник. И все пересядут как миленькие. Плюс поддержка от государства в 625 000 руб. поможет это сделать еще быстрее».

Генеральный директор ВОСТОКЭНЕРГОСЕРВИС Денис Преснухин: «Переход на электромобили в ближайшей перспективе не замедлится, напротив, ускорится. Тому есть несколько причин:
1. В сторону электромобилей развернулись крупные производители. Многие анонсировали прекращение выпуска новых автомобилей, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, в ближайшие 10 лет, перенастроили свои производственные программы и уверенно двигаются к намеченной цели. Так Volvo cars заявила о намерении к 2030 году выпускать автомобили только на электрическом ходу. Внести изменения в данные программы – практически невозможно.
2. Из-за фокуса на электротранспорте, производители постоянно улучшают технологии, превращая электромобили из внутригородской диковинки в полноценный транспорт. Так, Merсedes представила электромобиль с запасом хода более 1000 км, устранив основной недостаток этого вида транспорта – ограниченный радиус.
3. В сторону электромобилей развернулись страны. Регуляторы различных стран уверенно двигают рынок в сторону электротранспорта. Пионером, конечно, является Норвегия. Так, В прошлом году рынок электромобилей там вырос на 48%, два из трех проданных в стране новых автомобилей были электрическими, сообщает Euronews. Среди лидеров рынка – Тесла с 11,5% рынка и Фольксваген с 9,4%. Норвегию уже называют мировым центром электротранспорта. Страна-экспортер нефти планирует к 2025 году прекратить продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), активно стимулирует их продажу, и усиленными темпами развивает инфраструктуру электрозаправочных станций, без которых амбициозные планы по электрификации автотранспорта невозможны. Сейчас в стране около 16 000 электрозаправочных станций, что составляет порядка 9% от их количества по всей Европе. Это тем более впечатляет, если вспомнить, что население Норвегии — всего лишь 0,7% (5 млн – авт.) от общего населения Европы.
4. Остальные страны, в том числе и Россия, также двигаются в направлении приоритетного развития электротранспорта, ведь он делает современные города чище и приятнее для жизни уже сегодня, соответствует долгосрочному запросу общества на бережное отношение к окружающей среде. Снижение налогов, льготы на стоянку – это еще не все меры. Главное, что делается сейчас, но пока не заметно широкому кругу автолюбителей – начало развития крупных сетей электрозаправочных станций в рамках утвержденных федеральных программ.

Таким образом, в ближайшее время мы увидим и достаточное количество электрозаправочных станций и доступные и достойные по характеристикам электромобили, льготы по их приобретению и владению, а также не будем забывать про соответствие электротранспорта запросу общества на экологичность городской среды. И даже те автолюбители, которые сейчас пока еще не замечают такого явления, как электротранспорт, не рассматривают его, столкнутся с ним при следующей покупке машины, смогут сделать выбор в его пользу и не пожалеют об этом».

Генеральный директор ГК «АВТОDOM» Андрей Ольховский: «В настоящий момент электрокары в России еще не получили повсеместного распространения. По состоянию на декабрь 2021 года доля электромобилей на российском авторынке составляет лишь 0,4% (около 12,3 тыс. [реально в 1,5 раза меньше, даже с учетом машин с пробегом – авт.]). Хотя подобные показатели по сравнению с другими странами достаточно скромны (в Китае только за 2021 год было продано 2,9 млн электрокаров), они растут быстрыми темпами. Например, спрос на электромобили среди россиян за 2021 год увеличился в 5 раз по сравнению с 2020 годом. Но дальнейшее распространение электрокаров в России может замедлиться по нескольким причинам.

Например, из 1000 действующих российских зарядных станций более 80% находятся в Москве и Санкт-Петербурге, в то время как в некоторых регионах они вообще отсутствуют. Для улучшения инфраструктуры в конце августа 2021 года была принята Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России, которая предполагает увеличение числа зарядных станций до 9 тысяч к 2024 году. Однако позитивный эффект от этой инициативы проявит себя не сразу, поскольку разветвленная система «зарядок» потребует дополнительных вложений на отладку и эксплуатацию. Также увеличению числа электромобилей не способствует потенциальное введение повышенных ставок утильсбора на новые электрокары (в 9 раз), которое приведет к дополнительному росту цен.

Расширение сети зарядных станций и сохранение текущего размера утильсбора может положительно сказаться на планомерном развитии сегмента электрокаров в России. Так, с точки зрения эксплуатации, автомобили на электротяге обладают свойствами, важными в российских условиях. Во-первых, запас хода электромобиля в зависимости от модели может достигать 600 километров, которых достаточно для поездки за город. Во-вторых, электрокары оставляют меньший углеродный след и шумовые загрязнения по сравнению с автомобилями, оснащенными ДВС. Более того, за счет высокого крутящего момента, который полностью доступен со старта, электромобили разгоняются до 100 км/ч за 5,4 с, опережая по этому показателю классические авто.

Отметим, что на данный момент в России список официально продаваемых электрокаров весьма ограничен и представлен моделями премиум-сегмента такими как Porsche Taycan, Audi E-Tron и Jaguar I-Pace. Несмотря на достаточно высокую стоимость (от 6 млн руб.), данные автомобили пользуются популярностью у потребителей за счет своих технических качеств, надежности сборки и комфортного передвижения. Таким образом, электромобили обладают характеристиками, способными обеспечить им значительную долю на авторынке России, однако из-за внутренней специфики повсеместное распространение электрокаров в нашей стране займет больше времени, чем за рубежом».

P.S. Кратко перефразировать выводы наших автодилеров можно так: «Запад уже окончательно приговорил авто с ДВС и после 2030 года никаких иных машин кроме «электричек» не останется вообще (на заставке линейка электромобилей Toyota к 2030 году), а при тотальной любви наших более или менее состоятельных соотечественников к заграничному («А сало русское едят!» – С.М.Михалков) им тоже придется покупать «машинки на батарейках». Здесь проблема в том, что никаких градостроительных «поползновений на поприще» повсеместного устроения «электрозаправочных» станций нет, не считая заявленных в «Концепции» на 2024 год – 9,4 тыс. зарядных станций (ЭЗС) из которых 2,9 тыс. быстрых зарядных станций (БЭЗС), и к 2030 году – не менее 72 тыс. ЭЗС, из которых не менее 28 тыс. БЭЗС. Учитывая, что больше 20–25 «электричек» в сутки даже БЭЗС обслужить не в состоянии (если только процесс зарядки к тому времени не сократится до 5–10 минут), а ЭЗС будут обслуживать преимущественно один электромобиль или, в лучшем случае, 1,2-1,5 машины/сут., то можно прикинуть их парк к 2030 году: ~550–750 тыс., т.е. 10-15% от всего автопарка к тому времени.

P.P.S. Если же произойдет очередное технологическое чудо, ну или революция – как кому больше нравится, и аккумуляторы улучшатся по всем потребительским характеристикам (цена/емкость/долговечность) в 2 раза (по совокупности всех качеств получается едва ли не на порядок), то скептицизм автомобилистов, конечно, будет преодолен, но все может упереться в дефицит электричества, которое (особенно высокоамперно-высоковольтное в БЭЗС) будет стоить уж никак не меньше нынешнего высокооктанового бензина на АЗС. Но здесь, скорее всего, будет игра тарифами, при которой заряженные относительно дешевым ночным электричеством «электромобили» в утренние и вечерние пики даже смогут отдавать дорогое электричество обратно в городскую сеть. И при этом нельзя исключать (в странах Запада) лимитирования энергопотребления в стиле Второй мировой войны (галлон топлива на легковой автомобиль в неделю – как это было в США).

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Уральский автозавод представил водородный грузовик «Урал-Н2»

Уральский автозавод представил водородный грузовик «Урал-Н2»

Водородный грузовик «Урал-Н2» был показан на опытном полигоне в Южно-Сахалинске

08.08.2024

Российский электромобиль «Молния» можно увидеть на выставке в Манеже

Российский электромобиль «Молния» можно увидеть на выставке в Манеже

На выставке «Станция Манеж. Московский транспорт 2030» демонстрируется прототип электромобиля «Молния»

05.08.2024

Количество электромобилей в России оказалось завышено в 30 раз

Количество электромобилей в России оказалось завышено в 30 раз

Правительственный прогноз завысил парк электромобилей в РФ в 30 раз

01.08.2024

«Атом» показал серийный интерьер

«Атом» показал серийный интерьер

Официально представлен интерьер электромобиля «Атом»

31.07.2024

Zeekr предрекают исчезновение с российского рынка из-за блокировок функционала

Zeekr предрекают исчезновение с российского рынка из-за блокировок функционала

Самая успешная марка китайских электромобилей может исчезнуть с российского рынка из-за отсутствия официальных дилеров

30.07.2024

Российский электромобиль «Атом» могут начать выпускать в Китае

Российский электромобиль «Атом» могут начать выпускать в Китае

Российское АО «Кама» и китайская XY Group создадут СП по выпуску электромобиля «Атом»

24.07.2024

Китайская FARIZON Auto выпустила первую партию тяжелых водородных грузовиков Xinghan G

Китайская FARIZON Auto выпустила первую партию тяжелых водородных грузовиков Xinghan G

Китайская компания FARIZON Auto начала серийное производство грузовиков  

19.07.2024

Возврат к списку