Австрийский стартап CycloTech провел первые испытания прототипа Blackbird с циклороторами
7 апреля 2025
Австрийские eVTOL полетят на циклороторах от которых отказались в России?
Александр Климнов, фото производителя и habr.com
Компания-стартап CycloTech из австрийского Линца провела 27 марта первые испытания прототипа eVTOL (электрического летательного аппарата вертикального взлета и посадки) под названием Blackbird.
Это первый в мире (не совсем так – авт.) аппарат типа «циклолёт», который поднялся в воздух благодаря циклороторам – специальным роторам с электрическим приводом и лопастями, меняющими угол наклона.
Аппарат длиной 4,9 метра оснащен шестью циклороторами – по одному на каждом углу и двумя под фюзеляжем, что добавляет устойчивости и безопасности, даже если один двигатель откажет.
Максимальная скорость Blackbird достигает 120 км/ч.
Благодаря возможности циклороторов менять вектор тяги на 360° циклоBlackbird позволяет осуществлять вертикальный взлет и посадку, зависание с углом тангажа, торможение в воздухе, параллельную парковку и точную посадку даже в сложных погодных условиях.
Технический директор CycloTech Тахсин Карт сказал: «BlackBird – это больше, чем просто демонстрационный стенд – это летающий испытательный стенд для будущего авиации и то, что он взлетел за такое короткое время, стало свидетельством инновационного духа нашей команды».
Стартап CycloTech разрабатывает циклороторы уже 15 лет на основе идей Эрнеста Шнайдера, который создал подобный сверхманевренный движитель для речных судов и портовых буксиров (прочем, ранее – еще на заре ХХ века – в 1909 году, данный тип воздушного движителя продемонстрировал наш соотечественник Е.П.Сверчков – авт.).
Однако у циклороторов есть и минусы: они быстрее изнашиваются и весят больше обычных пропеллеров и вентиляторов, но главное – отказ любого из них в полете может привести к пикированию аппарата, причем, в конструкции не предусмотрены крылья, поэтому он не может планировать или авторотировать (хотя почему бы и не добавить в конструкцию спасательный парашют, ведь скорости вполне минимальные – авт.).
Прототип Blackbird с шестью циклороторами (как утверждает разработчик – уже 7-го поколения) имеет взлетную массу 340 кг.
Пока что Blackbird не серийная модель, а прототип, созданный всего за 11 месяцев.
Полноценные испытания Blackbird только начинаются, а серийную версию компания рассчитывает выпустить к 2035 году, чтобы все тщательно отработать.
В будущем компания планирует выпустить двухместную модель CruiseUp (проект представлен еще два года назад) для частных полетов со скоростью до 150 км/ч и дальностью до 100 км.
Менеджер проекта CruiseUp Андреа Мархштайнер рассказал: «Имея размеры 6,7x3,3 м, CruiseUp всего на 50% больше, чем нынешние автомобили, и намного меньше, чем большинство концепций аэротакси, и поэтому вписывается в нашу домашнюю среду.
В то время как XX век научил человечество летать на ископаемом топливе, в XXI веке летающие автомобили или аэромобили без выбросов станут частью новой окружающей реальности».
При этом в CycloTech ориентируется на состоятельных клиентов, а не на массовый рынок, вроде аэротакси, т.е. eVTOL.
P.S. Ну, за 10 лет как говаривал Ходжа Насреддин и ишак заговорит (или сдохнет). Кстати, ранее аналогичную конструкцию под названием «Циклокар», однако, только в виде макета показал на форуме «Армия-2020» российский Фонд перспективных исследований (ФПИ) и Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе Сибирского отделения РАН.
Минтранс утверждал, что в том же году были проведены испытания 60-килограммового прототипа, а к 2027 году должен был быть готов аппарат взлетной массой 2 тонны грузоподъемностью 600 кг, т.е. 6 пассажиров, способный перевозить их со скоростью до 250 км/ч на расстояние до 500 км.
Демонстратор российского «Циклокара» показывает возможность пристыковки аппарата к вертикальной стене
или садиться на площадку под углом до 30°
Заказчиком выступал МЧС, который надеялся получить уникальный спасательный аппарат, способный прижиматься к вертикальным стенкам, но осенью 2024 года в финансировании проекта потенциальным заказчиком, по словам замдиректора по научной работе Института теплофизики СО РАН Артура Бильского, было отказано, на чем он, собственно и завершился… однако, проблема спасения людей из высотных сооружений, ведь так и остается подвешенной…
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
МВЦ «Крокус Экспо» 27–30 мая под единым брендом EXPO пройдут выставки COMvex (коммерческий транспорт и технологии), CTT Expo (строительная техника), CTO Expo (запчасти и сервис) и Logistika Expo (логистические услуги)