15 мая на ВДНХ состоялось открытие сезона 2022 года «Чайка-клуб» Романа Пинаева
Автор И.Антонов, фото автора и autowp.ru
В воскресенье 15 мая на ВДНХ состоялось открытие нового сезона 2022 года «Чайка-клуб» (клуба владельцев ретроавтомобилей ГАЗ «Чайка»).
Главной частью мероприятия стал торжественный проезд (дефиле) исторических машин этой марки организованной колонной по территории Выставки. В нем приняли участие свыше дюжины исторических машин этой марки.
Слет начался со сбора «Чаек» участников перед павильоном №7 «Союзмультпарк».
Через час началось движение организованной колонны (дефиле) по Кольцевой дороге ВДНХ – от павильона №7 до Северной петли, далее до Южной петли с разворотом и следованием к Музею Гаража особого назначения ФСО России (павильон №53).
Далее участники мероприятия прибыли на территорию Музея Гаража особого назначения (ГОН) и выстроились в его внутреннем дворе.
В завершение слета по случаю открытия нового сезона прозвучало приветственное слово руководителя «Чайка-клуба» Романа Пинаева.
Глава «Чайка-клуб Роман Пинаев дает интервью СМИ
Справка: «Чайка-клуб» был основан в 2017 году коллекционером и любителем отечественных ретроавтомобилей Романом Пинаевым. По состоянию на сегодняшний день организация объединяет более 100 владельцев автомобилей «Чайка» и спецмашин «Волга» с двигателем V8 и автоматической коробкой передач (прозванных в народе «догонялками» – авт.).
Единственный чисто женский экипаж ГАЗ-14 «Чайка»
Среди основных задач клуба: сохранение уникальных легковых автомобилей представительского класса, выпускавшихся малой серией на Горьковском автомобильном заводе в 1950-90-х; помощь в реставрации и ремонте уникальных экспонатов; ознакомление широкой общественности с достижениями отечественной автомобильной промышленности.
Историческая справка (от А.Климнова): советский легковой автомобиль большого класса ГАЗ-13 «Чайка» производился в 1959-81 гг. Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» длиной 5,6 м и с колесной базой 3,25 м в отличие от предшественника ГАЗ-12 «ЗИМ» (длина 5,53 м, база 3,2 м) с несущим кузовом, на смену которому пришел с начала 1959 года, уже базировался на рамном шасси вместо несущего кузова, что вполне соответствовало традициям тогдашнего законодателя мод в мировом автомобилестроении – США.
Так, несущим элементом «Чайки» стала Х-образная рама, к которой через резиновые подушки в 16-ти точках крепился кузов. С технической точки зрения автомобиль благодаря обилию новшеств стал значительным шагом вперед для отечественного автомобилестроения. В числе новшеств, в первую очередь, надо отметить прогрессивный тогда V-образный 8-цилиндровый 5,53-литровый двигатель мощностью 195 л.с. (на бензине АИ-93), позже 215 л.с. (на бензине АИ-95). МКМ=412 Н·м. Он был оснащен четырехкамерным карбюратором и центробежным масляным фильтром и работал в паре с трехступечатой автоматической коробкой передач, оснащенной гидротрансформатором и кнопочным управлением на панели приборов.Кроме того автомобиль был оснащен гидроусилителем руля (ГУР), вакуумным усилителем тормозов и выдвигающейся посредством электромотора радиоантенной. В оснащение кузова и салона «Чайки» вошли электрические стеклоподъемники дверей с централизованным управлением всеми ими с места водителя, омыватель ветрового стекла, радиоприемник с автоматической настройкой, противотуманные фары, фонари заднего хода, панорамное ветровое стекло. Таких новшеств до «Чайки» не было ни на одном автомобиле производства СССР до 1959 года (впрочем, еще был ЗИЛ-111 1958 года, где применялся примерно тот же «джентльменский набор» – авт.).
Конструкторами «Чайки» были: Н.А. Юшманов – ведущий конструктор, В.С. Соловьев – заместитель главного конструктора, Н.Г. Мозохин – конструктор-двигателист. Выдающийся (по-другому и не скажешь, ведь он казался элегантным свыше двух десятилетий – авт.) элегантный дизайн «Чайки» создал дизайнер Лев Еремеев, используя в качестве примера американский Paccard Patrician в кузове седан образца 1956 года, а также кабриолет Paccard Carribean того же года – едва ли не самые элегантные представители стиля «детройтского барокко», царившего в мировом автопроме в 1950-х. «Автомат» был сделан по типу АКП Ford и ранее уже применялся на ГАЗ-21 «Волга», но на более дешевой модели так и не прижился из-за своей сложности и отсутствия надлежащего масла.
Кстати, в противоположность «ЗИМ-у» у «Чайки» задние двери навешивались на петли, укрепленные на центральных стойках. Салон «Чайки» был семиместным – в центре салона у нее размещались два откидных сиденья – страпонтены. Наряду с базовой моделью в кузове седан, небольшими партиями выпускались также «Чайки» ГАЗ-13А с 7-местным кузовом лимузин, дополнительно оснащенные перегородкой за передним диваном с двумя раздвигающимися вправо или влево стеклами (кстати, водители автобазы ЦК называли эти автомобили «сервант»).
Поштучно (по разным оценкам произведено 15-20 ед. – авт.) производился и 6-местный фаэтон «Чайка» с индексом ГАЗ-13Б. Его матерчатый тент управлялся с места водителя гидроэлектрической системой.
Существовали и более специфические версии первой «Чайки» – санитарный эмбюленс ГАЗ-РАФ-13С, который в количестве ~20 ед. изготовили на заводе РАФ в 1973–82 гг. для нужд 4-го Главного управления Минздрава.
Еще существовали версии «Чайки» в виде киносъемочных машин и парадных кабриолетов (с поручнями для едущих стоя руководителей и военачальников). Интересно, что на базе кузова «Чайки» было выпущено также несколько служебных автодрезин для начальников главнейших железных дорог СССР.
В 1958 году автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» был удостоен Гран-При Всемирной выставки в Брюсселе
Ходовая часть «Чайки» ГАЗ-13 оснащена независимой пружинной передней подвеской и заднюю зависимую рессорную подвеску. Размер шин 8.20 – 15''. Снаряженный вес автомобиля составлял 2100 кг. Максимальная скорость равна 160 км/ч. Время разгона с места до 100 км/час – 19 с. Контрольный расход топлива – 21 л/100 км.
В розницу, т.е. автолюбителям-частникам «Чайку» не продавали (по оценкам ее цена составила бы «астрономические» 17 500 рублей в ценах 1961 года, против 5500 рублей за ГАЗ-21 «Волга»). Тем не менее, несколько «Чаек» попали в личное пользование выдающихся советских деятелей, артистов и космонавтов (например, Валентине Терешковой, чья «Чайка», кстати, была единственной машиной этой модели официально окрашенной в белый цвет), а также дарились дружественным иностранным политикам (например Фиделю Кастро).
Всего было произведено 3179 ед. базовой модели ГАЗ-13, так что машина эта как бы еще более редкая, чем «ЗИМ» и даже ЗИС-110, но до наших дней их дошло все же больше.
Преемницей «Чайки» ГАЗ-13 в 1977 году стала модель ГАЗ-14, также сохранившая и принадлежность к большому (а не высшему) классу, и название «Чайка» (в народе их так и именуют: «Чайка-старая» и «Чайка-новая»).
Автомобиль длиной 6,11 м был выполнен по той же конструктивной схеме с рамным X-образным шасси с передней независимой подвеской (кстати, ныне ее потомок применяется на автомобилях серии ГАЗ «Соболь») и двигателем V8 (5,53 л, 220 л.с., 451 Н·м) с автоматической гидромеханической 3-ступенчатой коробкой передач. Стилистика кузова новой «Чайки» была творческой переработкой американской же модели Lincoln Continental образца 1968 года, но оказался настолько удачным, что без изменений (которые только планировались, но до конвейера не дошли, как и в случае в предшественницей), что выпускался до 1989 года, когда по решению Политбюро ЦК КПСС в рамках кампании по борьбе с чиновными привилегиями – автомобиль был снят с производства, а вся его технологическая оснастка была уничтожена. Иначе как волюнтаризмом такое варварство назвать теперь нельзя, тем более, что автомобиль имел маркетинговые перспективы уже и при кооперативной (цена машины в тех ценах зашкаливала за 40 тыс. рублей, но была уже вполне по карману первым «новым русским» бизнесменам), и тем более, при рыночной экономике, в качестве свадебного лимузина или фаэтона, да и как катафалк тоже вполне могла бы пригодиться, играя импортозамещающую роль.
Так и не пошедшая в серию в 1980-х рестайлинговая «Чайка» ГАЗ-4106
За все время производства было выпущено только 1114 автомобилей ГАЗ-14 «Чайка».
Салон ГАЗ-14 «Чайка» стал гораздо комфортабельнее, чем у предшественницы в чем можно убедиться на видео.
Снаряженный вес автомобиля ГАЗ-14 «Чайка» составлял уже 2590 кг, а полный – 3165 кг. Максимальная скорость равнялась 175 км/ч. Время разгона с места до 100 км/час – 15 с. Контрольный расход топлива – 17,5 л/100 км, в городе – 29 л/100 км.
Кстати, первый экземпляр новой «Чайки» ГАЗ-14 был собран в конце 1976 года и подарен генсеку Леониду Брежневу на его день рождения. В числе основных модификаций новой «Чайки» – фаэтон ГАЗ-14-05, которых произвели в 1981-88 гг. лишь 15 ед. – они применялись на парадах военных округов и в странах СЭВ.
Кроме того, на латвийском РАФе в 1983-м произвели 5 ед. санитарных эмбюленсов модели РАФ-3920, три из которых поступили для нужд 4-го Главного управления Минздрава СССР, а еще два отправились на Кубу для обслуживания ее лидера Фиделя Кастро.
Следите за информацией на портале www.rim3.ru
Загрузка