«Феномен» минивэна Chrysler

«Феномен» минивэна Chrysler

3 декабря 2025


Chrysler первым создал минивэн (фургон для гаража) и смог удержать пальму первенства в сегменте MPV на десятилетия


автор

Александр Климнов, фото autonews.com, autowp.ru, deansgarage.com, dzen.ru



В честь своего столетия (1925–2025) журнал Automotive News публикует ряд эссе, написанных лидерами отрасли, журналистами и историками, в которых дается внутренний взгляд на некоторые из основных событий и тенденций, сформировавших автомобильную промышленность за последние 100 лет.

Ниже приводится перевод эссе одного из старейших журналистов Automotive News – Ричарда Джонсона, который проработав в журнале 35 лет, ушел на пенсию в 2019 году с должности главного редактора. Джонсон в свое время взял интервью у Ли Яккоки, бывшего вице-президента Ford Motor и CEO Chrysler Motors, для своей книги 2005 года «Шесть человек, построивших современную автомобильную промышленность».

В Ford Ли Якокка научился брать уже существующую платформу автомобиля и копаться в контейнере с запчастями, чтобы создать что-то совершенно новое, что можно было бы продать по выгодной цене.
Li_Yakkoka.jpg

Разошедшийся миллионными тиражами Ford Mustang сделал из Ли Яккоки звезду корпоративного бизнеса

Так, Якокка взял платформу обычного седана Ford Falcon и создал на его базе взорвавшую рынок «бомбу» в виде культового купе и кабриолета Mustang 1965 модельного года.

Двадцать лет спустя он применил ту же стратегию, чтобы запустить минивэны Dodge Caravan и Plymouth Voyager на базе Chrysler K-car (фото на заставке).
Sperlich.jpg

Хэл Сперлих был другом и единомышленником Ли Яккоки еще со времен создания легендарного «Форда Мустанга»

Якокка создавал и Mustang, и минивэн Т115 вместе с Гарольдом («Хэлом») Сперлихом (1930–2025), своим другом, союзником, а иногда и спарринг-партнером в Ford и Chrysler.
Sperlix.jpg

Гарольд («Хэл») Сперлих (1930–2025) – отец концепции минивэна

Сперлих продвигал идею минивэна в Ford еще в начале 1970-х, прежде чем был уволен Генри Фордом II за свою наглость смелость говорить правду власти.

В 2005 году Якокка сказал мне: «Гарольд Сперлих был гением в перспективном планировании. Он всегда занимался концепциями, например, плоским полом [передним приводом] и программой «всемирного» автомобиля. Он всегда хотел сделать маленькую машинку и минивэн».
Ford_Minimax_1971.jpg
В Ford [в начале 1970-х] Сперлих работал над концепт-каром под названием Minimax (на фото выше)

Якокка сказал: «Это должен был быть минивэн. Но у нас не было машины [платформы] с передним приводом, и мы не могли бы сделать такой автомобиль без ровного пола в салоне».

После ухода Сперлиха, тогдашний вице-президент Ford Motor Ли Якокка продолжил усилия по запуску Minimax в производство. Однако и сам Якокка был уволен Генри Фордом Вторым в 1978 году.

Он перешел в Chrysler, куда еще ранее перебежал Сперлих, и был готов работать со своим бывшим начальником (собственно Сперлих и порекомендовал руководству тонувшего тогда как «титаник» «Крайслера» взять в качестве антикризисного топ-менеджера Яккоку – пер.).

Яккока вспоминает: «Хэл сказал мне – Эй, теперь ты сможешь реализовать этот чертов минивэн в Chrysler».

Идея минивэна зародилась у Сперлиха, а Якокка, теперь уже как глава Chrysler, обладал властью воплотить ее в жизнь.

Якокка рассказал: «Мы взяли полноразмерную глиняную модель для исследования. Результаты исследований оказались разочаровывающими. Машина выглядела как хлебница или сундук. Хэл и я были в Центре дизайна и обсуждали, что делать. Но он был уверен, что минивэн будет хорошо продаваться».
plymouth_voyager_maxi-wagon_4.jpg

Попытки продавать американцам обычные вэны в качестве семейных автомобилей провалились в силу их громоздкости (на фото Plimouth Caravan 1977 года)

Ли добавляет: «Том Гейл сделал финальную версию дизайна минивэна, но ты же знаешь, что это по-прежнему была коробка. Его габаритная высота была привязана к стандартной высоте гаражей в одно- двухэтажных коттеджах. Основной идеей было создать многофункциональный фургон с габаритами, управляемостью и экономичностью максимально близкими к компактным легковым моделям. Но было и то, о чем мы даже и не думали, когда создавали минивэн. Годы спустя, например, многодетные матери благодаря достаточно высокому салону получили возможность добраться до его задней части не выходя из машины, чтобы, к примеру, отшлепать слишком уж расшалившихся детишек. Вот так это получилось. И это стало причиной феноменального успеха».
plymouth_8.jpg

Модельный ряд концерна Chrysler середины 1980-х, т.е. эпохи Ли Яккоки, где главным хитом продаж стал именно минивэн

В конце 1970-х третий по величине концерн «Большой детройтской тройки» Chrysler Motors едва избежал банкротства (благодаря героическим усилиям Ли Яккоки он был спасен 1,2-миллиардным правительственным займом, выданным администрацией Джимми Картера – авт.) и в начале 1980-х бесконечно далек от процветания (да еще и на фоне разразившегося тогда из-за Ирано-иракской войны Второго нефтяного кризиса – пер.).
chrysler_voyager_13.jpg

Компании Chrysler Motors удалось запустить в серию минивэн с минимальными издержками потому что в ее распоряжении уже была компактная переднеприводная платформа от легковых автомобилей K-серии (на фото выше)

Якокка сказал: «Один из моих финансистов пришел в Центр дизайна и сказал, что на строительство сборочного завода для производства минивэнов потребуется 700 миллионов долларов. Я сказал, что у нас нет денег, но давайте добавим $700 млн к нашему бюджету [т.е. долгам] и надеемся, что сможем все воплотить. И это оказалось самым успешным запуском нового продукта за всю историю!».
2.jpg

Когда администрация Джимми Картера спасала Chrysler выдачей 1,2-миллиардного заема, о минивэне речи еще не было

А возможным, это стало, потому что в 1980-м Яккока смог запустить в серию на полученный правительственный заем компактные экономичные легковушки на переднеприводной K-платформе, хорошо принятые клиентами (пер.).

Концерн General Motors тоже экспериментировала в 1970-х с минивэнами с передним и задним приводом, прежде чем полностью закрыл их программу.

Осенью 1984 года Ллойд Ройсс, руководитель суперподразделения Chevrolet-Pontiac-GM from Kanada (и будущий президент всего GM), встретился с авторитетной группой автомобильных журналистов из Детройта (Detroit Auto Writers Group или DAWG) в которую входил и Ричард Джонсон.
1.jpg

Репринт страницы Automotive News со статьей о запуске в производство минивэна Chrysler

К тому времени минивэны концерна «Крайслер» моделей Plymouth Voyager, Dodge Caravan, а также Chrysler Town & Country (серия T115) продавались на рынке менее года, но уже стали настоящими хитами. И об этом трубили буквально все!

И вот Ройс смущенным тоном сказал нам, журналистам из DAWG: «Если вы попадете в наши старые запасники, то увидите прототип минивэна с кузовом из стекловолокна, созданный еще в 1978 году. Но наша тогдашняя [маркетинговая] оценка была такова, что мы не можем довести его до конвейера и продавать в достаточном объеме, чтобы сделать это выгодным бизнес-проектом».

Вот так и получилось, что именно Chrysler первым выбросил на массовый рынок компактный фургон для гаража (минивэн или MPV – пер.), но тогда уже ожидалось, что GM, Ford и японцы обгонят Chrysler в зарождающемся сегменте минивэнов в течение всего лишь нескольких лет. Однако, этого не произошло.

Якокка никогда не переставал хвастаться воздавать себе хвалу за свои успехи.
3_6.jpg

Ли Яккока представляет в 1983 году Америке принципиально новый для ее рынка автомобиль – переднеприводный экономичный многоместный минивэн

Так, в 2005 году он сказал мне: «Идея топовой модели Chrysler Town & Country была разработана у меня после поездки в Италии. Я никогда этого не забуду».

Наш главный маркетолог Джо Кампана сказал тогда: «Думаю, мы можем продавать его по тысяче единиц в год. Именно таким он мыслил тогда рынок для Town & Country. В реальности же в лучшие времена только эта модель продавалась в объеме 100 тысяч по $10 000 за единицу. И это спасло компанию».
dodge_caravan_8.jpg

Минивэн Chrysler Town & Country был самой топовой моделью в серии Т115, куда также входили Plimouth Voyager и Dodge Caravan

Надо добавить, что Chrysler уже 1984-м смог досрочно отдать весь 1,2-миллиардный долг правительству, причем, Яккока устроил из этого акта красочное телешоу с передачей на сцене в руки чиновников огромного плаката в виде банковского чека на эту огромную по тем временам сумму.
chrysler_town_country_6.jpg

Стандартный для 1970-х и начала 1980-х стейшн вэгон с многолитровым V8, пожиравшим бензин и семейные бюджеты, которым вынуждено пользовались все американские семьи с несколькими детьми (на фото Chrysler Town & Countr 1974–1977 годов выпуска)

Ну а миллионы и миллионы простых американских многодетных семей пересели с прожорливых (по 30-35 л бензина на сотню км) стандартных многоместных универсалов (т.н. «стейшн-вэгонов») с задним приводом и, как правило, с посадочной формулой 5/6+2, где два откидных детских места размещались в багажнике головами назад, что делило их салон фактически на три отсека – на юркие компактные и экономичные (с расходом топлива примерно в 3 раза меньшим, чем у многолитровых V8) и одновременно просторным моносалоном – с проходом от первого ряда до последнего, а также легкосьемными и даже поворотными в среднем ряду сиденьями (на современных моделях минивэнов два ряда задних сидений складываются, образуя ровный пол).
plymouth_voyager_1.jpg

После прожорливых стейшн-вэгонов компактные и втрое более экономичные минивэны стали просто спасителями семейных бюджетов многодетных американцев

Впрочем, пик популярности минивэнов остался примерно на рубеже 1990-х и 2000-х, так как в дальнейшем их сменили SUV (Sport Utility Vehicles), т.е. внедорожники и особенно кроссоверы, также взявшие на вооружение трехрядную компоновку салона, но при этом отличаясь в выгодную сторону от вальяжных полутораобъемных минивэнов более дерзким и харизматичным двухобъемным дизайном.
plymouth_voyager_chrysler_grand_voyager_chrysler_town_country.jpg

По данным на сентябрь 2023 года, за 40 лет по всему миру (в том числе и в России) было продано более 15 миллионов минивэнов Chrysler

Так, что на сегодня именно Chrysler остается единственным американским производителем MPV в лице модели Chrysler Pacifica – преемника минивэнов Caravan и Voyager (на фото ниже).
chrysler_pacifica.jpg
P.S. Рыночный сегмент (M-class) многоцелевых автомобилей или MPV, на сегодня не сказать, чтобы сверхмассовый, но будучи дополнен т.н. универсалами повышенной вместимости (типа LADA Largus) и компактвэнами (еще более компактными однообъемными 5–6-местными легковыми автомобилями с двумя или тремя рядами сидений, задний ряд которых может трансформироваться или вообще удаляться из салона) занимают свое законное место в современной классификации легковых автомобилей, и кроме Северной Америки достаточно популярны на рынках Европы и стран Дальнего Востока (Китай, Япония и Южная Корея).

В России по данным автомобильного журнала «Авто Ревю» полноразмерные минивэны или MPV заняли в 2024 году из проданных 1,58 млн новых легковых автомобилей лишь 0,34% рынка (5400 ед.), а универсалы повышенной вместимости и компактвэны – 1,3% (20 556 ед.) и это на фоне доли сегмента SUV в 69,3% или 1 млн 92,4 тыс. машин. Так, что идеи многодетности и многофункциональности на нашем рынке пока что остаются нишевыми.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Каталог «Автомобили мира 2026» выходит в свет – легенда возвращается!

Каталог «Автомобили мира 2026» выходит в свет – легенда возвращается!

Издательский Дом «Третий Рим» возрождает знаменитый уникальный ежегодный автомобильный каталог «АВТОМОБИЛИ МИРА» – заказывайте издание за 2026 год в нашем интернет-магазине

27.11.2025

Вручены награды победителям XIII конкурса «Автомобиль года» национальной премии экспертов автомобильного бизнеса «Топ-5 Авто»

20.11.2025

В подмосковном КВЦ «Патриот Экспо» началась выставка «Вездеходер 2025»

В подмосковном КВЦ «Патриот Экспо» началась выставка «Вездеходер 2025»

На VII выставке «Вездеходер'25» можно ознакомиться с самой широкой линейкой отечественных вездеходов и даже пройти на них тест-драйв

14.11.2025

Шарль Леклер сделал предложение своей подруге Александре Сен-Млё

Шарль Леклер сделал предложение своей подруге Александре Сен-Млё

В Формуле-1 появится, пожалуй, самая гламурная супружеская пара

04.11.2025

За исторический электромобиль GM EV1 заплатили $104 000

За исторический электромобиль GM EV1 заплатили $104 000

Кто-то заплатил шестизначную сумму за электромобиль, который GM пытался стереть из своей истории

30.10.2025

ВАЗ получил национальную премию «Лучший промышленный дизайн России» за кроссовер LADA Azimut

ВАЗ получил национальную премию «Лучший промышленный дизайн России» за кроссовер LADA Azimut

По результатам голосования в национальной премии «Лучший промышленный дизайн России» победил будущий кроссовер LADA Azimut

20.10.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.