3 декабря 2025
Chrysler первым создал минивэн (фургон для гаража) и смог удержать пальму первенства в сегменте MPV на десятилетия
Разошедшийся миллионными тиражами Ford Mustang сделал из Ли Яккоки звезду корпоративного бизнеса
Так, Якокка взял платформу обычного седана Ford Falcon и создал на его базе взорвавшую рынок «бомбу» в виде культового купе и кабриолета Mustang 1965 модельного года.
Хэл Сперлих был другом и единомышленником Ли Яккоки еще со времен создания легендарного «Форда Мустанга»
Якокка создавал и Mustang, и минивэн Т115 вместе с Гарольдом («Хэлом») Сперлихом (1930–2025), своим другом, союзником, а иногда и спарринг-партнером в Ford и Chrysler.
Гарольд («Хэл») Сперлих (1930–2025) – отец концепции минивэна
Сперлих продвигал идею минивэна в Ford еще в начале 1970-х, прежде чем был уволен Генри Фордом II за свою наглость смелость говорить правду власти.
Попытки продавать американцам обычные вэны в качестве семейных автомобилей провалились в силу их громоздкости (на фото Plimouth Caravan 1977 года)
Ли добавляет: «Том Гейл сделал финальную версию дизайна минивэна, но ты же знаешь, что это по-прежнему была коробка. Его габаритная высота была привязана к стандартной высоте гаражей в одно- двухэтажных коттеджах. Основной идеей было создать многофункциональный фургон с габаритами, управляемостью и экономичностью максимально близкими к компактным легковым моделям. Но было и то, о чем мы даже и не думали, когда создавали минивэн. Годы спустя, например, многодетные матери благодаря достаточно высокому салону получили возможность добраться до его задней части не выходя из машины, чтобы, к примеру, отшлепать слишком уж расшалившихся детишек. Вот так это получилось. И это стало причиной феноменального успеха».
Модельный ряд концерна Chrysler середины 1980-х, т.е. эпохи Ли Яккоки, где главным хитом продаж стал именно минивэн
В конце 1970-х третий по величине концерн «Большой детройтской тройки» Chrysler Motors едва избежал банкротства (благодаря героическим усилиям Ли Яккоки он был спасен 1,2-миллиардным правительственным займом, выданным администрацией Джимми Картера – авт.) и в начале 1980-х бесконечно далек от процветания (да еще и на фоне разразившегося тогда из-за Ирано-иракской войны Второго нефтяного кризиса – пер.).
Компании Chrysler Motors удалось запустить в серию минивэн с минимальными издержками потому что в ее распоряжении уже была компактная переднеприводная платформа от легковых автомобилей K-серии (на фото выше)
Якокка сказал: «Один из моих финансистов пришел в Центр дизайна и сказал, что на строительство сборочного завода для производства минивэнов потребуется 700 миллионов долларов. Я сказал, что у нас нет денег, но давайте добавим $700 млн к нашему бюджету [т.е. долгам] и надеемся, что сможем все воплотить. И это оказалось самым успешным запуском нового продукта за всю историю!».
Когда администрация Джимми Картера спасала Chrysler выдачей 1,2-миллиардного заема, о минивэне речи еще не было
А возможным, это стало, потому что в 1980-м Яккока смог запустить в серию на полученный правительственный заем компактные экономичные легковушки на переднеприводной K-платформе, хорошо принятые клиентами (пер.).
Репринт страницы Automotive News со статьей о запуске в производство минивэна Chrysler
К тому времени минивэны концерна «Крайслер» моделей Plymouth Voyager, Dodge Caravan, а также Chrysler Town & Country (серия T115) продавались на рынке менее года, но уже стали настоящими хитами. И об этом трубили буквально все!
Ли Яккока представляет в 1983 году Америке принципиально новый для ее рынка автомобиль – переднеприводный экономичный многоместный минивэн
Так, в 2005 году он сказал мне: «Идея топовой модели Chrysler Town & Country была разработана у меня после поездки в Италии. Я никогда этого не забуду».
Минивэн Chrysler Town & Country был самой топовой моделью в серии Т115, куда также входили Plimouth Voyager и Dodge Caravan
Надо добавить, что Chrysler уже 1984-м смог досрочно отдать весь 1,2-миллиардный долг правительству, причем, Яккока устроил из этого акта красочное телешоу с передачей на сцене в руки чиновников огромного плаката в виде банковского чека на эту огромную по тем временам сумму.
Стандартный для 1970-х и начала 1980-х стейшн вэгон с многолитровым V8, пожиравшим бензин и семейные бюджеты, которым вынуждено пользовались все американские семьи с несколькими детьми (на фото Chrysler Town & Countr 1974–1977 годов выпуска)
Ну а миллионы и миллионы простых американских многодетных семей пересели с прожорливых (по 30-35 л бензина на сотню км) стандартных многоместных универсалов (т.н. «стейшн-вэгонов») с задним приводом и, как правило, с посадочной формулой 5/6+2, где два откидных детских места размещались в багажнике головами назад, что делило их салон фактически на три отсека – на юркие компактные и экономичные (с расходом топлива примерно в 3 раза меньшим, чем у многолитровых V8) и одновременно просторным моносалоном – с проходом от первого ряда до последнего, а также легкосьемными и даже поворотными в среднем ряду сиденьями (на современных моделях минивэнов два ряда задних сидений складываются, образуя ровный пол).
После прожорливых стейшн-вэгонов компактные и втрое более экономичные минивэны стали просто спасителями семейных бюджетов многодетных американцев
Впрочем, пик популярности минивэнов остался примерно на рубеже 1990-х и 2000-х, так как в дальнейшем их сменили SUV (Sport Utility Vehicles), т.е. внедорожники и особенно кроссоверы, также взявшие на вооружение трехрядную компоновку салона, но при этом отличаясь в выгодную сторону от вальяжных полутораобъемных минивэнов более дерзким и харизматичным двухобъемным дизайном.
По данным на сентябрь 2023 года, за 40 лет по всему миру (в том числе и в России) было продано более 15 миллионов минивэнов Chrysler
Так, что на сегодня именно Chrysler остается единственным американским производителем MPV в лице модели Chrysler Pacifica – преемника минивэнов Caravan и Voyager (на фото ниже).
|
|
Издательский Дом «Третий Рим» возрождает знаменитый уникальный ежегодный автомобильный каталог «АВТОМОБИЛИ МИРА» – заказывайте издание за 2026 год в нашем интернет-магазине
27.11.2025
Кроссовер Jetour T2 признан «Автомобилем года» в России по версии премии «Топ-5 Авто»
20.11.2025
На VII выставке «Вездеходер'25» можно ознакомиться с самой широкой линейкой отечественных вездеходов и даже пройти на них тест-драйв
14.11.2025
В Формуле-1 появится, пожалуй, самая гламурная супружеская пара
04.11.2025
Кто-то заплатил шестизначную сумму за электромобиль, который GM пытался стереть из своей истории
30.10.2025
По результатам голосования в национальной премии «Лучший промышленный дизайн России» победил будущий кроссовер LADA Azimut
20.10.2025