«ГАЗель» дожила до 30-летнего юбилея

«ГАЗель» дожила до 30-летнего юбилея

23 июля 2024


В июле 1994 года с конвейера ГАЗа начал сходить самый популярный российский коммерческий автомобиль «ГАЗель»


автор

Александр Климнов, фото autowp.ru, Дзен.ру



Тридцать лет назад – 20 июля 1994 года, с конвейера Горьковского автозавода начал сходить первый российский 1,5-тонный грузовой автомобиль ГАЗ-3302, впервые среди нижегородских грузовых моделей, получивший собственное имя «ГАЗель».
ГАЗель_1993.jpg

Серию еще опытных полуторок ГАЗ продемонстрировал на MIMS-1993, но тогда никто еще не мог поверить, что серийный выпуск первенца ГАЗ-3302 начнется всего лишь через год, а все прочие модификации окажутся в серии еще в течение 1,5 лет

Проект по созданию и производству «ГАЗели» многими автомобильными [и не только] экспертами признан одним из самых удачных в отечественном автомобилестроении за всю его историю, а также самым ярким и эффективным во всей постсоветской российской экономике конца XX – начала XXI веков.

История «ГАЗели» началась в 1988 году, когда Горьковский автомобильный завод (тогда еще производственное объединение «АвтоГАЗ» – авт.) проявил смелую инициативу – полностью самостоятельно разработать серию полуторок (которые напрочь отсутствовали в номенклатуре отечественных автозаводов еще с 1950-х – авт.).

Ведущим конструктором проекта тогда стал Владимир Четвериков, также в создании малотоннажника самое активное участие принимали конструкторы Александр Бутусов и Владимир Давыдов, дизайнер Станислав Волков и многие другие.

Общий ход работ курировался главным конструктором завода по грузовым автомобилям Юрием Кудрявцевым.

В конструкции современной полуторки использовались агрегаты от серийных и перспективных легковых автомобилей «Волга», включая двигатели серий ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406, новая механическая 5-ступенчатая коробка передач, редуктор главной передачи ведущего моста и проч.

При этом был разработан также ряд оригинальных узлов, таких как короткокапотная кабина (прообразом которой стал Ford Transit'86 – авт.), кузов и рама. К слову, именно наличие рамы у «ГАЗели» стало заметным отличием российского малотоннажника от многих европейских конкурентов и, где-то, преимуществом.

Первый опытный образец бортовой полуторки ГАЗ-3302 поехал по дорогам уже в конце 1990 года. Испытания, разработка конструкции (также при помощи системы автоматизированного проектирования CATIA – авт.) и ее доработка, подготовка производства и сертификация велись форсированными темпами и заняли всего три с половиной года, что для находившегося в застое советского автопрома (как, впрочем, и вся экономика) было просто «космической» скоростью.
DSC_0086.jpg

Один из опытных ГАЗ-3302 (тогда еще не «Газели») уцелел и сейчас стал экспонатом Музея ГАЗа

У ранних опытных ГАЗ-3302 было много отличий от будущих серийных машин, а главное, тогда они еще не назывались «ГАЗелями»!
gaz-3302_gazel_2.jpg

Выбор именно бортовой (тентованной) модели ГАЗ-3302 в качестве первенца серии «ГАЗель» оказался оправданным – грузовик  проще по конструкции, чем ЦМФ, и главное, дешевле 

Это удачное название всего за пару недель до старта производства предложил Владимир Носаков, занимавший на протяжении десяти лет пост главного конструктора по легковым автомобилям. Название в честь быстрого (но не хищного) животного, не задействованное тогда никем из мировых производителей, а некоторыми и считавшееся составным словом «ГАЗ + Ельцин, по фамилии первого президента России», оказалось удачным и многими в стране даже стало восприниматься как аналог всего класса легких коммерческих автомобилей или LCV.
gaz-32213_gazel_marsrutnoe_taksi_1.jpg

ГАЗ-322132 «Маршрутное такси» мало того, что быстро вытеснила из «маршруток» латвийские РАФики, так еще фактически устроила в стране «маршруточный бум», хотя к модели и были претензии по безопасности

  Со временем полуторка модернизировалась и обросла целым шлейфом модификаций. Так, летом 1995-го появилась модификация ГАЗ-33023 «Фермер» с двойной 6-местной кабиной, а также полноприводный грузовик ГАЗ-33027, а еще через полгода – в декабре со своей собственной сборочной линии стал сходить цельнометаллический фургон ГАЗ-2705, в том числе в 7-местной версии Комби (для постройки окрасочной линии для них МБРР выделил заводу кредит в $125 млн – авт.), а через квартал на его базе стартовал 8-местный микроавтобус ГАЗ-3221, который летом 1996-го дополнила 13-местная версия ГАЗ-32213, фактически устроившая в нашей стране и в СНГ бум «маршруток».

В 2003 году «ГАЗель» прошла рестайлинг, получив современные каплевидные блок-фары (унифицированные с таковыми же у среднетоннажника ГАЗ-3310 «Валдай»), а также модернизированную раму (с более широким расстоянием между швеллерами спереди), что позволило ставить на автомобиль самую широкую номенклатуру двигателей.
IMG_2979.jpg

«ГАЗель БИЗНЕС» за счет использования импортных компонентов (в том числе дизеля Cummins ISF2.8) смогла подтянуться к аналогам по надежности и эффективности эксплуатации

  Еще более важным этапом обновления автомобиля стал запуск в 2010 году глубоко модернизированной серии «ГАЗель БИЗНЕС», получившей около 200 изменений, направленных на повышение потребительских качеств и технологичности, включая появление дизельного двигателя (им стал Cummins ISF2.8 китайского производства – авт.) и ряда импортных комплектующих.
gaz_gazel_next_13.jpg

Второе поколение полуторки – «ГАЗель NEXT» получила в 2013 году современную просторную кабину, а также ряд современных систем и, главное – базовым стал дизельный двигатель Cummins ISF2.8 

В 2013 году стартовало серийное производство полуторки второго поколения: «ГАЗели NEXT». Эта модель получила совершенно новую просторную кабину из оцинкованной стали, независимую переднюю подвеску, реечное рулевое управление и множество других нововведений.
Zastavka.jpg

О запуске насыщенной современными электронными системами «ГАЗели NN» Горьковский автозавод отрапортовал в мае 2021 года

В 2021 году в производство была запущена новая «ГАЗель NN» с цифровой платформой и более современным дизайном.

За прошедшие три десятилетия «ГАЗель» превратилась в настоящий символ российского автопрома среди легких коммерческих автомобилей.

Количество выпущенных автомобилей серии «ГАЗель» приближается уже к трем миллионам, и при этом первые два поколения машины продолжают оставаться бестселлерами рынка, тогда как третье – «ГАЗель NN» уверенно набирает обороты.
Новые LCV в сентябре втрое опередили по динамике подержанные
Ранее ГАЗ приводил интересную статистику по распределению парка свежих (до 5 лет) «ГАЗелей», так почти 45% владельцев «ГАЗели» – физические лица, а наибольший парк у юрлиц приходился на транспортную отрасль (18,5%), на втором месте – торговля с почти 18%, а на третьем – промышленность с 13%. Характерно, что в сельском хозяйстве трудилось всего 4,5% свежих полуторок.  

P.S. В середине 1990-х – первые годы постсоветских рыночных реформ, «ГАЗель», несомненно, стала спасителем Горьковского автозавода, чья основная продукция – бензиновые среднетоннажные грузовики (востребованные преимущественно в Агропроме и в армии) тогда резко перестали пользоваться спросом. А вот «ГАЗель», выступившая «палочкой-выручалочкой» для мелкого бизнеса, Минздрава (на замену РАФикам из все менее дружественной Латвии), МВД и коммунальных служб, превратилась в настоящий народный бестселлер, хотя в первые годы производства еще изживала «детские болезни».
ГАЗель NN представили официально
Второе поколение «ГАЗель NEXT» позволило ГАЗу в 2010-х успешно конкурировать с современными иномарками в сегменте LCV, а ее продолжателем в 2020-х стала интеллектуальная «ГАЗель NN».

И все же, несмотря на появление преемников, первое поколение «ГАЗели» («ГАЗель БИЗНЕС»), думается, будет оставаться в строю еще столько, сколько на нее будет оставаться рыночный спрос, а он есть, так как по соотношению цены-качества это один из самых конкурентоспособных коммерческих автомобилей на рынке.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru





Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ГАЗ добавил туристическим «Соболям NN» и «Газелям NN» спорта и комфорта

ГАЗ добавил туристическим «Соболям NN» и «Газелям NN» спорта и комфорта

ГК «СТТ» представил на MITT'25 туристические версии «Соболя NN» и «Соболя NN 4x4»

19.03.2025

С 8 марта!

С 8 марта!

Поздравление с Международным женским днем 8 марта

07.03.2025

Поздравление с 23 февраля – Днем защитника Отечества

Поздравление с 23 февраля – Днем защитника Отечества

Поздравление с Днем защитника Отечества

22.02.2025

Под крылом самолета о чем-то поют

Под крылом самолета о чем-то поют

Ресертификация Ан-2 с отечественным ТНВД может лишить его статуса пассажирского самолета, а с преемником ЛМС-901 «Байкал» возникли конструкционные проблемы

21.02.2025

Нидерландские специалисты выявили вредные для водителя ассистенты

Нидерландские специалисты выявили вредные для водителя ассистенты

Круиз-контроль и его адаптивная версия оказывается повышают, а не снижают аварийность

14.02.2025

Музей транспорта Москвы завершил реставрацию раннего «ушастого» инвалидного «Запорожца» ЗАЗ-966ВБ2

Музей транспорта Москвы завершил реставрацию раннего «ушастого» инвалидного «Запорожца» ЗАЗ-966ВБ2

В Музее транспорта Москвы прошла реставрация микролитражки «Запорожец» в инвалидной версии  ЗАЗ-966ВБ2

12.02.2025

В Китае введено в строй крупнейшее в мире судно-автовоз «BYD SHENZHEN» вместимостью 9200 автомобилей

В Китае введено в строй крупнейшее в мире судно-автовоз «BYD SHENZHEN» вместимостью 9200 автомобилей

Новейшее судно-автовоз «BYD SHENZHEN» стало самым экологически чистым судном типа RO-RO в мире

17.01.2025

Возврат к списку