«ГАЗель» дожила до 30-летнего юбилея

«ГАЗель» дожила до 30-летнего юбилея

23 июля 2024


В июле 1994 года с конвейера ГАЗа начал сходить самый популярный российский коммерческий автомобиль «ГАЗель»


автор

Александр Климнов, фото autowp.ru, Дзен.ру



Тридцать лет назад – 20 июля 1994 года, с конвейера Горьковского автозавода начал сходить первый российский 1,5-тонный грузовой автомобиль ГАЗ-3302, впервые среди нижегородских грузовых моделей, получивший собственное имя «ГАЗель».
ГАЗель_1993.jpg

Серию еще опытных полуторок ГАЗ продемонстрировал на MIMS-1993, но тогда никто еще не мог поверить, что серийный выпуск первенца ГАЗ-3302 начнется всего лишь через год, а все прочие модификации окажутся в серии еще в течение 1,5 лет

Проект по созданию и производству «ГАЗели» многими автомобильными [и не только] экспертами признан одним из самых удачных в отечественном автомобилестроении за всю его историю, а также самым ярким и эффективным во всей постсоветской российской экономике конца XX – начала XXI веков.

История «ГАЗели» началась в 1988 году, когда Горьковский автомобильный завод (тогда еще производственное объединение «АвтоГАЗ» – авт.) проявил смелую инициативу – полностью самостоятельно разработать серию полуторок (которые напрочь отсутствовали в номенклатуре отечественных автозаводов еще с 1950-х – авт.).

Ведущим конструктором проекта тогда стал Владимир Четвериков, также в создании малотоннажника самое активное участие принимали конструкторы Александр Бутусов и Владимир Давыдов, дизайнер Станислав Волков и многие другие.

Общий ход работ курировался главным конструктором завода по грузовым автомобилям Юрием Кудрявцевым.

В конструкции современной полуторки использовались агрегаты от серийных и перспективных легковых автомобилей «Волга», включая двигатели серий ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406, новая механическая 5-ступенчатая коробка передач, редуктор главной передачи ведущего моста и проч.

При этом был разработан также ряд оригинальных узлов, таких как короткокапотная кабина (прообразом которой стал Ford Transit'86 – авт.), кузов и рама. К слову, именно наличие рамы у «ГАЗели» стало заметным отличием российского малотоннажника от многих европейских конкурентов и, где-то, преимуществом.

Первый опытный образец бортовой полуторки ГАЗ-3302 поехал по дорогам уже в конце 1990 года. Испытания, разработка конструкции (также при помощи системы автоматизированного проектирования CATIA – авт.) и ее доработка, подготовка производства и сертификация велись форсированными темпами и заняли всего три с половиной года, что для находившегося в застое советского автопрома (как, впрочем, и вся экономика) было просто «космической» скоростью.
DSC_0086.jpg

Один из опытных ГАЗ-3302 (тогда еще не «Газели») уцелел и сейчас стал экспонатом Музея ГАЗа

У ранних опытных ГАЗ-3302 было много отличий от будущих серийных машин, а главное, тогда они еще не назывались «ГАЗелями»!
gaz-3302_gazel_2.jpg

Выбор именно бортовой (тентованной) модели ГАЗ-3302 в качестве первенца серии «ГАЗель» оказался оправданным – грузовик  проще по конструкции, чем ЦМФ, и главное, дешевле 

Это удачное название всего за пару недель до старта производства предложил Владимир Носаков, занимавший на протяжении десяти лет пост главного конструктора по легковым автомобилям. Название в честь быстрого (но не хищного) животного, не задействованное тогда никем из мировых производителей, а некоторыми и считавшееся составным словом «ГАЗ + Ельцин, по фамилии первого президента России», оказалось удачным и многими в стране даже стало восприниматься как аналог всего класса легких коммерческих автомобилей или LCV.
gaz-32213_gazel_marsrutnoe_taksi_1.jpg

ГАЗ-322132 «Маршрутное такси» мало того, что быстро вытеснила из «маршруток» латвийские РАФики, так еще фактически устроила в стране «маршруточный бум», хотя к модели и были претензии по безопасности

  Со временем полуторка модернизировалась и обросла целым шлейфом модификаций. Так, летом 1995-го появилась модификация ГАЗ-33023 «Фермер» с двойной 6-местной кабиной, а также полноприводный грузовик ГАЗ-33027, а еще через полгода – в декабре со своей собственной сборочной линии стал сходить цельнометаллический фургон ГАЗ-2705, в том числе в 7-местной версии Комби (для постройки окрасочной линии для них МБРР выделил заводу кредит в $125 млн – авт.), а через квартал на его базе стартовал 8-местный микроавтобус ГАЗ-3221, который летом 1996-го дополнила 13-местная версия ГАЗ-32213, фактически устроившая в нашей стране и в СНГ бум «маршруток».

В 2003 году «ГАЗель» прошла рестайлинг, получив современные каплевидные блок-фары (унифицированные с таковыми же у среднетоннажника ГАЗ-3310 «Валдай»), а также модернизированную раму (с более широким расстоянием между швеллерами спереди), что позволило ставить на автомобиль самую широкую номенклатуру двигателей.
IMG_2979.jpg

«ГАЗель БИЗНЕС» за счет использования импортных компонентов (в том числе дизеля Cummins ISF2.8) смогла подтянуться к аналогам по надежности и эффективности эксплуатации

  Еще более важным этапом обновления автомобиля стал запуск в 2010 году глубоко модернизированной серии «ГАЗель БИЗНЕС», получившей около 200 изменений, направленных на повышение потребительских качеств и технологичности, включая появление дизельного двигателя (им стал Cummins ISF2.8 китайского производства – авт.) и ряда импортных комплектующих.
gaz_gazel_next_13.jpg

Второе поколение полуторки – «ГАЗель NEXT» получила в 2013 году современную просторную кабину, а также ряд современных систем и, главное – базовым стал дизельный двигатель Cummins ISF2.8 

В 2013 году стартовало серийное производство полуторки второго поколения: «ГАЗели NEXT». Эта модель получила совершенно новую просторную кабину из оцинкованной стали, независимую переднюю подвеску, реечное рулевое управление и множество других нововведений.
Zastavka.jpg

О запуске насыщенной современными электронными системами «ГАЗели NN» Горьковский автозавод отрапортовал в мае 2021 года

В 2021 году в производство была запущена новая «ГАЗель NN» с цифровой платформой и более современным дизайном.

За прошедшие три десятилетия «ГАЗель» превратилась в настоящий символ российского автопрома среди легких коммерческих автомобилей.

Количество выпущенных автомобилей серии «ГАЗель» приближается уже к трем миллионам, и при этом первые два поколения машины продолжают оставаться бестселлерами рынка, тогда как третье – «ГАЗель NN» уверенно набирает обороты.
Новые LCV в сентябре втрое опередили по динамике подержанные
Ранее ГАЗ приводил интересную статистику по распределению парка свежих (до 5 лет) «ГАЗелей», так почти 45% владельцев «ГАЗели» – физические лица, а наибольший парк у юрлиц приходился на транспортную отрасль (18,5%), на втором месте – торговля с почти 18%, а на третьем – промышленность с 13%. Характерно, что в сельском хозяйстве трудилось всего 4,5% свежих полуторок.  

P.S. В середине 1990-х – первые годы постсоветских рыночных реформ, «ГАЗель», несомненно, стала спасителем Горьковского автозавода, чья основная продукция – бензиновые среднетоннажные грузовики (востребованные преимущественно в Агропроме и в армии) тогда резко перестали пользоваться спросом. А вот «ГАЗель», выступившая «палочкой-выручалочкой» для мелкого бизнеса, Минздрава (на замену РАФикам из все менее дружественной Латвии), МВД и коммунальных служб, превратилась в настоящий народный бестселлер, хотя в первые годы производства еще изживала «детские болезни».
ГАЗель NN представили официально
Второе поколение «ГАЗель NEXT» позволило ГАЗу в 2010-х успешно конкурировать с современными иномарками в сегменте LCV, а ее продолжателем в 2020-х стала интеллектуальная «ГАЗель NN».

И все же, несмотря на появление преемников, первое поколение «ГАЗели» («ГАЗель БИЗНЕС»), думается, будет оставаться в строю еще столько, сколько на нее будет оставаться рыночный спрос, а он есть, так как по соотношению цены-качества это один из самых конкурентоспособных коммерческих автомобилей на рынке.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Крупнейшая осенняя выставка-форум CarX-2024 пройдет с 8 по 10 октября в Москве

07.10.2024

В Москве замечен поддельный родстер Aston Martin

В Москве замечен поддельный родстер Aston Martin

На улицах столицы ездит японский родстер в стиле английского бренда Aston Martin

30.09.2024

LADA «классика» признана одной из самых массовых автомобилей в мире

LADA «классика» признана одной из самых массовых автомобилей в мире

С показателем в 18 млн произведенных машин 7-е место в рейтинге самых массовых легковушек мира журнала Autocar заняла LADA Riva  

26.09.2024

Глава Ford Motor признал превосходство китайского автопрома

Глава Ford Motor признал превосходство китайского автопрома

CEO Ford Джим Фарли призвал поднять качество своих электромобилей до китайского

18.09.2024

Культовый внедорожник Land Rover Defender никак не желает уходить со сцены

Культовый внедорожник Land Rover Defender никак не желает уходить со сцены

Land Rover предложил дорогие рестомоды на базе классического Defender

29.08.2024

В московском каршеринге появятся рестомоды «Волги»

В московском каршеринге появятся рестомоды «Волги»

На Северном Речном вокзале отметили 9-летие столичного каршеринга

26.08.2024

В компании JLR задумались над нетривиальным спасением внедорожника Land Rover Discovery

В компании JLR задумались над нетривиальным спасением внедорожника Land Rover Discovery

Потерявший популярность Land Rover Discovery попытаются спасти, превратив в минивэн

22.08.2024

Возврат к списку