В конце года индийцы и французы хотят начать продажу пневмомобилей на Гавайях
Александр Климнов, фото MDI, wikipedia, indiacarfans.com
Ведущий индийский производитель автомобилей Tata надеется выпустить на рынок воздухомобиль (пневмомобиль) на сжатом воздухе – идея, «витающая в воздухе» уже более столетия, но оказавшаяся крепким орешком даже для технологий космического века.
Городской автомобиль, приводимый в действие пневматически-пропеллерным двигателем, работающим на сжатом воздухе (лопатки пневмотурбинки вращаются от потока воздуха), разрабатывался индийцами совместно с французской фирмой Motor Development International (MDI) еще с 2007 года (проект OneCAT),
но теперь проект выходит на финишную прямую как AIRPod. Французская фирма с 2011 года продвигает проект AIRPod, представляющий собой 2-метровый яйцеобразный автомобиль-рикшу с пластиковым кузовом вместимостью 2+1 (два взрослых и ребенок), способный развивать скорость от 45 до 70 километров в час и преодолевать на одном зарядке пневмобаллона (при давлении в 350 атмосфер) от 150 до 200 км.
Соответственно зарядка баллона сжатым воздухом происходит либо на зарядной станции, либо прямо во время движения с помощью электродвигателя.
Пневмомобиль также может восстанавливать энергию во время торможения, как и нынешние гибриды.
Интересно, что управление «Эирподом» осуществляется при посредстве джойстика. Концепция все еще кажется несколько несовершенной (так принципиальную проблему представляет запуск при низких температурах – пневмомотор просто не запускается и данная проблема так принципиально и не решена),
но ее преимуществом выступает гораздо более дешевая зарядка (всего €1,5) и экологичный цикл эксплуатации и утилизации.
В последующие годы MDI пыталась пристроить AIRPod на родине. Так, власти Парижа хотели создать сеть почасовой аренды AIRPod, а власти Бордо планировали заменить им весь парк такси, однако, эти планы так и остались лишь прожектами.
Концепт пневмомобиля Tata, возможно станет серийным в 2020-х
Тем не менее, несколько лет назад MDI и Tata начали второй этап детальной разработки проекта. Президент и руководитель подразделения Advanced and Product Engineering Tata Motors доктор Тим Левертон сказал в интервью журналу Autocar Professional: «Сейчас мы находимся на этапе, когда мы начинаем индустриализацию (проекта)».
Tata и MDI намереваются запустить проект в конце нынешнего года на Гавайях. Транспортные средства будут продаваться через американскую франшизу Zero Pollution Motors. А вот о планах внедрения новой технологии на индийском рынке пока не слышно.
P.S. Исходя из невозможности холодного запуска пневмо-пропеллерного мотора его появление в России исключается, однако, для тропических стран, для которых электромобили на литиевых аккумуляторах еще долго будут оставаться слишком дорогими такая технология может стать вполне приемлемой, при условии, конечно, ее промышленного освоения.