Исполнилось 125 лет первому «настоящему» автомобилю – Mercedes 35PS Rennwagen
9 декабря 2025
125-й день рождения первого Mercedes, изменившего мир автомобилей
Валерий Васильев, фото производителя, дзен.ру, autowp.ru, carmodel.com
Ровно 125 лет назад произошло событие, ставшее поворотным моментом в истории мирового автомобилестроения – немецкая компания Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) завершила сборку и обкатку автомобиля, заказанного одним из пионеров автомобилизма, предпринимателем и страстным автогонщиком и заодно консулом Австро-Венгерской Империи в Ницце – Эмилем Еллинеком (1853-1917) [фото на заставке, где за рулем автомобиля в Ницце сам граф Еллинек].
Этот автомобиль – Mercedes 35PS Rennwagen, считается прародителем всех современных автомобилей, включая гоночные, а также самым первым носителем легендарного имени «Мерседес», данным в честь старшей дочери Еллинека – Мерсéдес Еллинек (кстати, никакого отношения к автомобилям последствии не имевшей).
Поистине революционный дизайн новой модели, появившейся всего через 14 лет после изобретения самого первого автомобиля Даймлера, задал новые стандарты: мощный двигатель, эффективный водяной радиатор спереди, классическая компоновка с приводом задних колес, длинная колесная база и низкий центр тяжести.
Автомобиль Mercedes 35PS был создан на стыке автоспорта и повседневности, с равным успехом покоряя гоночные трассы и обеспечивая комфорт в путешествиях (для участия в гонках с автомобиля попросту снимались крылья, клаксон и задний ряд сидений, вместо которых ставился дополнительный бензобак на котором размещались запасная покрышка и камера, тогда как фар не было и в помине даже на дорожном варианте).
Идея его создания родилась из стремления к безопасности и прогрессу.
После трагической аварии раннего гоночного автомобиля Daimler, Еллинек, содержавший собственную гоночную команду, поставил перед гениальным инженером Вильгельмом Майбахом задачу: создать такой автомобиль, который был бы не только мощнее, но и кардинально безопаснее и современнее всего существовавшего.
И Майбах со своей командой сумели совершили настоящий прорыв, отказавшись от царившей в конце XIX столетия концепции «моторизованной повозки».
Они разработали принципиально новую конструкцию с низким центром тяжести для устойчивости, дополнив ее эргономическими новациями: наклонной рулевой колонкой и коробкой передач с ножной педалью размыкания сцепления, которые стали отраслевым стандартом (как впоследствии и многие другие нововведения на автомобилях марки Mercedes).
Сердцем автомобиля стал новый высокопроизводительный 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 5913 см3, а ключом к его стабильной работе – изобретенный Майбахом сотовый радиатор.
Эта техническая деталь в передней части со временем превратилась в узнаваемый дизайнерский символ бренда как и низкий общий профиль автомобиля, ставший классикой.
После тщательной обкатки 22 ноября 1900 года и доработки некоторых узлов по требованию Елинека, выступавшего в гонках под псевдонимом по имени своей дочери «Mercedes» (аристократам было тогда неуместно лично соревноваться под собственными именами и фамилиями), автомобиль отправился на юг Франции, где в марте 1901 года на знаменитой Гоночной неделе в Ницце Mercedes 35PS безраздельно господствовал.
Автомобиль одержал победы в ключевых заездах, включая гонку Ницца–Салон–Ницца и подъем на холм Ницца–Ла-Тюрби. Столь оглушительный триумф знатолкнул Эмиля Еллинека на то, чтобы стать официальным торговым представителем (по современному дистрибъютером) фирмы DMG во Франции, а также навсегда закрепил имя Mercedes в автомобильной истории, вскоре сделав его всемирно известной торговой маркой.
Наследие первого «Мерседеса» живет и поныне: от модельного ряда первых серийных Mercedes-Simplex 1902 года (к наиболее известным среди них относятся модели 40/45PS и 60PS с двигателями объемом 6785 и 9235 см3, развивавшими до 90 км/ч), до современных автомобилей, таких как новый Mercedes-Benz GLC, стиль дизайна решетки радиатора которого – прямая отсылка к той самой инновационной конструкции 1900 года, ставшей культовой на заре автомобилизма.
Автомобиль Mercedes 35PS стал не просто удачной конструкцией, непосредственно определившей вектор развития автомобилестроения на будущие почти полвека, но и точкой отсчета, с которой и началась современная эра автомобилестроения.
А бренд Mercedes (с 1926 года – Mercedes-Benz, после объединения фирмы Daimler с фирмой еще одного пионера автомобилизма Карла Бенца) – остается одним из самых уважаемых в мире и по сей день.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Издательский Дом «Третий Рим» возрождает знаменитый уникальный ежегодный автомобильный каталог «АВТОМОБИЛИ МИРА» – заказывайте издание за 2026 год в нашем интернет-магазине