История парадных фаэтонов и кабриолетов на Красной площади
10 мая 2024
За всю историю военных парадов на Красной площади их открывали шесть моделей фаэтонов и кабриолетов
Александр Климнов, фото автора, auto.ru, autowp.ru, rg.ru
Впервые открытый легковой автомобиль (фаэтон) был включен в формат такого торжественного мероприятия как военный парад на Красной площади – 1 мая 1941 года.
Им был 6-местный ЗиС-102А – модификация 7-местного лимузина ЗиС-101А со складным матерчатым верхом вместо жесткой металлической крыши. Тогда открытый автомобиль возглавил колонну бронетехники, однако командующий и принимающий парад разъезжали по брусчатке Красной площади на породистых конях (что требовало недюжинной кавалерийской выучки – ав.), причем, И.В.Сталин в этой связи категорично заключил: «Не будем менять хорошую традицию Красной армии».
Впервые фаэтон ЗиС-102 проехал по Красной площади во время военного парада 1 мая 1941 года
Впрочем, впервые прототип ЗиС-102 (на базе серийного ЗиС-101) провезли по Красной площади (именно провезли на специальном постаменте, сооруженном на грузовике) 18 июля 1938 года на посвященном 20-летию ВЛКСМ на Всесоюзном параде физкультурников в колонне спортобщества «Торпедо». Уже своим ходом предсерийный ЗиС-102А (индекс, присвоенный после модернизации с оперением как у «рестайлингового» лимузина ЗиС-101А) принял участие в параде физкультурников на Красной площади 21 июля 1940 года, а также 12 августа 1945 года.
Экземпляр ЗИС-102 экспонировался перед войной на ВСХВ
Технически ЗиС-102/-102А повторял лимузин ЗиС-101 с его карбюраторным 5,8-литровым 110-сильным рядным (!) 8-цилиндровым двигателем и 3-ступенчатой механической коробкой передач была, зависимыми передней и задней подвесками и барабанными тормозами. Кузов ЗИС-102/-102А (как и исходных ЗИС-101/-101А) был с каркасом из дерева, на который навешивались штампованные металлические панели, однако, отсутствие жесткой крыши потребовало радикального пересмотра конструкции силового каркаса кузова, который был укреплен дополнительными углами-оковками и специальным задним поясом, усиленным металлической стенкой, что позволило создать жесткую замкнутую коробку кузова. Помимо этого каркас был дополнительно усилен стягивающей кузов центральной перегородкой позади передних сидений. При этом вместо технологически более сложного кузова типа кабриолет с подъемными стеклами в дверях, которые бы заподлицо входили в пазы металлических элементов натянутого матерчатого верха, был выбран более простой технологически вариант с кузовом фаэтон, у которого вместо боковых стекол использовались пристегивающиеся к дверям брезентовые боковины с целлулоидными окошками. Задние двери ЗиС-102/-102А были выполнены открывались по ходу движения авто (в то время, как у ЗиС-101 они открывались против хода). Снаряженная масса у ЗиС-102 была как и у «101-го» равна 2,5 тоннам.
Фаэтон ЗиС-102 выпускался буквально поштучно, так как производство фаэтона требовало специальных штампов, а также оборудования, на котором можно было бы изготавливать тенты. На сегодня точно неизвестно, сколько же экземпляров ЗИС-102 было выпущено – цифры «гуляют» от 11 до 20 экземпляров. С началом ВОВ производство ЗиС-102А было прекращено уже в июле как и ЗиС-101А, и до нашего времени не сохранился ни один такой фаэтон.
После смерти Сталина уже 1 мая 1953 года открытые автомобили ЗиС-110Б сменили породистых коней, на которых традиционно выезжали командующий и принимающий военные парады на Красной площади на фаэтон ЗиС-110Б.
Эта была машина серо-голубого цвета, разработка которой велась по указанию Сталина еще во времена ВОВ. Интересно, что, если внешне ЗиС-110 заметно напоминал Packard Super Eight 180, то его открытая версия ЗиС-110Б уже была полностью разработкой советских конструкторов, так как к этому времени ни Packard, ни Buick Limited уже не выпускались в кузовах фаэтон такого размера с тремя рядами сидений, поэтому открытая версия была целиком заслугой наших конструкторов.
В первыми на фаэтонах ЗиС-110Б в мае 1953-го выехали командующий парадом генерал-полковник П. А. Артемьев, принимал парад Маршал Советского Союза Н. А. Булганин.
На этих солидных фаэтонах, предназначенных для приема и командования парадами войск, устанавливали звукоусиливающее передающее радиоустройство с двумя антеннами, расположенными сзади, специальные стойки для микрофонов перед задним диваном в салоне и специальную ручку на стойке, за которую командующему необходимо держаться во время движения автомобиля. Причем ручки эти изготавливались под каждого командующего индивидуально в воинских частях различных военных округов.
Кабриолет ЗИС-110В с подъемными стеклами (вместе с рамками) дверей и электроприводом тента в открытом виде соответствовал фаэтону ЗИС-110Б
Парадные автомобили окрашивались в особый оттенок серо-голубого цвета для сочетания с цветом сукна парадной офицерской шинели, так как основной военный парад на Красной площади проходил 7 ноября, когда военные переходили на зимнюю форму одежды.
Фаэтоны ЗИС-110Б также участвовали в параде на Дворцовой площади в Ленинграде, а также в административных центрах военных округов СССР. Помимо этого, фаэтоны ЗИС-110Б активно использовались для встреч лидеров социалистических стран и их проезда по улицам Москвы, например, на них встречали кубинского лидера Фиделя Кастро и индийского премьера Джавахарлала Неру.
Кроме Советского Союза на фаэтонах ЗиС-110Б принимали парады вооруженных сил практически всех стран социалистического лагеря, включая Монголию. Китай. Болгарию, Польшу, Чехословакию (кстати, первого космонавта Ю.А.Гагарина торжественно провезли по Праге именно на ЗиС-110Б) и Югославию. А, в Корейской Народной Демократической Республике (Северной Корее) два серо-голубых ЗиС-110Б неизменно участвуют в церемониях военных парадов до сих пор.
Столичный ЗиС выпускал фаэтон ЗиС-110Б с 1947 по 1958 гг. и изготовил в общей сложности 270 машин. До сегодняшнего дня у частных коллекционеров и в музейных экспозициях сохранились порядка 75 таких фаэтонов.
До наших дней сохранилось не менее 75 экземпляров ЗиС-110Б (один из которых, кстати, поучаствовал в популярнейшей комедии Л.Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»).
В 1960 году мелкими сериями началось изготовление кабриолета ЗИЛ-111В. Первый парад на Красной площади на этой модели приняли 1 мая 1961 года. Этот большой семиместный автомобиль уже имел тент с автоматическим гидравлическим приводом и четыре боковых подъемных окна в хромированных рамах, полностью убирающихся в двери. Для поднятия верха достаточно было нажать на расположенную под приборным щитком кнопку. Тент, как и у фаэтона ЗИС-110Б и опытного кабриолета ЗИС-110В, в сложенном положении накрывался декоративным кожаным чехлом.
Кроме того, на заднем левом крыле имелись антенна, чье назначение было больше декоративным, чем функциональным. Зато наличие такого атрибута добавляло автомобилю солидности.
Именно кабриолет ЗИЛ-111В провез первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина по торжествующей столице 14 апреля 1961 года
Надо сказать, что именно с этой модели начинается традиция торжественной встречи космонавтов, первым из которых, конечно, был Юрий Алексеевич Гагарин, триумфально въехавший в Москву 14 апреля 1961 года на ЗИЛ-111В после своего исторического полета на космическом корабле «Восток». Таких машин сделали порядка 12 единиц. Кстати, два фаэтона ЗИЛ-111В еще в 2015 году использовались в качестве парадных автомобилей в Бишкеке (Киргизия).
В 1962 году, ставший «внезапно» (после выставки достижений американского автопрома в Сокольниках в 1959 году) немодным ЗИЛ-111А (с оперением в стиле Packard Patrician’56) был заменен на рестайлинговый ЗИЛ-111Г (с оперением и четырехфарным освещением в стиле Cadillac'59). Аналогичный рестайлинг провели и для кабриолета, получившего индекс ЗИЛ-111Д. Кстати, он стал последним в мире серийным кабриолетом такой вместимости и размера. Во второй половине прошлого века уже давно ни одна фирма в мире не строила серийно столь громадных семиместных кабриолетов, да еще с перегородкой в салоне (отдельные экземпляры производили только тюнинговые фирмы – авт.).
Кабриолетов ЗИЛ-111Д произвели всего 8 экземпляров (по данным завода), но по другим данным их сделали дюжину из которой сохранились одиннадцать машин, изначально черных, и только единственный экземпляр был в оригинальной окраске цвета парадной советской офицерской шинели. Но он на Красной площади так и не появился (утверждения, что ЗИЛ-111Д участвовал в ноябрьском параде 1967 года на 50-летие ВОСР не подтверждаются кинохроникой – авт.).
Это произошло потому что… предыдущая модификация ЗИЛ-111В настолько нравилась военным, что сменить ее в парадном расчете на новый «пижонский» ЗИЛ-111Д для военных парадов на Красной площади так и не решились.
Зато этому автомобилю выпала почетная миссия встречать всех космонавтов и почетных гостей СССР в период с 1964-го по 1970-е.
Имена всех Героев, которых перевезла эта машина, украшенная гирляндами цветов, в сопровождении мотоциклов Почетного эскорта, здесь невозможно перечислить. Она же первой въезжала в Кремль 22 января 1969 года, когда у Боровицких ворот по следующему за ней лимузину ЗиЛ-111Г террорист Ильин открыл стрельбу, намереваясь убить генсека Л. И. Брежнева.
Один ЗИЛ-111Д отправили в дружественную ГДР и его дальнейшая судьба неизвестна. А два долго ожидали своей участи в стенах завода. Два кабриолета ЗИЛ-111Д из них до сих пор работают по прямому назначению в Северной Корее, один на Кубе. Остальные экземпляры находятся в музеях и частных коллекциях.
Так, что ЗИЛ-111В, который с мая 1961-го до 1972-го принимал парады на Красной площади, только в ноябре 1972 года сменил ЗИЛ-117В.
Короткобазный кабриолет ЗИЛ-117В (1972–1978) со складывающимся матерчатым тентом с электроприводом (процесс занимал 15–20 с) был первым двухдверным автомобилем марки ЗИЛ.
Окрашивали ЗИЛ-117В в черный и темно-серый цвета. ЗИЛ-117B участвовали в военных парадах на Красной площади в Москве с 1972 по 1980 годы. Позже были переданы в Ленинград (Санкт-Петербург), где участвовали в парадах на Дворцовой площади с 1981 по 2008 годы и с 2015 по 2018 год. Всего выпущено 11 кабриолетов, из которых сохранились девять, включая три автомобиля в специальном парадном 3-местном исполнении со светлым тентом и дополнительным внутренним оборудованием
Первый экспериментальный экземпляр нового парадного кабриолета шасси № Э1В был готов 29 мая 1972 года. 16 октября 1972 года были построены еще два кабриолета с номерами 2В и ЗВ и переданы в автобазу Генерального Штаба МО СССР. С тех пор на протяжении пятидесяти лет в нашей стране концепция и компоновка, а также принцип создания автомобилей парадного расчета остаются неизменными. Основным автомобилем всегда выступает длиннобазный лимузин (в отличие от мировой практики, где базовым всегда является седан), короткий седан – это его специальная модификация для выездной охраны и представительских целей, и уже на базе седана строится двухдверный специальный трехместный (без правого переднего сиденья) кабриолет, где правое переднее сиденье отсутствовало, так как оно бы помешало министру обороны выйти для зачтения торжественные речи.
Автомобиль был оснащен блоком микрофонов, радиостанцией и антеннами на задних крыльях мощная радиостанция, разносящая на всю страну фразы команд.
В серо-голубом стандартном для отечественных парадных автомобилей цвете были построены три автомобиля. Но после того, как в середине 1970-х в аварии разбился и был утилизирован самый первый экземпляр шасси Э1В. в качестве третьей резервной парад-ной машины стали использовать ЗИЛ-117В шасси №24 1973 года выпуска, а остальные шесть кабриолетов были построены со стандартным пяти¬местным салоном и окрашены в черный цвет. Два из них. постройки 1974 и 1975 годов, после работы в ГОНе в 1981 году были переданы во Вьетнам.
В 1976 году ЗИЛ приступил к выпуску правительственного автомобиля нового поколения ЗИЛ-115 (или ЗИЛ-4104 по новому отраслевому ГОСТу – авт.). Однако его короткобазная модификация с кузовом седан (по аналогии с седаном ЗиЛ-117) изначально не была предусмотрена. Экстерьер машины достаточно сильно отличался от лимузина ЗИЛ-114 и от его короткой версии ЗИЛ-117 и на их фоне смотрелся современнее.
Со сменой базовой модели лимузина были обновлены и автомобили парадного расчета. Для утверждения нового внешнего вида решили изготовить прототип автомобиля из кабриолета ЗИЛ-117В шасси № 25, построенного в сентябре 1973 года. Для этого на автомобиле панели передней и задней частей, были заменены на несколько видоизмененные панели от новой модели ЗИЛ-4104. Автомобиль с обновленной внешностью, покрашенный в черный цвет, был продемонстрирован представителям Министерства обороны и был утвержден в качестве образца для постройки но¬вых парадных автомобилей. В течение двух последующих лет на агрегатной базе автомобилей ЗИЛ-117 и ЗИЛ-4104 были изготовлены три новых парадных автомобиля, получившие индекс ЗИЛ-41044, но на заводе именовавшиеся по старой системе индексации моделей ЗИЛ-115В.
Кабриолет ЗИЛ-41044 оснащался автоматически складываемым верхом (время опускания-поднимания – не более 20 с) и автоматически складываемыми рамками боковых стекол. От базовой модели он отличался укороченной на 580 мм базой, двумя дверьми и отсутствием правого сиденья, а в центре салона была установлена тумба с поручнем.
Кроме того, автомобиль как ранее ЗИЛ-117В оборудовался блоком микрофонов, радиостанцией и антеннами на задних крыльях.
К 1981 году уже имелись неудачный опыт эксплуатации и нарекания к новому двигателю ЗИЛ-4104 (ЗИЛ-115), которые особенно проявлялись в таких режимах эксплуатации как парады – при долгом движении на малых скоростях с частыми остановками и троганиями с места двигатели перегревались, глохли и с большим трудом заводились. Предыдущий двигатель ЗИЛ-114 был менее склонен к таким проблемам, поэтому на новых парадных автомобилях установили двигатели ЗИЛ-114, к которым не было нареканий. От различных случайностей их защищают продублированная система зажигания, два аккумулятора и пара бензонасосов.
До 2009 года кабриолеты ЗИЛ-41044 принимали участие в военных парадах на Красной площади: две машины были предназначены для министра обороны и командующего парадом, третья – резервная, во время парада дежурила у Спасских ворот на случай непредвиденных ситуаций. На сегодня все они на ходу и находятся на балансе Министерства обороны РФ.
В 2010 году АМО ЗИЛ в рамках тендера Министерства обороны, инициированного новым Министром обороны РФ Анатолием Сердюковым, по постройке новых парадных автомобилей, изготовил два модернизированных кабриолета ЗИЛ-410441, однако, они были отвергнуты руководством МО РФ. Далее после длительной стоянки на заводе эти машины были проданы некоторым первым лицам сопредельных государств.
Данная модель отличалась блок-фарами и задними фонарями современной конструкции, а также осовремененным салоном.
Взамен кабриолеты назывались ЗИЛ-41041 АМГ и внешне напоминали классические парадные ЗИЛы, но на деле представляли собой гибрид из укороченных кузовов седана ЗИЛ-41041 (с обновленными кузовными панелями) на рамном шасси американских пикапов GMC Sierra 2500 образца 2006 года.
Причем данным проектом занимался отнюдь не сам ЗИЛ, а нижегородская компания ООО «Атлант-Дельта» под руководством бывшего начальника ГОНа Юрия Кружилина и технического директора Игоря Мазура, уже имевших опыт и в скрупулезной реставрации исторических автомобилей и в постройке репликаров с внешностью советских автомобилей, но на шасси современных автомобилей. Кроме того, в работе принимал активное участие Александр Горчаков – бывший главный конструктор ЗИЛа, создатель легендарных броневиков и «Скорпионов». Несмотря на то что основные работы по производству и сборке кабриолетов ЗИЛ-41041 АМГ производились в Москве, большой объем конструктор¬ских и производственных задач решался на ГАЗе. Весь объем работ финансировался лично Олегом Дерипаской, в чьем владении находились Группа ГАЗ и ООО «Атлант-Дельта». Именно поэтому весной 2010 года автомобили получили еще один заводской индекс – ГАЗ СП45.
Замена цвета парадных автомобилей с серо-стального на черный объясняется тем, что вместо генералов в серых шинелях, принимавших военный парад 7 ноября (на 1 Мая военные парады перестали проводить с 1968 года), в 2001–2012 гг. парад Победы 9 мая принимали гражданские министры обороны в черных костюмах. Кстати, с 2008 года парадный цвет сухопутных сил тоже не серый или болотный, а морской волны.
Впервые кабриолеты ЗИЛ-41041 АМГ выехали на Красную площадь 9 мая 2010 года на Парад в честь 65-летия Победы, а с 9 мая 2019 года их сменили кабриолеты AURUS-412314.
Новый парадный кабриолет AURUS кабриолет (отраслевой индекс 412314) пришедший на смену автомобилям ЗИЛ, построен на Единой Модульной Платформе ФГУП НАМИ (ЕМП НАМИ).
Кабриолет оснащен той же гибридной силовой установкой, что и лимузин и седан AURUS Senat. Она включает 4,4-литровый бензиновый турбомотор V8 мощностью 598 л. с. и электродвигатель. С ними агрегатирован 9-ступенчатый автомат KATE российского производства, а привод колес осуществляется через систему постоянного полного привода.
P.S. Учитывая, что инаугурация президента Путина прошла в нынешнем году уже с участием рестайлингового лимузина AURUS Senat L700, можно уверенно предположить, что уже в следующем году военный парад в честь 80-летия Победы по Красной площади проедет рестайлинговый кабриолет AURUS с тем же объемом изменений, что базовые седан и лимузин Senat.