13 декабря 1969 года, на строительной площадке будущего автогиганта в Набережных Челнах был вынут первый ковш земли
Александр Климнов, фото автора, КАМАЗ, autowp.ru, ic.pics.livejournal.com
День рождения КАМАЗа – 54 года назад, 13 декабря 1969 года, на строительной площадке будущего автогиганта в Набережных Челнах был вынут первый ковш земли. Именно этот день стал отправной точкой в истории Камского автомобильного завода – его принято считать официальной датой начала строительства «КАМАЗа».
К концу 1960-х нужда СССР в грузовых автомобилях современного типа с грузоподъемностью от 8 до 20 тонн с экономичными дизельными двигателями стала очевидной (хотя открытие гигантских нефтегазовых месторождений Западной Сибири и сняло острый дефицит ГСМ в стране, но терять миллионы долларов валютной выручки от экспорта нефти из-за неэкономичности бензиновых моторов автотранспорта (а он составлял тогда 93% в грузовом парке) руководству страны тоже было не с руки – авт.).
При этом существовавшие тогда автомобильные заводы (ГАЗ, ЗиЛ, «Урал» и МАЗ – авт.) данную задачу выполнить никак не могли (впрочем, столичный ЗиЛ мог бы справиться, но его ограничили среднетоннажным типажом – авт.).
В результате ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление № 674 от 14 августа 1969 года «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР».
Мощности автозавода был рассчитаны на производство 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей в год.
Официальной датой начала строительства автогиганта на Каме принято считать 13 декабря 1969 года, когда экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на площадке будущего автогиганта.
От знакового события, с которого ведет отсчет своей истории КАМАЗ, и до принятия первой очереди автозавода прошло всего семь лет (что, тем не менее, оказалось вдвое дольше запланированного – авт.), и еще более четырех лет понадобилось, чтобы завершить строительство всех запланированных производственных объектов.
При этом КАМАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой, и ежегодно со всех уголков страны сюда приезжали десятки тысяч человек. В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель, в 1975 году по временной технологии начали сборку силовых агрегатов,
а 16 февраля 1976 года с конвейера сошел первый грузовик КАМАЗ-5320. На сегодняшний день выпущено уже более 2,4 млн грузовых автомобилей КАМАЗ.
Огромный комплекс заводов на Каме раскинулся на территории в 57 квадратных километров. КАМАЗ обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием.
В его оснащении приняли участие более 700 только иностранных компаний.
Одновременно со строительством автозавода вырос, кардинально обновился и помолодел город Набережные Челны, население которого увеличилось с 27 тысяч жителей до второго по величине города республики Татарстан с без малого 550 тысячами человек.
Спустя 54 года «КАМАЗ» по-прежнему занимает лидирующие позиции в российском машиностроении и автомобилестроении, инженеры компании продолжают работать над развитием модельного ряда продукции.
Автомобили и спецавтотехника КАМАЗ востребованы в самых разных сферах деятельности – в коммерческих перевозках, сельском хозяйстве, в строительном секторе, в сфере ЖКХ и т.д. Грузовики марки КАМАЗ реализуются не только в России, но и далеко за ее пределами.
Кроме того, за последние пять лет компания стала абсолютным лидером по поставке высокотехнологичных электробусов в стране: общий объем производства электробусов КАМАЗ перешагнул отметку 1000 ед.
«КАМАЗ» готов предложить широкую линейку и других видов наземного пассажирского транспорта – комфортабельные городские низкопольные автобусы на дизельном и газовом топливе, а также новинку модельного ряда – троллейбус с увеличенным автономным ходом.
P.S. К концу 1960-х надобность в дизелизации грузового автопарка в СССР стала совсем очевидной. И хотя открытие крупнейших нефтегазовых месторождений в Западной Сибири и сняло острый дефицит ГСМ в стране – СССР уже не мог позволить себе терять миллионы долларов от экспортных поступлений из-за неэффективности своего автотранспорта (доля дизельных грузовиков в парке составляла немногим более 7%), тогда как с началом выпуска КАМАЗов к концу 1980-х она поднялась до ~25%. В судьбе КАМАЗа были и драматические моменты, так в мае 1993-го практически полностью сгорел завод двигателей, после чего доля КАМАЗа на рынке начала падать и в 1997-м он, например, произвел всего лишь 3,1 тыс. тяжелых грузовиков, но в дальнейшем смог реформироваться и восстановить объемы производства до оптимальных для рыночной экономики масштабов (порядка 45-50 тыс. машин в год), а также осваивать новые поколения грузовых автомобилей, в том числе и при участии иностранных партнеров.
Однако в 2022-м из-за санкций от участия в СП с КАМАЗом отказались Mercedes-Benz, Mitsubishi Fuso и Cummins, так что заводу пришлось экстренно принимать меры по импортозамещению, большая часть которых на сегодня выполнена, так что камский гигант (фактически отраслеобразующий) с уверенностью смотрит в будущее.
39-й американский президент Джимми Картер, сыгравший ключевую роль в снижении выбросов автомобилей, обеспечении безопасности и спасении Chrysler, скончался в возрасте 100 лет