Ленин и автомобили

Ленин и автомобили

22 апреля 2020


В день 150-летия Вождя мирового пролетариата вспоминаем о его автопарке


автор

Александр Климнов, фото yandex.ru


Сегодня исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина – личности и государственного деятеля несомненно сколь выдающегося, столь и неоднозначного. Однако, оставим разбор его биографии и «всемирно-исторического значения» как писали во времена СССР и рассмотрим только одну сторону его жизни, непосредственно касающуюся автомобилей.
Lenin&bicikle.gif

Владимир Ульянов (Ленин) и Инесса Арманд катаются на велосипедах по Швейцарии (кадр из художественного фильма)

Итак, в период перед и во время Первой мировой войны Ленин проживал в Европе (Франции, Швейцарии, Австро-Венгрии, посещал и другие страны), где будучи небогатым русским политэмигрантом с завистью наблюдал за стремительным развитием моторизации этих стран, носившей тогда чисто буржуазный характер, каковой и обличил в своей, пожалуй, самой автомобильной по тематике статье 1913 года – «Модная отрасль промышленности», в которой сделал упор на чисто развлекательный (за исключением грузовиков) характер развития данного вида техники и предрек данной молодой отрасли европейской промышленности, в которой наблюдался тогда бум, неминуемый кризис и даже крах (о том, что в САСШ, как тогда называли Соединенные Штаты Америки, автомобили стараниями Генри Форда уже вплотную подошли к массовому производству будущий вождь мирового пролетариата и не упоминает – для русских Америка тогда была как другая планета, в том смысле, что ее достижениями они практически не интересовались). В личном же плане средств Ленина хватало лишь на бестселлер века минувшего, т.е. велосипед. На этом двухколесном снаряде из-за своей рассеянности он периодически попадал в разных странах под трамваи и даже пару раз под автомобили, причем, в последнем случае, будучи по образованию юристом, смог отсудить у владельца «мотора» приличную денежную компенсацию.
ceb4fba2f92bdd0e7acefeb57b9f55f3.gif

Ленин выступает перед жителями Петрограда с броневика (реконструкция)

Первый контакт с «мотором» у Ильича на родной земле состоялся 3(16) апреля 1917 года возле Финляндского вокзала, где английский броневик Austin был использован им в качестве импровизированной трибуны для провозглашения новых революционных задач для масс, ставших позже известными как «Апрельские тезисы». Данный исторический момент был впоследствии многомиллионно растиражирован советской пропагандой, а в наши дни стал предметом для автомобильных инсталляций (фото на заставке). Подлинник «броневика Ленина» не сохранился, а выдаваемый за «тот самый ленинский броневик» под собственным именем «Враг капитала» образец броневика, экспонируемый в Ленинградском филиале Центрального музея В.И.Ленина, реально произведен только в 1919 году (это более поздний локализованный «Остин-Путиловец»). Интересно, что несколько броневиков «Остин-Путиловец» в 1919-20 гг. оснастили полугусеничным движителем системы француза Адольфа Кегресса (в 1911-17 гг. личного царского водителя, специально разработавшего этот движитель для Царя Николая II), что позволило их постфактум даже считать «русским типом танка». scale_1200.jpg

Новодельные реплики «ленинского броневика» выпускались при СССР буквально мелкосерийно 


949b802s-960.gif

Шикарный лимузин Delaunay-Belleville SMT перешел от последнего Царя Николая II к вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину (характерная деталь – у машины нет ручки пуска, так как запуск мотора производился сжатым воздухом, баллоны с которым помещены в ящик на подножке)

  Совсем другой период отношения с автомобилями начинается у Ильича после совершения Октябрьского вооруженного переворота (в дальнейшем именуемого ВОСР) в октябре (ноябре по новому стилю, также внедренному большевиками) 1917-го, в результате которого он стал премьером нового уже советского правительства народных комиссаров. Первый персональный автомобиль Предсовнаркома – французский лимузин модели Turcat-Mery 28 («Тюрка-Мери») 1915 года выпуска (экспроприированный, кстати, несмотря на легенды не из царского гаража) был угнан уже через месяц прямо от Смольного, а потом обнаружен на финляндской границе у контрабандистов. После этой машины Ильич плотно оседлал автомбили уже из Царского гаража, начиная с Delaunay-Belleville 45 («Делоне-Бельвиль») с двухскатными задними колесами и пневмозапуском), на котором 1 января 1918 года попал под первое покушение, когда его тогдашний водитель Тарас Гороховик вез уже вождя с выступления в Михайловском манеже. Вождь не пострадал, но каросерри лимузина было повреждено, вплоть до списания. Ленин пересел также на Delaunay-Belleville, но уже специальной царской серии SMT (от фр. Sa Majesté le Tsar – «его царское величество»). У этого роскошнейшего и дорогостоящего по тем временам автомобиля с характерным цилиндрическим капотом и круглым радиатором (фирма «Делоне-Бельвиль» начинала со строительства паровозов) двухскатными задними колесами, был, например, пневмозапуск мотора, который позволял бесшумно передвигаться с пешеходной скоростью до трех верст).
Rolls-Royce_Silver_Goust_236.gif

Неровные булыжные московские мостовые легко укатывали любой автомобиль, даже неубиваемый «Роллс-Ройс»

 В январе 1919 года уже в Москве у Ленина снова отняли его «мотор», теперь уже просто местные дерзкие бандиты (в течение двух недель автомобиль и все члены банды были найдены ЧК – автомобиль вернули владельцу, а бандитов, естественно, расстреляли). Затем был французский лимузин Renault 40CV, который вошел в историю, тем что именно на нем Ленина удачно вывез его водитель Гиль после покушения эсерки Фанни Каплан после митинга на заводе Михельсона. Далее Ильич пользовался 55-сильным Rolls-Royce Silver Ghost («Роллс-Ройс Сильвер Гоуст» («Серебрянная тень»), прозванный так за свою бесшумность) и по легенде экспроприированным у одного из братьев Рябушинских, с открытым кузовом фаэтон для горных гонок. 
Rolls-Royce_Silver_Goust_2.gif

Восстановленный «ленинский Роллс-Ройс» под номером 236

Ну, а после победы большевиков в Гражданской войне пришло время заказывать автомобили уже сновья, а не пользоваться царским «автохламом». Так, в 1920-м через полпреда Красина непосредственно в Англии были заказаны за кругленькую сумму, более чем 10 000 фунтов стерлингов (100 000 рублей золотом) два новеньких Rolls-Royce с двойными комплектами запчастей и инструментов для обслуживания. Автомобиль так понравился вождю, что уже в следующем году фирма Rolls-Royce получила небывалый в свой истории заказ аж на 70 таких автомобилей, который, впрочем, пришлось несколько отсрочить, чтобы не конфузиться «перед Европами», расходуя золото на предметы роскоши на фоне разразившегося в том году голода в Поволжье.
RR_Kegress.gif

Автосани система Кергесса, переделанные из нового «Роллс-Ройса», после смерти вождя так и остались в ставших его мемориальным комплексом имении Горки

Вследствие разрухи к 1921 году (в столице уже несколько лет не ходили трамваи и, конечно, не чистили зимой дороги) встала проблема с доставкой вождя в Кремль с его подмосковной резиденции в Горках (ныне Ленинские Горки). Ее разрешили путем переоборудования в начале 1921 года на Путиловском заводе одного из новых Rolls-Royce Silver Ghost Continental на движитель Кегресса. Данные уникальные автосани успешно перевозили вождя до самой его смерти в январе 1924 года (кстати, его водитель Гиль добрался на них до Кремля, сообщив товарищам печальную весть). 
scale_1200.gif

Ныне автосани Ленина – один из центральных экспонатов филиала Центрального музея В.И.Ленина в Ленинских Горках

После чего автосани простояли в Горках, пока не были включены в экспозицию филиала Центрального музея В.И.Ленина в Ленинских Горках Московской области.
c0d7642s-960.gif

Рабочие ЗИЛа передают зимой 1959 года восстановленный ленинский «Роллс-Ройс» Центральному музею В.И.Ленина

Обычный же Rolls-Royce Silver Ghost Continental (под госномером 236) после Ленина служил разгонной машиной в Совнаркоме до начала 1930-х, потом был списан, попал в Крым, но перед Великой Отечественной был разыскан и возвращен в Горки, но в совершенно плачевном состоянии. До подлинной реставрации руки дошли только в 1959-м, когда его восстановили руками мастеров со столичного ЗИЛа. Восстановленный автомобиль своим ходом добрался с завода до Центрального музея В.И.Ленина на Площади Революции в Москве (здание бывшей Городской Думы), где с тех пор и экспонируется.
Rolls-Royce_Silver_Goust.gif

Нынешнее состояние ленинского персонального авто просто образцовое

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Международная выставка персонального электротранспорта  «ЕДрайв 2024» проходит в «Экспоцентре»

Международная выставка персонального электротранспорта «ЕДрайв 2024» проходит в «Экспоцентре»

С новинками персонального электротранспорта можно ознакомиться на выставке «ЕДрайв-2024»

05.04.2024

Как неправильная марка загубила один из лучших автомобилей планеты

Как неправильная марка загубила один из лучших автомобилей планеты

Смог бы провальный премиальный седан Volkswagen Phaetion спастись под возрожденным брендом Horch?

01.04.2024

В Музее транспорта Москвы откроют архивно-библиотечный центр

В Музее транспорта Москвы откроют архивно-библиотечный центр

Кроме экспозиции транспорта в Музее транспорта Москвы будет и свой архивно-библиотечный центр с читальным залом

28.03.2024

ВАЗ занялся промышленным туризмом

ВАЗ занялся промышленным туризмом

Туристы в Тольятти теперь смогут посетить музей, сборочное производство и заводоуправление Волжского автозавода

14.03.2024

Поезд «Москва-2024» вышел на зеленую ветку столичного метро

Поезд «Москва-2024» вышел на зеленую ветку столичного метро

Сегодня на Замоскворецкой (зеленой) линии метро состоялся запуск новейшего поезда «Москва-2024»

11.03.2024

Поздравление с Международным Женским днём 8 марта

Поздравление с Международным Женским днём 8 марта

Редакция «Третий Рим» поздравляет всех женщин с Праздником Любви и Весны!  

08.03.2024

Поздравление с Днем защитника Отечества

23.02.2024

Возврат к списку