Машины Победы: ГАЗ М-1

Машины Победы: ГАЗ М-1

7 мая 2018


История легендарной «Эмки»


автор

Александр Шаронов, фото ТАСС, sovietcars.net

На днях мир отпразднует 73 годовщину окончания Великой Отечественной войны. Подвиг предков навсегда останется в нашей памяти. Но не стоит забывать их верных помощников, без которых Победа была бы невозможной — «железных коней». В основном принято вспоминать легендарные модели танков, самоходных артиллерийских установок и самолетов, но мы сегодня поговорим о легковых автомобилях.

А начнем серию выпусков о Машинах Победы с «Эмки». Примечательно, что серийный выпуск ГАЗ М-1 продолжался относительно небольшую часть Великой Отечественной: на Горьковском автомобильном заводе ее собирали с 1936 по 1942 год.

2.jpg

Современники называли этот автомобиль преимущественно «Эмкой». При этом даже в литературе того времени данная модель обозначалась как «М-1» или «М1», то есть название завода чаще всего не упоминалось. Все дело в том, что тогда производитель называл несколько иначе: Нижегородский автомобильный завод имени Вячеслава Михайловича Молотова (главы правительства СССР и председателя Совнаркома). Так что имя «М-1» обозначало «Молотовский-первый».

Немного предыстории

Предшественником «Эмки» был первый советский массовый легковой автомобиль — ГАЗ-А. Он был лицензированной копией Ford Model A. А поскольку американский прототип был разработан еще в 20-х годах, да к тому же он был во многом аналогичен до предела упрощенному Ford Model T, то уже в 30-х стало остро ощущаться не только моральное, но и технической устаревание.

Однако еще неокрепшая советская экономика не могла позволить себе разработку полностью новой модели. Не хватало и инженерного опыта: к тому времени автомобильная промышленность СССР выпускала в основном копии американских машин. Немудрено, что в правительстве решили идти проверенной дорогой.

Выбор западного образца

Вряд ли в отношении процесса создания «Эмки» можно применить такие термины как «разработка» и «проектирование». Все же Нижегородский автомобильный завод взял уже готовый автомобиль и лишь слегка его доработал.

За основу был взят Ford Model B 40A Fordor Sedan образца 1934 модельного года. Этот автомобиль оснащался четырехцилиндровым мотором. Можно было выбрать восьмицилиндровый Ford Model 18, однако из соображений экономии было решено остановиться на младшей версии. При этом необходимо понимать, что даже с учетом двукратного преимущества по количеству цилиндров «восьмерка» не была двое производительнее. Удивительно, но два ДВС были практически идентичны по рабочему объему: 3,5 литра для L4 и 4,6 литра для V8. Мощность оценивалась в 50 и 65 лошадиных сил соответственно.

Ford-Model-B.jpg

Ford Model B

Да, уже в то время миром автомобилей правил маркетинг! Принято считать, что маркетологи стали диктовать свои требования лишь в 2000-х годах, когда машины окончательно «испортились». Тем не менее, еще в 30-х годах прошлого века Ford перешел на V8 исключительно по маркетинговым соображениям: такие модели попросту считались более престижными.

Одним из ключевых отличий Ford Model B от Model A был практически полностью металлический кузов. Он был разработан компанией Ford при поддержке кузовостроительной фирмы Budd Company. Еще на этапе проектирования был продуман более эффективный производственный процесс, который позволял повысить скорость сборки и снизить издержки. Не в последнюю очередь именно эти факторы привлекли советскую сторону.

Перепроектирование

Несмотря на то, что Нижегородский автомобильный завод получил полностью готовый автомобиль, по договору с «Фордом» производитель получил в основном лишь документацию. Молодому советскому предприятию требовалось не только доработать модель под требования правительства и подготовить ее к серийному выпуску, но и создать часть производственного оборудования.

5.jpg

«Эмка»

Задача по адаптации Ford Model B легкла на плечи инженеров под руководством А. А. Липгарта. В состав коллектива были включены Л. В. Косткин, А. М. Кригер, В. И. Борисов, Ю. Н. Сорочкина, В. И. Подольский, Н. Г. Мозохин, И. В. Новоселов и Б. Д. Кирсанова. По инициативе Липгарта были сформулированы требования к отечественной версии «Форда». Специалистам требовалось довести надежность отдельных узлов и агрегатов до определенного уровня, который бы позволил продолжительно эксплуатировать транспортное средство с учетом советских реалий. Требовалось повысить проходимость машины и упростить ее ремонт и обслуживание, чтобы даже низкоквалифицированные рабочие справились с основными задачами.

Так была ли «Эмка» полной копией Ford Model B?

Разумеется, ГАЗ М-1 был построен на базе Ford Model B, и без американской модели выпуск советской машины стал бы невозможен. Тем не менее, нельзя говорить о том, что два автомобиля были близнецами.

4.jpg

Из-за более строгих требований некоторые узлы Ford Model B были переработаны или спроектированы заново. К тому же конструкторы Нижегородского автомобильного завода уже накопили солидный опыт в производстве и ремонте ГАЗ-А, так что к середине 30-х они уже знали, какие элементы требуют доработки.

В итоге по некоторым параметрам ГАЗ М-1 для своего времени был даже более передовым автомобилем, чем Ford Model B, как бы невероятно это ни звучало. К примеру, подвеска советской модели была построена на базе четырех продольных рессор вместо двух поперечных. Также «Эмка» получила поршневые гидравлические рычажные амортизаторы одностороннего действия, хотя заокеанский прототип использовал ротативные амортизаторы.

Еще одним нововведением стали резиновые подушки двигателя, которые позволили существенно снизить уровень вибрации и шума: на Ford Model B силовой агрегат устанавливался жестко. А вместо спицованных колесных дисков в СССР было решено остановиться на штампованных. При взгляде из XXI века совершенно очевидно, что по этим моментам ГАЗ М-1 оказался более современным автомобилем (шутка ли, эти решения до сих пор широко применяются в автомобилестроении).

Жизнь на конвейере

Первые серийные экземпляры «Эмки» сошли с конвейера 16 марта 1936 года. В общей сложности в том году было выпущено 2 524 автомобиля. Впоследствии объем производства был увеличен: в период до 11 декабря 1938 года предприятие собрало 41 650 легковушек.

3.jpg

Если верить документам ГАЗа, к 1942 году был произведено 62 888 экземпляров «Эмки». В июне 1943 кузовной цех завода был разрушен в результате налета немецкой авиации. После этого на свет появлялись лишь штучные автомобили, собранные из остатков запчастей. После окончания Великой Отечественной на базе М-1 производились отдельные модификации, ни одна из которых не стала поистине массовой. А уже в 1946-м на конвейер встал совершенно новый автомобиль — ГАЗ М-20 «Победа».

Технические характеристики ГАЗ М-1 (1936 год)

  • Длина: 4 625 мм;
  • ширина: 1 770 мм;
  • высота: 1 780 мм;
  • просвет под задним мостом: 210 мм;
  • колесная база: 2 845 мм;
  • масса: 1 370 кг;
  • грузоподъемность: 500 кг;
  • двигатель: бензиновый четырхцилиндровый нижнеклапанный, мощностью 50 лошадиных сил;
  • коробка передач: механическая, трехскоростная двуходовая;
  • максимальная скорость: 105 км/ч;
  • объем топливного бака: 60 литров;
  • расход топлива (по эксплуатационной норме): 14,5 л/100 км;
  • запас хода с полной нагрузкой по шоссе: 460 км.
  • пассажировместимость: пять человек.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

На ВДНХ в Музее Транспорта Москвы стартует выставка «Ты выглядишь на все 100!»

На ВДНХ в Музее Транспорта Москвы стартует выставка «Ты выглядишь на все 100!»

В Музее Транспорта Москвы открывается выставка посвященная истории отечественного дизайна автомобилей и прочего транспорта за 100 лет

06.11.2024

Первенцу автопрома СССР – АМО-Ф15 исполнилось 100 лет

Первенцу автопрома СССР – АМО-Ф15 исполнилось 100 лет

С начала серийного выпуска первого серийного советского автомобиля прошел целый век

01.11.2024

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Крупнейшая осенняя выставка-форум CarX-2024 пройдет с 8 по 10 октября в Москве

07.10.2024

В Москве замечен поддельный родстер Aston Martin

В Москве замечен поддельный родстер Aston Martin

На улицах столицы ездит японский родстер в стиле английского бренда Aston Martin

30.09.2024

LADA «классика» признана одной из самых массовых автомобилей в мире

LADA «классика» признана одной из самых массовых автомобилей в мире

С показателем в 18 млн произведенных машин 7-е место в рейтинге самых массовых легковушек мира журнала Autocar заняла LADA Riva  

26.09.2024

Глава Ford Motor признал превосходство китайского автопрома

Глава Ford Motor признал превосходство китайского автопрома

CEO Ford Джим Фарли призвал поднять качество своих электромобилей до китайского

18.09.2024

Культовый внедорожник Land Rover Defender никак не желает уходить со сцены

Культовый внедорожник Land Rover Defender никак не желает уходить со сцены

Land Rover предложил дорогие рестомоды на базе классического Defender

29.08.2024

Возврат к списку