В январе 2022 года начался снос исторического здания музея завода «Москвич», известного как «летающая тарелка»
Александр Климнов, фото РИАН и ТАСС
На Волгоградском проспекте, 42 начался снос одного из самых легендарных зданий столицы: уникального произведения позднесоветского модернизма – бывшего Музея Автозавода имени Ленинского комсомола (АЗЛК), выпускавшего в 1947–2002 гг. автомобили знаменитой советской марки «Москвич».
Здание в форме «летающей тарелки» в алюминиевой облицовке было построено в 1980 году, к 50-летию автозавода для размещения в нем музея автомобилей «Москвич», а спроектировано еще в 1975-1978 гг. заслуженным архитектором России Юрием Регентовым (1926-2001).
Автором отделки помещений выступил промышленный дизайнер завода Владимир Вядро.
Купол зала опирался на центральный столп с круговым светильником.
В круглом зале под куполом выставлялись образцы отечественного автопрома разных заводов, прежде всего, конечно, завода КИМ-МЗМА-АЗЛК, в числе которых были уникальные опытные экземпляры техники, не дошедшие до серийного производство и существовавшие в единственном экземпляре.
К сожалению, несчастья преследуют заводской автомузей уже четверть века (он разделяет печальную судьбу своего автозавода – авт.).
Так, официально музей был закрыт еще после первого банкротством завода АЗЛК в 1996 году, хотя, экскурсии по нему еще продолжались. В апреле 2002 года судебные приставы вскрыли музей и вывезли 23 конфискованных экспоната в счет уплаты долгов завода перед «Мосэнерго». Цена экспонатов по судебной оценке составляла до 10 000 руб, а неофициально – до $3 млн (!). Впрочем, тогда арест был снят уже через неделю, а автомобили возвращены на место. В 2005 году объявлялся и отменялся аукцион по продаже музея. В 2009 году ценнейшая коллекция автомобилей «Москвича» была передана в дар городу Москве и перемещена в Музей ретро-автомобилей на Рогожском Валу.
Здание «летающая тарелка» опустело в 2012 году, когда территория АЗЛК стала особой экономической зоной «Технополис Москва». В 2015 году дирекция технополиса анонсировала строительство офисно-гостиничного комплекса с использованием здания бывшего музея в качестве входной группы и одновременно — выставочной площадки ретро-автомобилей «Москвич», что было бы вполне логичным и исторически правильным решением вопроса.
Однако, фактически с 2017-го по август 2021 года в здании находился интерактивный «Музей восстания машин», посвященный робототехнике в кино.
В сентябре 2021 года здание окончательно опустело и было огорожено строительным забором, а в январе за забором развернулся процесс его сноса.
Общество «Архнадзор» направляло в Департамент инвестиционной и промышленной политики запрос по данному поводу и 28 декабря получило, соответствующий ответ, в котором говорится, что собственник вправе поступать со зданием по своему усмотрению и что Акционерным обществом «Технополис Москва»: «прорабатывается вопрос по перемещению конструктивных элементов … музея для их последующего размещения на новой площадке г. Москвы, удобной для посещения жителей и гостей столицы».
Столичные архитекторы вполне резонно беспокоятся, что «проработка вопроса» может обернуться полной утратой конструкций. Как именно ведется их демонтаж, понять с улицы невозможно.
Здание постройки 1980 года, по закону, могло стать памятником по истечении 40 лет, то есть уже в 2019 году. Однако, как раз с мая 2019-го «Мосгорнаследие» по негласному распоряжению Сергея Собянина (так, во всяком случае, утверждает сайт archnadzor.ru – авт.) не принимает к рассмотрению новые заявки на охрану. Кропотливая работа исследователей выбрасывается в корзину, то есть возвращается с отказом по форме или отклоняется без объяснений по существу.
P.S. Ну вот как так вот говорить о сохранении и «преумножении» культурной среды Столицы и одновременно уничтожать это самое наследие?!
Да, пусть, легковые автомобили «Москвич» и не были самыми качественными даже в СССР, но на рубеже 1960-70-х эта марка все же прогремела в мировом автопроме, удачно выступив (причем именно командой) на первых в современной истории ралли-марафонах «Лондон–Сидней» и «Лондон–Мехико» («Париж–Дакар» появился лишь десятилетием позже). Так, что как уникальные образцы техники и историческое наследие народа они вполне достойны собственного музея. Поэтому очень горько, что легендарный музей АЗЛК – «летающая тарелка», похоже, попал в ту же категорию утрат подлинных памятников архитектуры Москвы, что и Манеж, гостиница Москва и т.д., и т.п. (список за последние 30 лет выходит длиннющий и, к сожалению, все еще открытый), либо совсем уничтоженных, либо замененных новоделами, не имеющими никакой исторической ценности. Ну, никак не хотят понимать чиновники, что новодел, при всех его ультрасовременных технологических наворотах и внешнем сходстве с оригиналом – отнюдь не является его эквивалентом! В этом отношении есть же и мировые нормы в области модернизации исторической городской среды. И как на этом фоне выглядит «Мосгорнаследие», если больше не охраняет здания моложе 40 лет?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка