Несбывшиеся надежды Эррета Корда

Несбывшиеся надежды Эррета Корда

20 сентября 2023


История первого в Америке переднеприводного автомобиля и его многоцилиндровых моторов


Автор Михаил Бирюков, фото autowp.ru, comzeptcars.com, рисунки Игоря Стасенко

Великая депрессия, разразившаяся в «черную пятницу» 24 октября 1929 года на Нью-Йоркской фондовой бирже, весь 1930 год стремительно охватывала всю американскую экономику. Но, несмотря на это, в САСШ началось проектирование первого переднеприводного суперавтомобиля марки Cord. Дебют «сенсации автомобильного мира», как его называли в прессе, намечался через два года.

Автомобильная промышленность Североамериканских Соединенных Штатов (САСШ как тогда у нас писали – авт.) завершила 1929-й год с очередным рекордным (простите за каламбур) показателем: 5 358 420 выпущенных автомобилей, включая 4 587 400 легковых – это на 20,2 % выше результата 1928 года.

В широчайшем ассортименте легковых моделей скромное, но в то же время почетное место занял Cord L-29 – первый американский переднеприводный автомобиль серийного производства. Во втором полугодии 1929-го было выпущено всего лишь 1819 ед. этой, безусловно, по тем временам авангардной модели со сдвоенными карданами у ведущих колес. Тогдашняя консервативная Америка толком не понимала смысла переднего привода.

0.gif

Пионер переднего привода в Америке – Эррет Лоббан Корд (1894-1974)

Так началась богатая, но непростая история холдинга Cord Corporation, который основал Эррет Лоббан Корд (1894-1974). В 1924 году сын фермера-шотландца из Миссури принял на себя руководство находившейся в глубоком застое Auburn Automobile Company. И в кратчайший срок Cord Corporation превратилась в промышленную империю с широким диапазоном деловой активности: это авиа- и судостроение, транспорт, добыча сырья и другие отрасли.

Kord.gif

Компания Cord Corp. командовала такими «автогигантами», как Duesenberg Inc., Lycoming Mfg. Co., Spencer Heater Co., Expando Body Co., Saf-T-Cab Corp., Limousine Body Co., Central Mfg Co., New York Shipbuilding, Checker Cab, Stinson Aircraft Company, American Airways и другие компании. Суммарная капитализация Cord Corp. достигла весьма впечатляющих 10 млн акций.

От малого к большому и наоборот
Производство Cord L-29 в серии оказалось весьма хлопотным делом, но мистер Корд с оптимизмом оценивал ближайшую перспективу.

13.gif

Эррет Корд с президентом Джоном Кеннеди и директором ФБР Эдгаром Гувером

Незаурядный и смелый предприниматель, тяготеющий к рискованным и красивым решениям, он мечтал удивить Америку самым большим переднеприводным автомобилем с 200-сильным мотором.

6.gif

Рядная «восьмерка» Lycoming 

Выжать такой потенциал из рядной «восьмерки» Lycoming, которая использовалась на Cord L-29, не представлялось возможным, и осенью 1930-го специалисты Lycoming озаботились двигателем размерностью V16.

Новый мотор предназначался для двух прототипов, базирующихся на раме (а тогда были только рамы), модели L-29, у которой заимствовали также трансмиссию и подвеску. Соответственно внушительным габаритам автомобиля-сенсации его раму усилили дополнительными силовыми элементами. Колесная база достигла 157,5 дюймов – это на 20 дюймов больше, чем у L-29 (дюйм – это 25, 4 см). Таким образом, перспективная топ-модель Cord затмила даже помпезный Duesenberg J, поражавший современников своими исполинскими размерами. Кстати, в культовой кинокомедии «В джазе только девушки» на таком лимузине катается мафия, которая хочет уничтожить главных героев.

1-.-1930-г.gif

Прототип Cord E-1 1930-года

Один из прототипов, который получил обозначение E-1, оснастили семиместным кузовом типа лимузин, разработанным под руководством шеф-дизайнера Алана Лими. Сборку кузова поручили специалистам фирмы Union City Body Co. Для второго опытного образца дизайнер Карл Отто спроектировал кузов типа брогам, то есть лимузин со съемной крышей над передними сиденьями. Его постройку вел коллектив экспериментального отдела Auburn.

2.gif

Багажник Cord E-1

Среди примечательных особенностей обоих кузовов – несущий каркас с деталями из дуба. И, разумеется, главная изюминка автомобилей Cord – привод передних колес сдвоенными карданными шарнирами.

11.gif
Такое в те далекие времена применял только француз Анри Ситроен (Henri Citroёn).

Оформлением фронтального «лица» машины командовал Гордон Бьюриг, завоевавший высокую репутацию на посту главного стилиста фирмы Duesenberg. Восьмилитровые 32-клапанные двигатели V16, установленные на тестируемые автомобили, имели горизонтальное расположение клапанов в головке блока цилиндров и узкие вертикальные камеры сгорания. Регулировка и замена клапанов осуществлялась без демонтажа головки блока, что упрощало обслуживание и ремонт.

Чудовищный V16, оснащенный двумя карбюраторами, показал свойственную данной схеме ДВС великолепную сбалансированность, однако, его прожорливость вызывала серьезное беспокойство создателей. Кроме того, из-за перегрева требовалось частое пополнение системы охлаждения, вода попросту испарялась из радиатора, которые тогда были негерметичными. Мотору и впрямь было нелегко, ведь даже с алюминиевыми кузовными панелями (крылья и подножки – стальные) масса автомобиля приближалась к трем тоннам. Хотя V16 рассматривался как ключевая составляющая амбициозного проекта, фирма Lycoming параллельно и очень мудро занялась двигателем V12, который в условиях не спадающего кризиса становился актуальной альтернативой 16-цилиндровому пожирателю бензина.

Двигатель V12 поначалу получили простым способом: от V16 с развалом блоков 45° отсекли четыре цилиндра. Но оптимальная для 16-цилиндровых моторов конфигурация блока в случае с двигателем V12 создала проблему несбалансированности. Странно, что конструкторы это не предвидели заранее. Негативно сказался также ещё один конструктивный нюанс: V16 имел удлиненную центральную коренную шейку коленчатого вала, из-за которой расстояние между четвертой и пятой парами цилиндров было больше, чем у остальных смежных пар. Мотор V12 представлял собой, условно говоря, асимметричную спарку, то есть соединение в одном картере V8 и V4, которая с трудом поддавалась балансировке из-за разной конфигурации коленчатых валов. 12-цилиндровый двигатель тестировался в разных компоновочных вариантах. На одном из экспериментальных автомобилей, который по стилю кузова и шасси имел сходство с серийным Auburn 8-98, мотор V12 сочетался с приводом на задние колеса. На другом он работал на переднеприводном варианте.

Предполагалось, что в модельной гамме 1932 года наряду с 16-цилиндровой сенсацией будут представлены передне- и заднеприводные модели Cord и Auburn, оснащённые двигателем V12. Мистер Корд полагал, что на смену Cord L-29, выпуск которого завершился в декабре 1931 года (общий тираж – 5010 ед.), придут две модели, одна из которых планировалась с двигателем V12. Но к намеченному сроку инженеры Lycoming не поспевали – «искалеченный» 12-цилиндровый мотор преподносил один сюрприз за другим. Намучавшись с балансировкой, клапанным механизмом, быстрым износом шеек коленчатого вала и другими проблемами, мотористы пришли к заключению – нужно делать новый V12 «с чистого листа». Угол развала цилиндров оставили прежним, поскольку его увеличение привело бы к расширению моторного отсека. В стайлинге автомобильного «золотого века» автомобиля зауженный двухметровый капот, заточенный под рядную «восьмёрку», считался особым шиком и говорил о статусе автомобиля и его хозяина.

Модернизация камеры сгорания и впускного тракта, увеличение хода поршня и степени сжатия, а главное – коленчатый вал с коренными шейками равной длины обеспечили новому V12 традиционную уравновешенность, мощность и относительную экономичность. В варианте для переднего привода увеличенный диаметр цилиндра и ход поршня сделали мотор равным по литражу двигателю V16. При этом V12 получился даже более мощным – 200 «лошадок» против 175. Версия 12-цилиндрового мотора для моделей классической компоновки выдавала 160 л.с. при заметно меньшем рабочем объеме (6409 см3).

Последние усилия
Экономический кризис тем временем, нанес мощный удар по рынку престижных автомобилей, и Корд решил, что его серийная топ-модель будет вполне конкурентоспособной с более экономичным мотором. В июле 1931 года после испытаний прототип E-1 совершил пробег из Уильямспорта (штат Пенсильвания), где размещается завод Lycoming, в штат Индиана на завод Auburn Automobile Co.

Zastavka.gif

Кабриолет Cord L-29 1931 года

Вскоре выяснилось, что даже с 12-цилиндровым мотором «сенсация автомобильного мира» имеет мало шансов на успех. Вместо долгожданного лимузина с мотором V16, который Корд намеревался использовать в качестве личного представительского экипажа, дилеры получили несчастный Cord L-29 с модернизированной «восьмеркой». Этот автомобиль продержался в серии до конца 1931 года, а его скромный тираж составил всего лишь 157 (!) машин.

9.gif

Кабриолет Cord L-29

Несмотря на вынужденное закрытие проекта, железная рука мистера Корда все-таки дотянулась до американского рынка роскошных моделей с 12- и 16-цилиндровыми моторами, где уже давно «толкались локтями» Cadillac, Marmon, Franklin, Lincoln, Packard и Pierce-Arrow. Но тягаться с этими монстрами в среде их обитания было бы, мягко говоря, неразумно, и Корд счел более разумным предложить модели с двигателем V12 по цене автомобилей, оснащенных классическими американскими восьмицилиндровыми агрегатами. Так в 1932 г. в продажу поступил Auburn Twelve. Дебютная серия 12-60 объединяла 12 моделей со 133-дюймовой колесной базой. Они распределялись поровну по двум вариантам комплектации – Standard и Custom.

3.--Auburn-V12-Speedster-1932-г.gif

Auburn V12 Speedster 1932 года

Низший уровень ценового диапазона занимало купе в исполнении Standard ($975 – $21 850 на 2023 год – авт.), а самым дорогим был спортивный Custom Speedster ($1275 – $28 575). Интересная особенность – исполнение Custom предусматривало установку ведущего моста с двумя вариантами передаточных чисел (4,55 и 3,04) в одном агрегате. Переключение с одного на другое осуществлялось водителем в движении (на скорости до 60 км/час). Таким образом, при наличии трехступенчатой механической коробки передач в распоряжении водителя было аж целых шесть ступеней переднего хода.
4.gif

Двигатель Auburn V12

Применявшийся на автомобилях Auburn Twelve (серии 12-160/161/161A/165 и 1250) с 1932 по 1934 г. двигатель V12, обошелся фирме Lycoming в миллион долларов (тех!). На разработку V12 было израсходовано $400 тыс., а на организацию производства - ещё $600 тыс. тех ещё не современных. 160-сильный мотор, установленный на четырех резиновых опорах, имел верхнее расположение клапанов (по два на цилиндр, степень сжатия – 5,75), классический цепной привод нижнего распределительного вала и пару карбюраторов с падающим потоком смеси.

Подвеска Auburn Twelve с огромными полуэллиптическими рессорами обеспечивала высочайшую плавность хода, с этим у американцев никогда не было проблем. Автомобили комплектовались двухдисковым сухим сцеплением, централизованной системой подачи смазки к шарнирам подвески и тормозами с гидравлическим приводом. Это были по тем временам технически совершенные модели, исполненные при этом на высоком эстетическом уровне. Но, вот беда, появились они в нужном месте, но, к сожалению, в совсем неподходящее для этого время.

В условиях экономического спада производственные показатели автопромышленности США неуклонно ухудшались. Так, в 1931-м году было выпущено только 1 973 090 легковых автомобилей (–29,1% относительно 1930-го), а в 1932-м – наиболее тяжелом для страны и отрасли – 1 135 491 ед. (–42,4% в сравнении с 1931-м). Ситуация улучшилась только в 1933 году, когда Новый экономический курс президента Франклина Делано Рузвельта дал основания для некоторого оптимизма. В американской экономике начался подъем, и, как следствие, производство легковых автомобилей достигло 1 573 512 ед. (+38,5%).

Однако Cord Corporation и Auburn Automobile Co. уже не дотянули до результатов рузвельтовских реформ и «хрустнули костями», не устояв под натиском Великой депрессии, как, впрочем, и едва ли не более знаменитый Duesenberg Inc., входивший в состав автомобильной империи, которой правил мистер Корд. Объем продаж у них уныло и стабильно падал. В середине 1933 года остановились заводы в Обурне и Коннерсвиле (штат Индиана). В 1937-м выпуск автомобилей марки Cord (переднеприводный Model 810/812), возобновленный после перерыва 1933-1935 гг., прекратился навсегда…

Память
Экземпляр с кузовом брогам, увы, не сохранился, а Cord E-1, разобранный на части после закрытия проекта, чудесным образом уцелел до наших дней.

5.gif

Cord L-29, кузов брогам

Некомплектный кузов «автомобиля-сенсации» обнаружили в Рокфорде (штат Иллинойс), облицовку передка нашли в Урбане (Огайо), а крылья – в Фениксе (Аризона). Восстановили также двигатель V12, долгое время использовавшийся в качестве стационарного, на заводе Auburn. Самой последней находкой стали кузовные подножки, имевшие, кстати сказать, плафоны подсветки.

Сохранившаяся документация позволила энтузиастам практически восстановить Cord E-1, который можно увидеть в музее Auburn-Cord-Duesenberg, и который периодически участвует в парадах и конкурсах американской автомобильной классики.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Купить зеленый сигнальный жилет

Онлайн автосервис

Справочники и автолитература

Руководства по ремонту автомобилей

Аксессуары для вашего автомобиля

Учебная литература для автошкол


Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Названы победители 23-го конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России»

Названы победители 23-го конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России»

Стали известны победители конкурса «Лучший коммерческий автомобиль Года» за 2024 год

28.05.2024

ВАЗ представит миру LADA Iskra на ПМЭФ-2024

ВАЗ представит миру LADA Iskra на ПМЭФ-2024

АВТОВАЗ представит на Петербургском международном экономическом форуме 2024 года целый ряд новинок линейки LADA

28.05.2024

Синергия выставок Expo 2024 обещает массу интересного

Синергия выставок Expo 2024 обещает массу интересного

В МВЦ «Крокус Экспо» 28-31 мая пройдут сразу 4 выставки коммерческой, строительной и дорожно-строительной техники и логистики

27.05.2024

Микрокар Fiat Topolino арестовали за итальянский триколор

Микрокар Fiat Topolino арестовали за итальянский триколор

Итальянская фемида против незаконного использования национальной символики на «не итальянских фиатах»

20.05.2024

ВАЗ открывает двери всегда по четвергам

ВАЗ открывает двери всегда по четвергам

На ВАЗе каждый четверг проводит групповые экскурсии под названием «АВТОВАЗ – путь успеха!»

16.05.2024

История парадных фаэтонов и кабриолетов на Красной площади

История парадных фаэтонов и кабриолетов на Красной площади

За всю историю военных парадов на Красной площади их открывали шесть моделей фаэтонов и кабриолетов

10.05.2024

HONGQI и ММОМА запустили совместный специальный проект «Шелковый путь»

HONGQI и ММОМА запустили совместный специальный проект «Шелковый путь»

В рамках юбилейной выставки Зураба Церетели «Солнечный сад» представлен спецпроект «Шелковый путь» китайского бренда HONGQI

25.04.2024

Возврат к списку