Нидерландские специалисты выявили вредные для водителя ассистенты

Нидерландские специалисты выявили вредные для водителя ассистенты

14 февраля 2025


Круиз-контроль и его адаптивная версия оказывается повышают, а не снижают аварийность


автор

Александр Климнов, фото abw.by, ixbt.com



Ассистенты водителя (ADAS) оказывают существенное влияние на безопасность движения, но оказывается, что некоторые из них способны повышать риск возникновения аварий.

Технологии, призванные повысить безопасность и комфорт для водителя, могут приводить к ошибкам в оценке ситуации за рулем, и следовательно, увеличивают шансы попасть в аварию.

Об этом свидетельствуют данные масштабного исследования, опубликованного на портале Science Direct.

Специалисты из Нидерландов собрали данные со всего мира об эффективности автоматизированных систем помощи водителю (ADAS) в снижении количества аварий.

Ими было проанализировано 28 систем: от простых информативных, например, мониторинга давления в шинах в реальном времени (TPMS), до систем камер, навигационных комплексов, оповещений о слепых зонах и активных технологий безопасности, таких как автоматическое экстренное торможение (ACC).

В исследовании отмечается, что система удержания полосы движения показала снижение количества столкновений на 19,1%.

Система мониторинга водителя – на 14%.

А вот не только стандартный, но даже адаптивный круиз-контроль были единственными системами, которые увеличивают вероятность столкновения на 12% и 1,8% соответственно.
1.jpg
Причина подобных результатов кроется в самом водителе автомобиля или электромобиля – уверенность в работе круиз-контроля и, следовательно, отвлечение внимания от дороги.

Таким образом, освобождая водителя от некоторых обязанностей за рулем, система помощи способствует тому, что водитель становится менее внимательным к окружающей обстановке.

Кроме того, не все адаптивные круизные системы способны правильно определять медленные или неподвижные объекты.

Теоретически автоматическое экстренное торможение должно предотвращать столкновение.

Но не все автомобили с адаптивным круизом оснащены функцией экстренного торможения.

Нидерландские исследователи пришли к выводу: наличие даже самых современных и совершенных ассистеров ADAS не снимает ответственности с водителя.

Справка: Advanced Driver Assistance System или сокращенно «ADAS» – это сложная система, в состав которой входит несколько других подсистем, работающих по определенным алгоритмам.

Основная ее задача – помощь водителю в управлении его транспортным средством.

Основными компонентами ADAS выступают разнообразные датчики, предоставляющие данные в реальном времени.

Они позволяют собирать и обрабатывать информацию об окружающей среде, а также о техническом состоянии автомобиля.

Краткая история
Основная концепция данной системы была разработана еще в 1980-х.

В это время в автомобилях была реализована антиблокировочная тормозная система (ABS), которая считывала скорость вращения колес, позволяя дозировать тормозное усилие, что повышало управляемость и безопасность транспортного средства.

Подобные системы заложили основу для развития более совершенных технологий, которые способны значительно повысить безопасность и производительность автомобилей.
Уже в начале 1990-х системы ADAS вышли на совершенно другой уровень.

Так, в 1995-м японская автомобилестроительная компания Mitsubishi представила общественности свою систему адаптивного круиз-контроля (ACC).

В ее основе лежали радарные датчики, которые использовались для определения расстояния до впереди идущего автомобиля, с целью поддержания заданной дистанции до него.

К другим существенным новшествам, которые были разработаны в это время, стали системы предупреждения о выезде за пределы полосы движения, а также системы помощи водителю при парковке автомобиля.

В начале 2000-х началось массовое внедрение систем ADAS.

Например, некоторые немецкие автомобильные концерны начали активно встраивать такие системы в свои модели премиум-класса.

Среди них можно было отметить парковочную систему, а также систему контроля курсовой устойчивости, позволяющей предотвращать критичные заносы автомобиля.

Помимо этого, в том же временном периоде еще необходимо упомянуть 2003 год, в котором компания Toyota представила первый автомобиль серийного производства, оснащенный системой предупреждения столкновений (PCS).

Эта система с помощью радара обнаруживала на дороге автомобили и пешеходов, и подавала сигналы о вероятном столкновении.

Если же вероятность аварийной ситуации была высока, то система автоматически задействовала тормоза.

Спустя десятилетие, развитие современных технологий и машинного обучения позволило создавать более сложные системы, которые начали внедряться в транспортные средства.

Такие компании как Tesla стали разрабатывать технологии автономного вождения, используя огромный спектр всевозможных систем и датчиков.

На автомобилях все чаще стали доступны системы отслеживания слепых зон, адаптивный круиз-контроль, автоматическое торможение и прочее.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что подобные функции уже давно стали стандартом во многих новых транспортных средствах, что позволило повысить безопасность дорожного движения (как выяснилось не всегда – авт.).

Что нас ждет дальше?
Развитие будущих систем ADAS тесно связано с тенденциями, которые набирают популярность в современном мире.

Интеграция ИИ (которое, оказывается, может быстро подешеветь – авт.) позволит разработать более продвинутые и адаптивные технологии, позволяющие создавать интеллектуальные системы, способные обучаться на реальных сценариях вождения, что со временем повысит их безопасность и надежность.

Здесь также надо отметить технологию беспроводной связи V2X, возникшую в 2006 году.

На то время она стала одной из самых обсуждаемых концепт-технологий в рядах технического сообщества.

Если вкратце, то V2X – это общее название технологий, обеспечивающих беспроводную коммуникацию между транспортными средствами и другими объектами.

Внедрение такой технологии позволило бы улучшить безопасность, оптимизировать время планирования маршрутов, а также вывести технологии автономного вождения на совершенно новый уровень.

Заключение
Система ADAS стала важной частью любого современного автомобиля, обеспечивая безопасность и удобство при вождении.

Входящие в нее датчики формируют основу для тех подсистем, которые оказывают помощь водителю в различных ситуациях.

Дальнейшее развитие таких технологий будет играть решающую роль именно в появлении высокопроизводительных автономных систем вождения, требующих минимального участия человека в процессе управления автомобилем.

Как говорится: «Будущее не за горами».

P.S. Феномен повышения аварийности из-за применения продвинутых систем безопасности в недавней истории автомобилестроения проявлялся уже дважды: впервые, в середине – конце 1980-х, когда ABS стала доступной во всех классах автомобилей – участились не столько ДТП, сколько их тяжесть, так как водители полагаясь на новую систему стали гораздо активнее передвигаться по скользким дорогам, зачастую превышая скоростной режим, при котором ABS была эффективна; второй раз рост аварийности произошел в 1990-х, после широкого внедрения подушек безопасности из-за чего самоуспокоенные водители, также начали ездить быстрее и опаснее, более того, в США начались угоны машин не только с целью похищения тогда еще дорогих ПБ, но и с целью «аттракциона» с преднамеренным разбиванием машины, ведь якобы «водителю при наличии ПБ ничего не грозит».

И вот настало время АСС, т.е. адаптивного круиз-контроля, впрочем, и обычный круиз-контроль, кроме полезной функции облегчения вождения, вполне может служить и «усыпляющим» фактором с соответствующими последствиями, например, на безсветофорной автостраде. Отсюда следует, что такие системы должны работать еще и в комбинации с системами контроля за состоянием водителя, а также за скоростным режимом – вот где технология V2X становится крайне полезной.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Музей транспорта Москвы завершил реставрацию раннего «ушастого» инвалидного «Запорожца» ЗАЗ-966ВБ2

Музей транспорта Москвы завершил реставрацию раннего «ушастого» инвалидного «Запорожца» ЗАЗ-966ВБ2

В Музее транспорта Москвы прошла реставрация микролитражки «Запорожец» в инвалидной версии  ЗАЗ-966ВБ2

12.02.2025

В Китае введено в строй крупнейшее в мире судно-автовоз «BYD SHENZHEN» вместимостью 9200 автомобилей

В Китае введено в строй крупнейшее в мире судно-автовоз «BYD SHENZHEN» вместимостью 9200 автомобилей

Новейшее судно-автовоз «BYD SHENZHEN» стало самым экологически чистым судном типа RO-RO в мире

17.01.2025

Победителем европейского конкурса Car Of The Year 2025 стали близнецы Renault 5 и Alpine A290

Победителем европейского конкурса Car Of The Year 2025 стали близнецы Renault 5 и Alpine A290

«Автомобилем года» в Старом Свете во второй раз подряд стала модель бренда Renault

10.01.2025

Поздравление с Новым Годом от портала автомобилистов «Третий Рим»

Поздравление с Новым Годом от портала автомобилистов «Третий Рим»

Редакция портала автомобилистов «Третий Рим» поздравляет своих читателей с наступающим 2025 годом!

30.12.2024

Умер президент Джимми Картер, убивший «пожирателей бензина» и спасший Chrysler

Умер президент Джимми Картер, убивший «пожирателей бензина» и спасший Chrysler

39-й американский президент Джимми Картер, сыгравший ключевую роль в снижении выбросов автомобилей, обеспечении безопасности и спасении Chrysler, скончался в возрасте 100 лет

30.12.2024

Почему название российского автомобиля «УАЗ Патриот» пишут на английском – UAZ Patriot?

Почему название российского автомобиля «УАЗ Патриот» пишут на английском – UAZ Patriot?

На ежегодной пресс-конференции Президенту Путину на экране был задан вопрос о написании названия внедорожника УАЗ Патриот

19.12.2024

Возврат к списку