1 ноября 2024
С начала серийного выпуска первого серийного советского автомобиля прошел целый век
Грузовик АМО-Ф-15 из самой первой партии ноября 1924 года
Справка: во времена СССР считалось, что в Российской империи автопрома практически не было, а его рождение как вида индустрии состоялось только в годы первой пятилетки (1928–1932).Братья Степан и Сергей Павловичи Рябушинские на площадке будущего завода АМО в Тюфелевой роще (1916 год)
Не успевая со строительством к контрактному первому сроку сдачи продукции – 150 грузовиков в марте 1917 года (оборудование для завода приходилось завозить из САСШ и Сибирь – таким образом, было получено порядка 500 новейших американских станков) Степан и Сергей Павловичи Рябушинские закупили сборочные комплекты грузовых автомобилей в Италии и с весны 1917-го по весну 1919-го АМО грузовики FIAT 15ter собирались в Тюфелевой роще под Москвой из импортных частей (всего 1319 ед.).Завод АМО в начале 1917 года (слева уцелевшее до наших дней здание заводоуправления, справа механосборочные цеха)
К концу 1922 года предприятие уже самостоятельно изготавливало до 75% деталей, включая всю силовую установку, 3-тонного американского грузовика White TAD (который даже называли Уайт-АМО) и намеревалось полностью его локализовать, но потом решение о выпуске собственной модели было изменено в пользу более востребованной полуторки Fiat, на которую имелась полная документация, включая и два контрольных образца грузовика FIAT 15ter.В условиях дефицита не столько оборудования, сколько инженерно-технических и квалифицированных рабочих кадров перейти к производству полного цикла на АМО удалось только осенью 1924 года
Первые десять автомобилей АМО-Ф15 были собраны с 1-го по 6-е ноября 1924 года и прошли колонной на демонстрации 7 ноября того же года на Красной площади (на фото слева).Колонна из первых десяти автомобилей АМО-Ф15 едет на парад на Красной площади
Первый грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года, во многом благодаря энтузиазму самих рабочих (инженерный корпус инкорпорированный из «буржуазных спецов» был настроен гораздо критичнее).Колонна грузовиков АМО-Ф-15 на Красной площади перед стартом испытательного пробега 25 ноября 1924 года
Уже 25 ноября, в полдень, на Красной площади был дан старт первого для советских автомобилей испытательного пробега по маршруту: Москва – Тверь – Вышний Волочек – Новгород – Ленинград – Луга – Витебск – Смоленск – Рославль – Москва, в который отправились три машины из первой десятки (№ 1, № 8 и № 10). Автопробег оказался вполне успешным, подтвердив вполне удовлетворительное качество продукции АМО.К концу 1920-х поставки АМО-Ф-15 в РККА и народное хозяйство стали более-менее стабильными – полуторки стали отгружать целыми эшелонами (фото 1928 года)
В 1927 году его директором был назначен легендарный И.А.Лихачёв. Производство на АМО постепенно нарастало и к 1931 году было суммарно произведено 6383 (по другим данным 6971 ед.) АМО-Ф-15, из которых 2590 ед. пришлось на 1929/30 хозяйственный год.Масштабы стапельного производства на АМО были совершенно неудовлетворительными для страны, решительно разворачивавшей индустриализацию Пятилетками и механизацию РККА
Уже в 1928 году необходимость кардинальной реконструкции завода и освоение современной модели грузового автомобиля (дальнейшее развитие конструкции Ф-15 – грузовик АМО-20 с повышенной до 2 т грузоподъемностью было признано бесперспективным) стали неотложной необходимостью, но это уже другая история.Двухтонный АМО-20 был глубокой модернизацией АМО-Ф-15, но в серию уже не пошел, так как на подходе были более современные модели АМО-2 и АМО-3 американского происхождения
Шасси АМО-Ф15 послужило базой для создания пожарных автомобилей как собственной конструкции АМО, так и других заводов – «Промет» и Московского завода пожарных машин,кареты скорой помощи (для которых подвеска АМО-Ф-15 оказалась недопустимо жесткой)...
автобусов,Почтово-пассажирский автобус на шасси АМО-Ф-15
штабного автомобиля,Штабных 9-местных АМО-Ф-15 изготовили менее десятка
первые советские серийные бронеавтомобили БА-27, которых на шасси АМО-Ф-15СП (с двумя постами управления) в 1928–1931 гг. построили 215 ед.
бронеавтомобиля БА-27 и даже инкассаторского фургона, изготовленного 2-м БТАЗ.В пожарных частях линейки и пожарные насосы на базе АМО-Ф-15 дотянули и до послевоенных времен
Автомобиль АМО-Ф15 вполне соответствовал уровню мирового автопрома 1910-х, т.е. требовал трудоемкой частой смазки и регулировки всех узлов, отличался низкой долговечностью, хотя и демонстрировал хорошую выносливость и проходимость.Рентген-схема АМО-Ф-15 (рисунок Ю.Долматовского) показывает насколько просто и в то же время рационально был устроен АМО-Ф-15 (габариты: 5,1х1,7х2,25 м, база: 3,07 м плавали в зависимости ото года выпуска)
Полуторка АМО-Ф-15 была адаптированной к отечественным дорогам итальянским грузовиком FIAT-15ter, уже успевшим поучаствовать как в итало-турецкой войне 1911-12 гг., так и на дорогах Первой мировой (для улучшения проходимости на нем уменьшили сильно выступавший маховик двигателя, кстати, он же служил и вентилятором, протягивая воздух от радиатора через моторный отсек при условии плотно закрытых боковин моторного отсека, а также усилили раму, в конечном счете, объем переделок позволил присвоить автомобилю собственный индекс АМО-Ф-15 – от Фиат-15). Интервалы обслуживания на АМО-Ф-150 не превышали 500 км, а шасси надо было шприцевать через 150–200 км, пробег до капремонта составлял всего 20-30 000 км.Четырехцилиндровый 4,4-литровый карбюраторный двигатель АМО-Ф-15 выдавал всего 35 л.с., что не мешало ставить его на броневики и даже трехтонки Я-3 Ярославского завода
Тем не менее, АМО-Ф-15 свою историческую задачу выполнил, став как заменой разномарочному и до предела изношенному парку грузовиков (и частично автобусов), так и школой для производственников и «эксплоатационщиков» (как тогда писали и говорили – авт.). Недаром среди довоенных шоферов ходила поговорка: «Машина АМО – всем машинам мама».Первенец советского автопрома – полуторка АМО-Ф-15 исправно возила трудящихся и красноармейцев с середины 1920-х до начала 1940-х
Отдельные экземпляры АМО-Ф15 находилась в составе армейского автопарка и автомобильных учебных заведений до середины-конца 1930-х, а в пожарных частях прослужила и после Великой отечественной.Единственный сохранившийся экземпляр АМО-Ф-15 (второй серии) сохранялся на ЗИЛе (преемнике ЗиСа – АМО)
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.
Наш интернет магазин: irim3.ru
|
В Музее Транспорта Москвы открывается выставка посвященная истории отечественного дизайна автомобилей и прочего транспорта за 100 лет
06.11.2024
Крупнейшая осенняя выставка-форум CarX-2024 пройдет с 8 по 10 октября в Москве
07.10.2024
На улицах столицы ездит японский родстер в стиле английского бренда Aston Martin
30.09.2024
С показателем в 18 млн произведенных машин 7-е место в рейтинге самых массовых легковушек мира журнала Autocar заняла LADA Riva
26.09.2024
CEO Ford Джим Фарли призвал поднять качество своих электромобилей до китайского
18.09.2024
Land Rover предложил дорогие рестомоды на базе классического Defender
29.08.2024