Первенцу автопрома СССР – АМО-Ф15 исполнилось 100 лет

Первенцу автопрома СССР – АМО-Ф15 исполнилось 100 лет

1 ноября 2024


С начала серийного выпуска первого серийного советского автомобиля прошел целый век


автор

Александр Климнов, фото autowp.ru, gruzovikpress.ru



Первенец советского автопрома – 1,5-тонный грузовик АМО-Ф15 представлял собой полностью локализованный итальянский грузовик FIAT-15ter образца 1915 года.
amo-f15_55.jpg

Грузовик АМО-Ф-15 из самой первой партии ноября 1924 года

Справка: во времена СССР считалось, что в Российской империи автопрома практически не было, а его рождение как вида индустрии состоялось только в годы первой пятилетки (1928–1932).

Однако, как неоспоримо доказали уже постсоветские автомобильные историки – автопром в дореволюционной России все же был, так первенцем российской автомобильной промышленности все же следует считать автомобиль Яковлева и Фрезе 1896 года, хотя и находился в зачаточном состоянии.

Из тех времен наиболее известна марка «Руссо-Балт», созданная как автомобильное подразделение при Русско-Балтийском вагонном заводе, располагавшемся в Риге.

Во время Первой мировой войны царское правительство все же вынуждено было озаботиться созданием национальной российской автопромышленности, чья продукция была совершенно необходима для фронта (поставки импортной автотехники обошлись казне к 1916 году в 125 млн золотых рублей или 58,75 млн тогдашних долларов САСШ – $1,7 млрд по нынешнему курсу), за которые можно было построить несколько автозаводов, но из шести заложенных в 1916 году автомобильных предприятий (одно из них было создан как раз на основе эвакуированного оборудования РБВЗ) до высокой стадии готовности к роковому для нашей страны 1917 году был готов лишь АМО («Товарищество на паях автомобильного Московского общества»), основанный торговым домом «Кузнецов, Рябушинские», который взял военный подряд (ценой в 27 млн золотых рублей – 12,7 млн долларов – $367,1 млн по сегодняшнему курсу) на поставку полутора тысяч 1,5-тонных грузовиков FIAT-15ter.
2554345402.jpg

Братья Степан и Сергей Павловичи Рябушинские на площадке будущего завода АМО в Тюфелевой роще (1916 год)

Не успевая со строительством к контрактному первому сроку сдачи продукции – 150 грузовиков в марте 1917 года (оборудование для завода приходилось завозить из САСШ и Сибирь – таким образом, было получено порядка 500 новейших американских станков) Степан и Сергей Павловичи Рябушинские закупили сборочные комплекты грузовых автомобилей в Италии и с весны 1917-го по весну 1919-го АМО грузовики FIAT 15ter собирались в Тюфелевой роще под Москвой из импортных частей (всего 1319 ед.).

В дальнейшем, укомплектованный на 3/4 завод (национализирован ВСНХ в августе 1918 года и через год наряду с прочими недостроенными автозаводами включен в состав т.н. «Автотеста», с 1921 года – ЦУГАЗа) пять послереволюционных лет занимался ремонтом и восстановлением разношерстной автомобильной техники, доставшейся разоренной Гражданской войной и политикой Военного коммунизма стране.
1.jpg

Завод АМО в начале 1917 года (слева уцелевшее до наших дней здание заводоуправления, справа механосборочные цеха)

К концу 1922 года предприятие уже самостоятельно изготавливало до 75% деталей, включая всю силовую установку, 3-тонного американского грузовика White TAD (который даже называли Уайт-АМО) и намеревалось полностью его локализовать, но потом решение о выпуске собственной модели было изменено в пользу более востребованной полуторки Fiat, на которую имелась полная документация, включая и два контрольных образца грузовика FIAT 15ter.

В 1922/23 хозяйственном году Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал АМО необходимые средства на реорганизацию производства, а недавно созданный Госплан в июне того же года определил для АМО производственное задание на 1923–1927 гг. По традиции тех лет 30 апреля 1923 года заводу АМО было присвоено имя итальянского коммуниста Пьетро Ферреро.
02-(1).jpg

В условиях дефицита не столько оборудования, сколько инженерно-технических и квалифицированных рабочих кадров перейти к производству полного цикла на АМО удалось только осенью 1924 года

Первые десять автомобилей АМО-Ф15 были собраны с 1-го по 6-е ноября 1924 года и прошли колонной на демонстрации 7 ноября того же года на Красной площади (на фото слева).
Zastavka_1.jpg

Колонна из первых десяти автомобилей АМО-Ф15 едет на парад на Красной площади

Первый грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года, во многом благодаря энтузиазму самих рабочих (инженерный корпус инкорпорированный из «буржуазных спецов» был настроен гораздо критичнее).
Последнюю 10-ю машину собрали и окрасили уже под утро 7 ноября, после чего заводчане двинулись на демонстрацию на грузовиках, чья непросохшая краска еще прилипала к рукам. Все грузовики были выкрашены в красный цвет и каждый был украшен каким-либо лозунгом.

Тем не менее, именно эта автоколонна стала первой в послереволюционной стране не импортированной, собранной полностью своими силами, что стало знаковым явлением в восстанавливающейся за счет НЭПа стране.
06.jpg

Колонна грузовиков АМО-Ф-15 на Красной площади перед стартом испытательного пробега 25 ноября 1924 года

Уже 25 ноября, в полдень, на Красной площади был дан старт первого для советских автомобилей испытательного пробега по маршруту: Москва – Тверь – Вышний Волочек – Новгород – Ленинград – Луга – Витебск – Смоленск – Рославль – Москва, в который отправились три машины из первой десятки (№ 1, № 8 и № 10). Автопробег оказался вполне успешным, подтвердив вполне удовлетворительное качество продукции АМО.

Серийное производство грузовиков АМО-Ф-15 началось с марта 1925 года – до конца года было изготовлено 113 машин, а в 1926 году – 342 полуторки.

Первоначально АМО-Ф-15 не имел электрического оборудования, включая стартер, освещение и звуковой сигнал. Пуск производили рукояткой («кривым стартером»), для освещения служили ацетиленовые фонари, сигнал подавался рожком с грушей.
На АМО-Ф15 т.н. «второй серии» выпуска 1927–1928 гг. уже появилась кабина с жесткой крышей, боковинами и задней стенкой. Рычаги ручного тормоза и переключения передач переместились в кабину. Кроме того, был упрощен рулевой механизм и изменена конструкция сцепления.

На АМО-Ф15 выпуска 1928-1931 гг. («третья серия») уже появились электрические стартер, освещение и клаксон. Бензобак, ввиду отказа от ненадежного ваккуум-аппарата и возврата к подаче бензина самотеком, переместился под капот.
В 1925 году завод АМО был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод.
amo-f15_5.jpg

К концу 1920-х поставки АМО-Ф-15 в РККА и народное хозяйство стали более-менее стабильными – полуторки стали отгружать целыми эшелонами (фото 1928 года)

В 1927 году его директором был назначен легендарный И.А.Лихачёв. Производство на АМО постепенно нарастало и к 1931 году было суммарно произведено 6383 (по другим данным 6971 ед.) АМО-Ф-15, из которых 2590 ед. пришлось на 1929/30 хозяйственный год.

Конечно, далеко не все технологические и производственные процессы на АМО были отлажены и доведены хотя бы до минимально приемлемого уровня с точки зрения экономики. Так коленчатый вал первоначально «выделывали» не общепринятым методом ковки, а высверливали и вырубали зубилами из размеченной по контурам металлической отливки и потом доводили чистовой обработкой на станках.

В результате себестоимость автомобиля, чья конструкция содержала большое количество деталей из цветных металлов, а значительная часть деталей и агрегатов и изготавливалась фактически кустарными методами, оказалась слишком велика: так, первый десяток автомобилей 1924 голу обошелся по 18 000 рублей за машину, второго поколения обходился в 12 786 рублей, а третьего – в 11 000 рублей.

Хотя в 1927/28 годах себестоимость АМО-Ф-15 снизилась до 8500 рублей, в те же годы более совершенный по характеристикам грузовик Ford-АА в виде машинокомплекта с доставкой в СССР, стоил всего лишь 800–900 рублей (вот наглядный пример преимущества фордовской системы поточного конвейерного производства перед стапельной кустарщиной, от которой, впрочем, европейский автопром только начинал избавляться – авт.).
b884b2ds-1920.jpg

Масштабы стапельного производства на АМО были совершенно неудовлетворительными для страны, решительно разворачивавшей индустриализацию Пятилетками и механизацию РККА

Уже в 1928 году необходимость кардинальной реконструкции завода и освоение современной модели грузового автомобиля (дальнейшее развитие конструкции Ф-15 – грузовик АМО-20 с повышенной до 2 т грузоподъемностью было признано бесперспективным) стали неотложной необходимостью, но это уже другая история.
AMO-20.jpg

Двухтонный АМО-20 был глубокой модернизацией АМО-Ф-15, но в серию уже не пошел, так как на подходе были более современные модели АМО-2 и АМО-3 американского происхождения

Шасси АМО-Ф15 послужило базой для создания пожарных автомобилей как собственной конструкции АМО, так и других заводов – «Промет» и Московского завода пожарных машин,
amo-f15_meditsinskij.jpg

кареты скорой помощи (для которых подвеска АМО-Ф-15 оказалась недопустимо жесткой)...

автобусов,
AMOF15Bus.jpg

Почтово-пассажирский автобус на шасси АМО-Ф-15

штабного автомобиля,
amo-f15_12.jpg

Штабных 9-местных АМО-Ф-15 изготовили менее десятка

ba-27.jpg

первые советские серийные бронеавтомобили БА-27, которых на шасси АМО-Ф-15СП (с двумя постами управления) в 1928–1931 гг. построили 215 ед.

бронеавтомобиля БА-27 и даже инкассаторского фургона, изготовленного 2-м БТАЗ.
amo-f15_pozarnyj_avtonasos.jpg

В пожарных частях линейки и пожарные насосы на базе АМО-Ф-15 дотянули и до послевоенных времен

Автомобиль АМО-Ф15 вполне соответствовал уровню мирового автопрома 1910-х, т.е. требовал трудоемкой частой смазки и регулировки всех узлов, отличался низкой долговечностью, хотя и демонстрировал хорошую выносливость и проходимость.
amo-f15_1.jpg

Рентген-схема АМО-Ф-15 (рисунок Ю.Долматовского) показывает насколько просто и  в то же время рационально был устроен АМО-Ф-15 (габариты: 5,1х1,7х2,25 м, база: 3,07 м плавали в зависимости ото года выпуска)

Полуторка АМО-Ф-15 была адаптированной к отечественным дорогам итальянским грузовиком FIAT-15ter, уже успевшим поучаствовать как в итало-турецкой войне 1911-12 гг., так и на дорогах Первой мировой (для улучшения проходимости на нем уменьшили сильно выступавший маховик двигателя, кстати, он же служил и вентилятором, протягивая воздух от радиатора через моторный отсек при условии плотно закрытых боковин моторного отсека, а также усилили раму, в конечном счете, объем переделок позволил присвоить автомобилю собственный индекс АМО-Ф-15 – от Фиат-15). Интервалы обслуживания на АМО-Ф-150 не превышали 500 км, а шасси надо было шприцевать через 150–200 км, пробег до капремонта составлял всего 20-30 000 км.
amo-f15_8.jpg

Четырехцилиндровый 4,4-литровый карбюраторный двигатель АМО-Ф-15 выдавал всего 35 л.с., что не мешало ставить его на броневики и даже трехтонки Я-3 Ярославского завода

Тем не менее, АМО-Ф-15 свою историческую задачу выполнил, став как заменой разномарочному и до предела изношенному парку грузовиков (и частично автобусов), так и школой для производственников и «эксплоатационщиков» (как тогда писали и говорили – авт.). Недаром среди довоенных шоферов ходила поговорка: «Машина АМО – всем машинам мама».
amo-f15_2.jpg

Первенец советского автопрома – полуторка АМО-Ф-15 исправно возила трудящихся и красноармейцев с середины 1920-х до начала 1940-х

Отдельные экземпляры АМО-Ф15 находилась в составе армейского автопарка и автомобильных учебных заведений до середины-конца 1930-х, а в пожарных частях прослужила и после Великой отечественной.
amo-f15_79.jpg

Единственный сохранившийся экземпляр АМО-Ф-15 (второй серии) сохранялся на ЗИЛе (преемнике ЗиСа – АМО)


Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

На ВДНХ в Музее Транспорта Москвы стартует выставка «Ты выглядишь на все 100!»

На ВДНХ в Музее Транспорта Москвы стартует выставка «Ты выглядишь на все 100!»

В Музее Транспорта Москвы открывается выставка посвященная истории отечественного дизайна автомобилей и прочего транспорта за 100 лет

06.11.2024

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Крупнейшая осенняя выставка-форум CarX-2024 пройдет с 8 по 10 октября в Москве

07.10.2024

В Москве замечен поддельный родстер Aston Martin

В Москве замечен поддельный родстер Aston Martin

На улицах столицы ездит японский родстер в стиле английского бренда Aston Martin

30.09.2024

LADA «классика» признана одной из самых массовых автомобилей в мире

LADA «классика» признана одной из самых массовых автомобилей в мире

С показателем в 18 млн произведенных машин 7-е место в рейтинге самых массовых легковушек мира журнала Autocar заняла LADA Riva  

26.09.2024

Глава Ford Motor признал превосходство китайского автопрома

Глава Ford Motor признал превосходство китайского автопрома

CEO Ford Джим Фарли призвал поднять качество своих электромобилей до китайского

18.09.2024

Культовый внедорожник Land Rover Defender никак не желает уходить со сцены

Культовый внедорожник Land Rover Defender никак не желает уходить со сцены

Land Rover предложил дорогие рестомоды на базе классического Defender

29.08.2024

Возврат к списку