1 ноября 2024
С начала серийного выпуска первого серийного советского автомобиля прошел целый век
Грузовик АМО-Ф-15 из самой первой партии ноября 1924 года
Справка: во времена СССР считалось, что в Российской империи автопрома практически не было, а его рождение как вида индустрии состоялось только в годы первой пятилетки (1928–1932).Братья Степан и Сергей Павловичи Рябушинские на площадке будущего завода АМО в Тюфелевой роще (1916 год)
Не успевая со строительством к контрактному первому сроку сдачи продукции – 150 грузовиков в марте 1917 года (оборудование для завода приходилось завозить из САСШ и Сибирь – таким образом, было получено порядка 500 новейших американских станков) Степан и Сергей Павловичи Рябушинские закупили сборочные комплекты грузовых автомобилей в Италии и с весны 1917-го по весну 1919-го АМО грузовики FIAT 15ter собирались в Тюфелевой роще под Москвой из импортных частей (всего 1319 ед.).Завод АМО в начале 1917 года (слева уцелевшее до наших дней здание заводоуправления, справа механосборочные цеха)
К концу 1922 года предприятие уже самостоятельно изготавливало до 75% деталей, включая всю силовую установку, 3-тонного американского грузовика White TAD (который даже называли Уайт-АМО) и намеревалось полностью его локализовать, но потом решение о выпуске собственной модели было изменено в пользу более востребованной полуторки Fiat, на которую имелась полная документация, включая и два контрольных образца грузовика FIAT 15ter.В условиях дефицита не столько оборудования, сколько инженерно-технических и квалифицированных рабочих кадров перейти к производству полного цикла на АМО удалось только осенью 1924 года
Первые десять автомобилей АМО-Ф15 были собраны с 1-го по 6-е ноября 1924 года и прошли колонной на демонстрации 7 ноября того же года на Красной площади (на фото слева).Колонна из первых десяти автомобилей АМО-Ф15 едет на парад на Красной площади
Первый грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года, во многом благодаря энтузиазму самих рабочих (инженерный корпус инкорпорированный из «буржуазных спецов» был настроен гораздо критичнее).Колонна грузовиков АМО-Ф-15 на Красной площади перед стартом испытательного пробега 25 ноября 1924 года
Уже 25 ноября, в полдень, на Красной площади был дан старт первого для советских автомобилей испытательного пробега по маршруту: Москва – Тверь – Вышний Волочек – Новгород – Ленинград – Луга – Витебск – Смоленск – Рославль – Москва, в который отправились три машины из первой десятки (№ 1, № 8 и № 10). Автопробег оказался вполне успешным, подтвердив вполне удовлетворительное качество продукции АМО.К концу 1920-х поставки АМО-Ф-15 в РККА и народное хозяйство стали более-менее стабильными – полуторки стали отгружать целыми эшелонами (фото 1928 года)
В 1927 году его директором был назначен легендарный И.А.Лихачёв. Производство на АМО постепенно нарастало и к 1931 году было суммарно произведено 6383 (по другим данным 6971 ед.) АМО-Ф-15, из которых 2590 ед. пришлось на 1929/30 хозяйственный год.Масштабы стапельного производства на АМО были совершенно неудовлетворительными для страны, решительно разворачивавшей индустриализацию Пятилетками и механизацию РККА
Уже в 1928 году необходимость кардинальной реконструкции завода и освоение современной модели грузового автомобиля (дальнейшее развитие конструкции Ф-15 – грузовик АМО-20 с повышенной до 2 т грузоподъемностью было признано бесперспективным) стали неотложной необходимостью, но это уже другая история.Двухтонный АМО-20 был глубокой модернизацией АМО-Ф-15, но в серию уже не пошел, так как на подходе были более современные модели АМО-2 и АМО-3 американского происхождения
Шасси АМО-Ф15 послужило базой для создания пожарных автомобилей как собственной конструкции АМО, так и других заводов – «Промет» и Московского завода пожарных машин,кареты скорой помощи (для которых подвеска АМО-Ф-15 оказалась недопустимо жесткой)...
автобусов,Почтово-пассажирский автобус на шасси АМО-Ф-15
штабного автомобиля,Штабных 9-местных АМО-Ф-15 изготовили менее десятка
первые советские серийные бронеавтомобили БА-27, которых на шасси АМО-Ф-15СП (с двумя постами управления) в 1928–1931 гг. построили 215 ед.
бронеавтомобиля БА-27 и даже инкассаторского фургона, изготовленного 2-м БТАЗ.В пожарных частях линейки и пожарные насосы на базе АМО-Ф-15 дотянули и до послевоенных времен
Автомобиль АМО-Ф15 вполне соответствовал уровню мирового автопрома 1910-х, т.е. требовал трудоемкой частой смазки и регулировки всех узлов, отличался низкой долговечностью, хотя и демонстрировал хорошую выносливость и проходимость.Рентген-схема АМО-Ф-15 (рисунок Ю.Долматовского) показывает насколько просто и в то же время рационально был устроен АМО-Ф-15 (габариты: 5,1х1,7х2,25 м, база: 3,07 м плавали в зависимости ото года выпуска)
Полуторка АМО-Ф-15 была адаптированной к отечественным дорогам итальянским грузовиком FIAT-15ter, уже успевшим поучаствовать как в итало-турецкой войне 1911-12 гг., так и на дорогах Первой мировой (для улучшения проходимости на нем уменьшили сильно выступавший маховик двигателя, кстати, он же служил и вентилятором, протягивая воздух от радиатора через моторный отсек при условии плотно закрытых боковин моторного отсека, а также усилили раму, в конечном счете, объем переделок позволил присвоить автомобилю собственный индекс АМО-Ф-15 – от Фиат-15). Интервалы обслуживания на АМО-Ф-150 не превышали 500 км, а шасси надо было шприцевать через 150–200 км, пробег до капремонта составлял всего 20-30 000 км.Четырехцилиндровый 4,4-литровый карбюраторный двигатель АМО-Ф-15 выдавал всего 35 л.с., что не мешало ставить его на броневики и даже трехтонки Я-3 Ярославского завода
Тем не менее, АМО-Ф-15 свою историческую задачу выполнил, став как заменой разномарочному и до предела изношенному парку грузовиков (и частично автобусов), так и школой для производственников и «эксплоатационщиков» (как тогда писали и говорили – авт.). Недаром среди довоенных шоферов ходила поговорка: «Машина АМО – всем машинам мама».Первенец советского автопрома – полуторка АМО-Ф-15 исправно возила трудящихся и красноармейцев с середины 1920-х до начала 1940-х
Отдельные экземпляры АМО-Ф15 находилась в составе армейского автопарка и автомобильных учебных заведений до середины-конца 1930-х, а в пожарных частях прослужила и после Великой отечественной.Единственный сохранившийся экземпляр АМО-Ф-15 (второй серии) сохранялся на ЗИЛе (преемнике ЗиСа – АМО)
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.
Наш интернет магазин: irim3.ru
|
ГК «СТТ» представил на MITT'25 туристические версии «Соболя NN» и «Соболя NN 4x4»
19.03.2025
Поздравление с Днем защитника Отечества
22.02.2025
Ресертификация Ан-2 с отечественным ТНВД может лишить его статуса пассажирского самолета, а с преемником ЛМС-901 «Байкал» возникли конструкционные проблемы
21.02.2025
Круиз-контроль и его адаптивная версия оказывается повышают, а не снижают аварийность
14.02.2025
В Музее транспорта Москвы прошла реставрация микролитражки «Запорожец» в инвалидной версии ЗАЗ-966ВБ2
12.02.2025
Новейшее судно-автовоз «BYD SHENZHEN» стало самым экологически чистым судном типа RO-RO в мире
17.01.2025