Первому российскому автомобилю исполнилось 125 лет

Первому российскому автомобилю исполнилось 125 лет

31 июля 2021


125 лет назад на Нижегородской ярмарке дебютировал полностью российский автомобиль Яковлевна и Фрезе


Первый русский автомобиль родился в Санкт-Петербурге в мае 1896 года и дебютировал НА XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке (при знаменитой Нижегородской ярмарке – авт.) в Нижнем Новгороде в июне того же года. Машина с двухместным кузовом типа фаэтон весила около 300 кг и развивала скорость до 20 км/ч. Первое сообщение в прессе об этом событии появилось 8 июля 1896 г. в петербургской газете "Новое время".

Создателями первого отечественного безлошадного экипажа стали два петербургских изобретателя – отставной лейтенант военного флота Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе. Первому принадлежал основанный в 1891 году на Большой Спасской улице (в Санкт-Петербурге) "Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева" (ныне завод "Вулкан", на котором, кстати, в 1955-м проходил практику юный Юра Гагарин – авт.), а второму –Акционерное общество постройки экипажей "Фрезе и К°" в доме 10 по Эртелеву переулку (ныне М.Морская улица в Санкт-Петербурге).

Евгений Яковлев взялся изготавливать двигатель с одним горизонтальным цилиндром мощностью около двух лошадиных сил, и трансмиссию (двухступенчатую коробку передач с ременным приводом и дифференциал). При создании силовой передачи он опирался на опыт Карла Бенца, ориентируясь в качестве прототипа на его первую 4-колесную модель Бенц Вело, впрочем, как и многие другие пионеры создания национальных автомобилей того времени, включая Францию, Швецию, Швейцарию и САСШ (ныне США – авт.).

Замысел изготовления первого в России автомобиля с двигателем внутреннего сгорания пришел его создателям Евгению Яковлеву и Петру Фрезе во время посещения ими в 1893 году Всемирной (т.н. Колумбовой – в честь 400-летия открытия Америки – авт.) выставки в Чикаго, и осмотра экспозиции одного из первых производителей автомобилей Karl Benz. Познакомившись на этой презентации россияне Яковлев и Фрезе приняли решение объединить свои усилия с тем, чтобы построить подобный автомобиль из чисто русских материалов. На осуществление данного замысла ушло три года. Яковлевым были изготовлены двигатель и трансмиссия, а Фрезе – ходовая часть и кузов типа фаэтон (с откидным верхом и оригинальным рулевым управлением – авт.).

В мае 1896 года создание автомобиля было завершено, затем проведены его испытания, а 1-го июля того же года первый русский автомобиль был представлен в качестве экспоната на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, где он совершал демонстрационные поездки. У него был двигатель с т.н. "испарительным" водяным охлаждением (на пробег в 100 км требовалось 30 л бензина и... 150 литров воды, которая сдержалась в двух больших банках – авт.), расположенный сзади, оригинальная запатентованная П.А. Фрезе конструкция рулевого управления, ременная трансмиссия (с ремнями усиленными металлическим вставками – авт.). Передачи переключались двумя рычажками под рулевой колонкой. Шины были сплошными резиновыми (многие иностранные аналоги еще использовали тележные колеса с железными бандажами – авт.), колеса деревянные, а рессоры полностью эллиптические (а не полуэллиптические, как на современных машинах).

"Журнал новейших открытий и изобретений" в 1896 году отметил ряд существенных улучшений в конструкции ходовой части, трансмиссии и кузова автомобиля по сравнению с машинами других фирм.

Историки так и не смогли точно установить, сколько именно автомобилей было изготовлено фирмой "Яковлева и Фрезе", возможно, лишь один о котором и идет здесь речь. Однако одно можно сказать точно – конструкция Яковлева-Фрезе была задуман и создана именно как серийный автомобиль для коммерческой реализации, так как на него известна цена, составлявшая 2500 рублей, что по тем временам было очень солидной суммой, но впрочем, не превышало цены выбракованных "призовых" рысаков, на которых раскатывали тогдашние толстосумы.
PSX_20210731_231705.jpg
К сожалению не сохранилось ни самого первого русского автомобиля, ни даже его чертежей, поэтому его параметры восстанавливались методом обратной реконструкции в НАМИ по двум имеющимся фотографиям (впрочем превосходного качества нижегородского фотографа П. М. Дмитриева – авт.) и описаниям.

Дальнейшая судьба компаньонов оказалась различной, так уже через два года Е. А. Яковлев умер (простудился в цеху, как говорили позже – сгорел на работе – авт.), а выкупивший у его вдовы передовой по оснащению завод (в Чикаго, кстати, Евгения Яковлева пригласили американцы, которым понравились его двигатели – авт.), новый владелец завода уже не проявил интереса к двигателям внутреннего сгорания и переориентировался на иные виды продукции. Тем не менее из завода Яковлева возникло нынешнее предприятие "Вулкан".

Петр Фрезе заниматься автомобилями в дальнейшем не прекратил, например, первый русский электробус Романова получил именно его кузов. Однако с потерей отечественного партнера-моторостроителя ему пришлось покупать двигатели для своих авто за границей.

В 1910 году Фрезе продал свою фабрику Русско-Балтийскому заводу (РБВЗ), который устроил на месте его предприятия, говоря современным языком, Петербургский дилерский и сервисный центр для автомобилей марки "Руссо-Балт". После продажи фабрики Пётр Фрезе уехал к себе в имение, где и умер два года спустя. Кстати в наши дни на месте фабрики Фрезе расположен гараж администрации Ленобласти.

PSX_20210731_231607.jpg
В 1996 году, к 100-летнему юбилею первого русского автомобиля, в Научно-техническом центре газеты "Авторевю" при поддержке главного редактора М. И. Подорожанского были воссозданы три полномасштабные копии машины (репликары). Одна отреставрированная копия машины располагается в экспозиции Политехнического музея города Москвы. 

P.S. Кстати, экспозицию XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки в 1896-м посетил и царь Николай II, но по разным свидельствам, хотя государь и осмотрел среди прочих первый русский автомобиль, но не придал этому никакого не то что значения, но даже практически не обратил на него внимания, а по другим свелениям сам Фрезе показал царю свой мотор в действии, но в ответ дождался только пренебрежительной фразы "заграничные моторы лучше". Во всяком случае создатели первого русского как тогда говорили "мотора" никакого внимания со стороны как самого Императора, так и государства Российского не получили – до признания успехов русского автопрома еще оставались долгие годы и только перед самой Первой мировой войной в императорском гараже (ныне ГОН – авт.) завелись три автомобиля отечественной марки "Руссо-Балт".

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Трансмашхолдинг представил новый дизайн водородного поезда

Трансмашхолдинг представил новый дизайн водородного поезда

Трансмашхолдинг показал обновленный дизайн экстерьера перспективного водородного поезда

27.08.2025

ОАК запатентовал дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер ШФДМС-600

ОАК запатентовал дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер ШФДМС-600

Серия российских авиалайнеров проекта «ШФДМС» будет летать на дальность до 13 600 км и перевозить до 320 пассажиров

22.08.2025

На выставке ComAutoTrans’25 названы победители III конкурса «Лидер мобильной торговли»

На выставке ComAutoTrans’25 названы победители III конкурса «Лидер мобильной торговли»

В рамках выставки ComAutoTrans’25 награждены победители конкурса «Лидер мобильной торговли 2025»

20.08.2025

Полный контакт: на выставке ComAutoTrans 2025 показывают коммерческую технику в действии

Полный контакт: на выставке ComAutoTrans 2025 показывают коммерческую технику в действии

Выставка и тест-драйв ComAutoTrans не только показывает новейшую коммерческую технику, но и проводит ее тест-драйвы

19.08.2025

На Северном речном вокзале отпраздновали 101 год автобусного движения в Москве

На Северном речном вокзале отпраздновали 101 год автобусного движения в Москве

На Северном речном вокзале москвичам и гостям столицы показали старинные и современные автобусы

11.08.2025

В МАИ создали проект экономичного СПС нового поколения

В МАИ создали проект экономичного СПС нового поколения

Перспективный сверхзвуковой авиалайнер будет развивать 3700 км/ч на высоте в 22 км и перевозить 48 пассажиров с 3-кратно меньшим расходом топлива

01.08.2025

Калифорнийцы обвинили Toyota в водородном обмане

Калифорнийцы обвинили Toyota в водородном обмане

Владельцы водородных Toyota Mirai в Калифорнии столкнулись с дефицитом заправок  

14.07.2025

Возврат к списку