Поезд «Москва-2024» вышел на зеленую ветку столичного метро
11 марта 2024
Сегодня на Замоскворецкой (зеленой) линии метро состоялся запуск новейшего поезда «Москва-2024»
Александр Климнов, фото mos.ru, msk1.ru, tass.ru, transfoto.ru, tmholding.ru
Хотя наш сайт и пишет практически только на автомобильную тематику, но пройти мимо такой важной новости в области общественного транспорта нельзя – сегодня 11 марта 2024 года на Замоскворецкой (зеленой) линии метро состоялся запуск новейшего поезда «Москва-2024» (тип 81-775.2/776.2/777.2).
Этот поезд призван заменить на одной из старейших (с 1938 года) линий Московского метрополитена старые и шумные (уровень шума в вагоне превышает 90 дБ – авт.) вагоны «Номерного» типа (серия 81–717/714), выпущенные в конце 1980-х (производились в 1976–2013 гг.), которые на сегодня остались самыми старыми вагонами в московском метрополитене.
Жителей и гостей столицы уже достаточно давно интересовал вопрос, а когда же на одной из самых загруженных Замоскворецкой (зеленой) ветке метро начнется эксплуатация поездов нового типа «Москва»? И вот сегодня состоялся запуск новейшего поезда «Москва-2024» (фактически ресталингового варианта «Москва-2020»).
Вагоны метро «Москва-2024» созданы специалистами Трансмашхолдинга в сотрудничестве с Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы специально для Московского метрополитена.
Профильные транспортные медиа сообщают, что готовиться к запуску метропоездов нового образца «Москва-2024» начали еще в прошлом году – шло переобучение машинистов и обкатка поездов (с 24 января), но без пассажиров.
В новых поездах «Москва-2024» на 32% (160 см против 121 см) более широкие двери, чем у «номерных» вагонов, сквозные и более широкие (на 10 см) межвагонные переходы (160 см), порты USB-зарядки имеются возле каждого сидения, на стенках размещены большие информационные дисплеи, имеется подсветка в цвет линии и системы обеззараживания воздуха.
Отдельное внимание уделено проезду маломобильных граждан. Для них разработана новая аппарель и добавлена кнопка вызова.
Улучшена шумоизоляция, в том числе в кабине машиниста, конструкция которой включает современный кондиционер, эргономичный пульт управления и комфортное кресло с возможностью регулировки.
Начальник технического отдела электродепо «Сокол» Рамиз Мустафаев перечисляет все проведенные улучшения: «Другая шумоизоляция, новая рама тележки, колеса, все самое современное, тяговые электродвигатели тоже новые».
Сегодня на Замоскворецкую линию выходят первые три поезда, а всего на Замоскворецкой линии сейчас работает 92 состава (738 вагонов).
Дептранс Москвы заявляет, что в 2024–2025 гг. на зеленую ветку будут поставлены десять новых поездов (80 вагонов). Всего же в 2024–2025 гг. закупят 550 вагонов (68 составов) типа «Москва-2024», которые пойдут на комплектацию и других линий. А до 2030 года будет приобретено в общей сложности 2,3 тыс. новых вагонов. К этому году власти планируют обновить 95% подвижного состава (сейчас – 74%).
Замена всех «Номерных» поездов на Замоскворецкой линии составами «Москва-2024» и «Москва-2026» позволит увеличить количество пассажирских мест на 200 тыс. в сутки, так как вместимость каждого поезда возрастет с 1370 до 1507 пассажиров.
Кроме того, поезда «Москва-2024» оснащены системой автономного хода и могут 3 км двигаться без подключения к сети (сто должно резко снизить простои при неисправностях энергоснабжения и отказаться от маневровых дрезин в ночное время – авт.).
Как поясняют в метрополитене, особый приоритет в течение несколько лет будет отдан закупке составов для Замоскворецкой линии, а также для новых веток – Троицкой и Бирюлевской (на данный момент еще строятся). Это означает, что прокатиться на «Номерных» поездах на Люблинско-Дмитровской и Сокольнической линиях можно будет еще достаточно долго.
Член общественного совета при Минтрансе РФ и глава Союза пассажиров Кирилл Янков пояснил в интервью «Ъ»: «Дело в том, что одновременно с заменой поездов необходимо новое оборудование депо, переучивание персонала и прочее, а старые поезда имеют срок эксплуатации 35–40 лет, и многие моложе этого срока. Москва не такая «бюджетно-избыточная», чтобы списывать их досрочно, передавать в другие метрополитены можно очень ограниченное количество, да и «Трансмашхолдинг» [производитель подвижного состава] имеет ограниченные мощности производства. На Люблинско-Дмитровской «Номерные», вероятно, самые новые, поскольку она вводилась в 1990-е – логично, чтобы они проездили свои 35 лет до списания».
Мэр Москвы Сергей Собянин на пресс-конференции по поводу запуска нового поезда сказал: «Москва является безусловным лидером по обновлению подвижного состава вообще в пассажирском транспорте, а в частности, в метрополитене, С 2010 года средний возраст поездов метрополитена уменьшился в два раза – с 24 до 12 лет. Мало того, это не просто новые поезда, это поезда новых серий, новых поколений. Сегодня запускаем поезд «Москва-2024», через два года выйдет «Москва-2026».
Хотя подробностей в мэрии пока не раскрывают, но поезда «Москва-2026» и последующие серии, могут стать даже беспилотными (такая работа в Москве сейчас, кстати, идет и по трамваям – авт.).
Справка: по данным столичного Метрополитена на сегодня пассажиров перевозят 6,5 тыс. вагонов пяти различных серий электропоездов, включая «Москву», «Оку», «Русич», а также более старые синие вагоны, неформально называемые «Номерными».
Поезда серии 81–717/714 («Номерной») были самой массовой серией метровагонов в мире: в них впервые было применено люминесцентное освещение и появились устройства экстренной связи пассажиров с машинистом. Но они постепенно они уходят в прошлое. Так, в конце прошлого года такие вагоны полностью выведены с Калужско-Рижской линии, где их заменили более свежие модели «Ока», «Москва» и «Москва-2020».
Кстати, недавно часть списанных «классических» вагонов этой серии была отреставрирована и передана в новое основное здание музея транспорта Москвы (который откроют в 2024 году) – это исторические модели типа «В» (выпускались в 1926–1927 гг. еще в Веймарской Германии и стали военным трофеем СССР после Великой Отечественной войны), «Г» (1939, 1940, 1947–1955), «Еж» (1973–1977), «Номерной» и другие. «Номерные» вагоны, кстати, продолжают использоваться в метрополитенах Нижнего Новгорода, Самары, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов.
В управлении Метрополитена поясняют: «Вагоны по истечении назначенного срока службы списываются с баланса метрополитена установленным порядком с последующей утилизацией. Количество вагонов, подлежащих утилизации, зависит от того, сколько вагонов выбывает по сроку службы в тот или иной год. Метро заинтересовано в сохранении нашей истории, поэтому не все вагоны подлежат списанию. Например, в электродепо «Измайлово» сохранена коллекция старых вагонов, которые уже не перевозят пассажиров. Пассажиры могут увидеть ее во время ночных экскурсий по метро, а также прокатиться на действующем поезде с самым первым вагоном метро типа «А», выпускавшимся в 1935–1937 гг. (на Мытищинском машиностроительном заводе – авт.)».
Наряду с обычными поездами на линии метро регулярно (в связи с круглыми датами, событиями и юбилеями) выезжают различные тематические составы. Так, в 2023 году пассажиров по БКЛ возил ретропоезд «Сокольники» (созданный на базе «Номерного», но выглядящий как вагон типа «А»), а также поезд «Акварель» (на базе «Русича») с репродукциями картин, курсирующий по Арбатско-Покровской линии.
P.S. Несмотря на санкции, отечественные производители не только выпускают отечественный подвижной состав, но и разрабатывают его современные образцы, в том числе и в беспилотном варианте.