Результатом индивидуализации тарифов по ОСАГО станет пересадка лихачей на велосипеды
14 марта 2019
Россияне ждут от индивидуальных тарифов ОСАГО большей безопасности на дорогах
Александр Климнов, фото вперед45.рф, lenta.co и chinacars24.ru
По мнению россиян, самым значимым преимуществом начавшейся в 2019 году реформы ОСАГО, помимо справедливой цены полиса, станет повышение безопасности дорожного движения. Так считает большинство участников опроса, проведенного изданием «Аргументы и факты». Всего в данном опросе приняли участие 4701 человек. Респондентам предлагалось выбрать, какой эффект от реформы ценообразования они считают самым важным.
Лидирующим мнением среди участников опроса стало то, что в результате либерализации дороги все же станут безопаснее, поскольку повышение стоимости страховки за лихачества массово заставит нерадивых водителей буквально пересесть на велосипеды. Такого мнения придерживаются 43% респондентов. Более пятой части опрошенных (21%), напротив, видят главное преимущество реформы в том, что фактическая цена полиса ОСАГО для них снизится.
Автоэксперт Игорь Моржаретто говорит по этому поводу следущее: «Правы и те, и другие респонденты – в результате реформы стоимость ОСАГО действительно должна снизиться для аккуратных и опытных водителей. Для водителей, которые водят рискованно, цена повысится адекватно тем рискам, которые они приносят в систему ОСАГО. И это должно стимулировать их ездить аккуратнее».
Прочие варианты ответа не вызвали сравнимого отклика среди опрошенных автомобилистов. Так, 9% из них ожидают, что в результате реформы вырастет доступность ОСАГО, а полис можно будет купить без очередей, да и в автогражданке появятся дополнительные сервисы. На сегодня проблема доступности полисов в целом решена, так что эти ожидания справедливы. Конкуренция между страховщиками уже стимулирует их снижать стоимость полиса, но очевидно, что конкуренция будет проявляться не только в цене, но и в удобстве оформления полиса, а также в дополнительных сервисах.
Еще 7% опрошенных ответили, что будут водить более дисциплинированно, потому что получают за это стимул в виде скидки на полис ОСАГО.
Игорь Моржаретто считает: «Вот и тот самый стимул, о котором я говорил. Но в любом случае рискованных водителей меньшинство – не более 15-20%, а большинство автолюбителей (80-85%) и так ездят аккуратно и получат снижение стоимости полиса». Этот прогноз подтверждается статистикой, так уже в январе 2019 года – в самый первый месяц действия новых тарифов ОСАГО, средняя стоимость полиса снизилась на 2,3% по сравнению с январем 2018 года и составила ₽5688.
Некоторые опрошенные видят в либерализации ОСАГО также возможность для снижения рисков мошенничества в системе – такой вариант выбрали 3% участников опроса. Данный эффект хотя и косвенный, но эксперты считают, что он тоже будет проявляться в реальности – заметное снижение стоимости официального полиса обнулит «выгоду» от покупки поддельных страховок.
И все же 12% респондентов боятся, что планы по либерализации ОСАГО еще могут неоднократно поменяться, причем, не в их пользу. «Это наш, чисто русский, менталитет. Люди привыкли ожидать подвоха от любой мало-мальски хорошей затеи. Их доверие еще нужно заслужить», – говорит эксперт. Впрочем, 5% опрошенных выразили свое равнодушие к проблеме.
Игорь Моржаретто сказал в заключение: «Показательно, что большая часть россиян – 83% – ожидают от реформы разного рода преимуществ, а равнодушных или недовольных – меньшинство».
Справка: реформа ОСАГО стартовала в январе 2019 года, когда тарифный коридор расширился на 20% в обе стороны – с ₽3432 – ₽4118 до ₽2746 – ₽4942. В качестве следующего этапа реформы должны пройти законодательные изменения, которые скорректирует саму формула расчета цены полиса. Конечная цель реформы – установление индивидуального и справедливого для каждого водителя тарифа ОСАГО.
Загрузка