Главная
Румынскому бренду Dacia исполняется полвека. Часть 1 – до Renault

Румынскому бренду Dacia исполняется полвека. Часть 1 – до Renault

Румынскому бренду Dacia исполняется полвека. Часть 1 – до Renault

31 Июля 2018


За полвека румынский автопроизводитель выпустил свыше 5 млн автомобилей


автор

Александр Климнов, фото autowp.ru и ro.wikipedia.org

Лишь второй из уцелевших, после распада соцлагеря, восточноевропейских автобрендов – румынская Dacia, создавалась фактически параллельно с советским ВАЗом, но уже в августе этого года отмечает полувековой юбилей с начала выпуска автомобилей. 

Nicolae_Ceausescu_driving_the_first_Dacia_car.jpg

Глава Социалистической Республики Румыния Николае Чаушеску за рулем "первого" румынского автомобиля Dacia 1100

Первым автомобилем марки Dacia стала заднемоторная микролитражка Dacia 1100 (Renault R8), якобы первый экземпляр которой (фактически этот было авто №75, так как рискованно было давать вождю самый ранний собранный экземпляр) лично вывел из сборочного цеха сам Великий Кондукатор, он же «Гений Карпат» – коммунистический диктатор Николае Чаушеску, которому этот экземпляр и презентовали. Впрочем, до раскатов грозной Румынской революции 1989 года было еще далеко. 

Сложности выбора

Пока же (в 1966 году) руководство компартии Румынии (РКП) озаботилось практически параллельно с советским руководством обеспечением своего населения легковыми автомобилями. Как и в брежневском СССР в социалистической Румынии решили не изобретать велосипед (ну, или паровоз), а воспользоваться передовым западным опытом в легковом автомобилестроении. Так был объявлен тендер для выбора легковой модели с кузовом 4-дверный седан, мотором рабочим объемом 1,0–1,3 л и объемом производства по 40–50 тысяч в год. 

peugeot_204_2.jpg

Переднеприводный Peugeot 204 мог бы стать и Dacia, и "Жигулями", но подвело "буржуазное происхождение"  

Первоначально в конкурсе участвовали французская «Пежо», итальянские ФИАТ и «Альфа-Ромео», а также английская компания BMС («Остин-Моррис»). 

fiat_1100_d.jpg

Заднеприводный Fiat 1100D не устроил румын, но отлично подошел индийцам, которые выпускали его до 1999 года как Premier Padmini 

Соответственно они представили на конкурс: переднеприводную модель Peugeot-204 (участвовала тогда же и в советском конкурсе на будущую модель «Жигули»), заднеприводную Fiat-1100D (в конце 1970-х достался Индии и выпускался почти до миллениума), 

alfa_romeo_giulia_1300_ti_1.jpg

Заднеприводную Alfa Romeo Giulia полюбили за отличные ездовые качества итальянские карабинеры, но румынам она не подошла

заднеприводную Alfa Romeo Giulia 1300 и переднеприводный Austin 1100 4-doors.

austin_1100_4-door_saloon_1.jpg

Английский Austin 1100 (проект BMC ADO16) отличался передовой конструкцией с поперечным мотором и пневмоподвеской, но оказался слишком дорогим для Румынии

 Самой последней к конкурсному марафону подключилась французская государственная компания Renault с заднемоторной моделью R10. Хотя румынская комиссия и объявила победителем конкурса первоначально Peugeot 204, ее решение было признано «некомпетентным», повторное голосование вывело в лидеры английскую малолитражку, но… вмешалась большая политика. Дело в том, что как раз в августе 1966 года легендарный отец Пятой французской республики генерал Шарль ДеГолль посетил с официальным визитом Румынию и… перед этой небогатой (но нефтедобывающей!) балканской страной открылись достаточно широкие перспективы по заимствованию западных технологий и капиталов, чем тогдашнее руководство СРР и не преминуло воспользоваться. Президент Шарль ДеГолль, если так можно выразиться, принес румынам «в клюве» проект еще не освоенной в производстве модели Renault R12 с кузовом седан (а позже и универсал). Политическое руководство социалистической Румынии, ровно также как и их коллеги в СССР в лице брежневского Политбюро ЦК КПСС (сделавшего италоманское предложение FIAT-у), совершило именно политический выбор в духе извечной румынской франкофонии – брать именно французскую модель R12 у пусть и западного, но все же госконцерна, а это было важно, так как сотрудничать с чисто «буржуйскими» фирмами Peugeot или BMC стране соцлагеря было по идеологически-пропагандистским мотивам как-то неприличнее. Вот так, в качестве румынского народного автомобиля и утвердилась эта, впрочем, вполне передовая по тем временам переднеприводная модель с трехобъемным кузовом седан и двигателем объемом 1,3 л мощностью 54 л.с.

dacia_1300_1969-1981.jpg

Для начала 1970-х Dacia 1300 и Renault R12 отличались просто щегольским дизайном и вполне передовой переднеприводной конструкцией (пусть и с продольным расположением двигателя)

Причем, выпуск ее начался одновременно на Западе и в соцлагере – случай, на тот момент уникальный. Кстати, модель Renault R12 прекрасно продавалась и в самой Франции, экспортировалась и производилась по лицензии в целом ряде стран на всех континентах (особенно масштабным было производство в Турции на заводе Oyak-Renault, составившее в сумме 0,7 млн за 1971–1999 гг.).

dacia_1100_1.jpg

Начать производство на заводе Dacia возле Питешти пришлось все же с более простой заднемоторной модели 1100 (Renault R8)

Другой вопрос, что опыта конвейерного производства легковушек у румын (как, впрочем, и у соседей болгар) не было никакого – местные копии советских джипов ГАЗ-69 (ARO) и грузовиков ЗИС-150 не в счет. Тем не менее, обе стороны (французская и румынская) это хорошо осознавали – нужна была «разминочная» модель. Например, в СССР аналогичную коллизию разрешили завозом на начальном этапе освоения ВАЗ-2101 «Жигули» квалифицированных итальянских сборщиков и инженеров с ФИАТа. В Румынии же на построенном в рекордные сроки (за 18 месяцев!) автомобильном заводе Dacia в городе Миовени (до 1996 года известном как Колибаши) в 15 км от города Питешти, в качестве «разминочной» сначала чуть было не выбрали престижную R16 – первый в мире двухобъемный 5-дверный хэтчбек, но вовремя опомнились, что малоквалифицированная местная сборка и высокая стоимость сборочных машинокомплектов могут погубить хорошую идею на корню (примерно как это парой лет спустя и вышло в соседней БНР). Выбрана была самая дешевая на тот момент в линейке Renault модель с кузовом седан – заднемоторный R8, естественно, перекрещенный в Румынии в Dacia 1100. 

dacia_1100_2.jpg

То, что удалось в Румынии, не удалось в Болгарии (здесь модель R8 выпускали в 1967–1972 гг. и вынужденно свернули из-за плохого качества сборки)

Его сборка на заводе Automobile Dacia S.A. в началась как раз в августе 1968 года (за две недели до выпуска комплектного автомобиля под строгим контролем французской стороны был собран первый силовой агрегат) и продолжалась до 1972 года. Всего было выпущено 37 546 ед. таких машинок с 1,1-литровым 46-сильным мотором, разгонявшим ее до 138 км/ч. Конечно, Dacia 1100 не отличалась в лучшую сторону ни качеством сборки, ни динамикой, ни просторностью салона, зато была достаточно дешевой и высокопроходимой по горным дорогам этой небогатой балканской страны. Неудивительно, что Dacia 1100, несмотря на прекращение выпуска уже в 1971 году, еще долго вращалась на вторичном авторынке Румынии. 

Dacia_1100.jpg

Впрочем, сегодня этот автоветеран на дорогах своей родины уже весьма редок, хотя и уважаем

Выпуск второй и основной модели Dacia – переднеприводного седана 1300 (Renault R12) начался через год в августе 1969 года, причем, премьеры моделей Renault R12 и Dacia 1300 прошли практически одновременно, соответственно, в Париже и Бухаресте. С 1971-го ограниченной серией стали выпускать «номенклатурную» версию Dacia 1300 Super Lux (исключительно в черной и темно-синей гамме) с топовой комплектацией, которую простому населению не продавали. Впрочем, «коммунистические бояре» всегда умели урвать себе кусок получше, чем и была славна СРР даже на фоне отнюдь не бедствовавших номенклатурных руководителей других стран соцлагеря. Так, по завершении лицензионного соглашения в 1978-м году компания Renault, крепко надеявшаяся на продолжение лицензионного соглашения с Dacia, фактически на давальческой основе поставила в СРР партию машинокомплектов более современной модели R18 (преемницы ставшей легендарной своей крепостью и выносливостью серии R12), каковая затем практически полностью разошлась по блату. В 1980-м, невзирая на провал переговоров о продлении совместного предприятия, Renault поставил в СРР около 2 тыс. машинокомплектов специально адаптированных под нужды руководящих партийных органов и румынской спецслужбы (называлась секуритате, если, кто не помнит) полноразмерных хэтчбеков R20, которые также выпускали исключительно в черном или темно-синем цвете. 

dacia_1300_kombi_7.jpg

Универсал Dacia 1300 Kombi отличался большей крепостью и выносливостью, чем седан

С 1972 года был налажен выпуск универсала Dacia 1300 Kombi (R12 Break), благодаря усиленному основанию пола и задней рессорной подвеске, на базе которого в 1975-м выпустили коммерческий пикап модели 1302 (грузоподъемность 550 кг),который выпускали до 1982 года.

Dacia_Estafette.jpg

Фургон Dacia D6, выпускавшийся в 1975-1978 гг. свернули из-за конкуренции с моделью другого завода

В 1975–1978 гг. мелкими партиями выпускали переднеприводный фургон Dacia D6 – копию уже сходившей со сцены модели Renault Estafette. Однако данную попытку прикрыли не поэтому, а дабы не создавать конкуренции местному заднеприводному фургону TV12/TV14. Фургоны Dacia D6 использовало в основном почтовое ведомство Румынии.

dacia_1300_1.jpg

В 1980-м Dacia второй серии (1310) получила двойные круглые фары и ряд других усовершенствований

Соответственно после 1977 года серия 1300 стала уже на 100-процентов локализованным в Румынии автомобилем, но на этом техническое развитие марки Dacia фактически остановилось, хотя незначительные усовершенствования в конструкцию еще вносились. Так, в 1980-м вдогонку за рестайлингом французского близнеца R12 еще образца 1975 года модель Dacia 1300 прошла фейслифтинг с заменой прямоугольных фар на сдвоенные круглые (Dacia 1310), увеличением задних фонарей и некоторой модернизацией по салону. Несколько позже появился выбор из более экономичного 1,2-литрового (Dacia 1200) или более тяговитого 1,4-литрового (Dacia 1410) моторов, но вот попытка интеграции дизеля окончилась неудачей. В начале 1980-х Dacia как и LADA достаточно широко экспортировали не только в страны СЭВ и третьего мира, но даже в Бенилюкс, Великобританию, Францию, ФРГ и в Канаду.

dacia_1310_s_1.jpg

На базе Dacia пытались даже выпускать купе, но все ограничилось небольшой партией для румынской "золотой молодежи"

В 1980-х ограниченными партиями выпускали модели 1310 S с двухдверным кузовом купе, а также спортивную модель 1410 Sport для участия в соревнованиях по классическому ралли.

dacia_1320.jpg

Хэтчбек Dacia 1320 стал одним из последних среди таких моделей соцлагеря

В 1989 году Dacia 1310 претерпела еще один рестайлинг с заменой четырех круглых фар на пару больших прямоугольных блок фар. В 1988 году в линейку также добавился пятидверный хэтчбек Dacia 1320, впрочем, подвергнутый западной прессой форменному остракизму. По мнению просвещенных западных СМИ лепить новые модели на архаичной платформе было явно тупиковым путем, хотя, в целом, данный хэтчбек Dacia соответствовал волне моды на подобные двухобъемные кузова: LADA Samara (ВАЗ-2108/-2109), Skoda 106 Favorit, Zastava (Yugo) Florida, ZAZ Tavria (ЗАЗ-1102), добравшейся до стран соцлагеря как раз ко второй половине 1980-х. 

dacia_1325_liberta.jpg

Хэтчбек Dacia 1325 Liberta ("Свобода") разошелся совсем небольшим тиражом

В 1990-м модель была модернизирована и стала называться 1325 Liberta («Свобода»). Выпуск «Свободы» продолжался до 1996 года (вместе с ранней моделью 1320 произведено всего порядка 7800 ед.), когда ее окончательно вытеснила оригинальная модель Nova.

dacia_1310_1998.jpg

С последним рестайлингом, проведенным при участии Renault серия Dacia 1310 дожила до окончания производства в 2004 году  

Традиционные седан и универсал серии 1310, впрочем, прошли еще один рестайлинг, получив новый экстерьер передней и задней частей кузова с объемными пластиковыми бамперами, обновленный салон и новые силовые агрегаты производства Renault. В таком виде их выпускали до июля 2004 года, когда они уступили место на конвейере новейшей серии Logan. Всего было произведено 1 млн 953 тысячи 730 ед. автомобилей серий 1300–1410.   

Настоящий пикап должен быть заднеприводным

dacia_1304_drop_side.jpg

Заднеприводный пикап Dacia 1304 Drop Side с тремя откидными бортами

Требования внешнего рынка привели к созданию в 1981 году полноценного заднеприводного пикапа Dacia 1304 грузоподъемностью 1150 кг в версиях Pick Up с гладкими бортами однобортового кузова и Drop Side с трехбортовым кузовом (с 1983 года). В 1984–2003 гг. также выпускалась экспортная версия 1304 King Cab с удлиненной двухдверной 4-местной кабиной. 

dacia_1304_d_pickup_rear.jpg

Заднеприводный пикап должен быть с задним приводом (на фото модель 1304 D Pick Up с гладкими бортами)

dacia_1309.jpg

Забавный переднеприводный пикап Dacia 1309 фактически представлял собой универсал с обрезанной сзади крышей, но мог перевозить до  450 кг груза

Экспортной была и выпускавшаяся в 1992–1998 гг. своеобразная модель 1309 с двойной кабиной (фактически универсал с отрезанной задней частью крыши), грузоподъемностью около 450 кг.

dacia_1307_4wd_ti_pickup_3.jpg

Пикап Dacia 1307 с двойной кабиной, да еще в версии 4х4 выглядел уже гораздо солиднее и продержался на производстве до конца 2006 года  

Полноценный двухкабинный пикап с 4-дверной кабиной модели 1307 появился в 1992-м, сначала в заднеприводной версии, а с 1999-го и в полноприводной, который как и модель 1304 производили до самого конца серии в декабре 2006 года. Кстати, в 2002–2006 гг. на пикапы также устанавливали дизель Renault F8Q.

dacia_1304_d_pickup_4x4.jpg

Наличие полного привода, впрочем, не сильно улучшило рыночные позиции пикапов Dacia (на фото однокабинная модель 1304D с 1,9-литровым дизелем Renault)

Короткий полет «Ласточки»

Параллельно с базовой моделью в 1988-1991 гг. на заводе в Тимишоаре выпускали городской микроавтомобиль Dacia 500 Lăstun («Ласточка») массой 590 кг за счет стеклопластикового кузова с 499-кубовым 22,5-сильным двухцилиндровым мотором, впрочем, потреблявшим всего 4 л/100 км и разгонявшим малышку лишь до 106 км/ч. 

dacia_500-11.jpg

Малышка Dacia 500 Lăstun («Ласточка») не задалась качеством и ценой и была с позором изгнана с производства

Эта даже меньшая по габаритам (2,95х1,41х1,35 м, база 1,92 м) чем советская «Ока» (ВАЗ-1111) машинка, запомнилась уровнем качества «ниже плинтуса», что, впрочем, во взбаламученной революцией стране, вполне объяснимо, но, главное, однако, именно это вкупе с завышенной ценой привело к закрытию завода в Тимишоаре в 1992 году, по заявлению правительства Румынии: «Дабы не позорить румынское автомобилестроение своим низким качеством». Всего было произведено 6532 «Ласточки».

Не новая Nova

Еще одной не слишком удавшейся местной разработкой стала модель Dacia Nova. Ее разработка началась по одним данным в 1983-м, по другим в 1985-м, но в любом случае для запуска в серию не было денег и до конвейера эта модель, в которой злые языки угадывают реплику не то Peugeot 309, не то Renault 11, добралась лишь через десятилетие – в 1995 году. 

dacia_nova_524.jpgПервая самостоятельная разработка Dacia – хэтчбек Nova слишком долго добирался до конвейера 

Качество первой серии, предлагавшейся, кстати, в виде двухобъемного хэтчбека модели Nova 523 и двух с половиной объемного лифтбека Nova 524, было как водится, «на уровне плинтуса», плюс комплектовалась эта модель устаревшим карбюраторным 1,6-литровым мотором и отвратительного качества материалами отделки салона. Карбюраторный двигатель, впрочем, все же удалось заменить на бензиновый мотор с моновпрыском от Bosch, а вот дизель от Peugeot оказался слишком дорогим, и что называется не пошел.

dacia_supernova_1.jpg

Модернизированная Dacia SupeRNova подучила силовой агрегат Renault и сразу стала бестселлером местного рынка 

Поправить дело с качеством удалось лишь в два приема с приходом к руководству Dacia концерна Renault, которому, надо сказать, не обломился в начале 1990-х более привлекательный приз – чешская фирма Skoda, отошедшая конкуренту – Группе Volkswagen. Так как в стратегических планах французской      компании был выпуск специальной сверхбюджетной модели для развивающихся рынков (будущего Logan) по цене до 30 000 FRF, т.е. французских франков, ставших после введения евро, соответственно, €5000, французам пришлось удовольствоваться третьесортным румынским производителем, который на тот момент настолько изгадил свой имидж, что называть его брендом язык не поворачивался даже у журналистов тех стран, куда автомобили Dacia практически и не попадали (типа России). Экспорт в это время сошел почти на нет и ограничивался исключительно сопредельными с Румынией странами. В 1999 году концерн Renault S.A. последовательно выкупил сначала 51% акций Dacia, потом довел свой пакет до 73% и начал всерьез заниматься повышением технического уровня линейки моделей Dacia, так вместо Nova была запущена модель SupeRNova самым главными отличием которой стала импортная силовая установка из 1,4-литрового двигателя Renault J7 (Евро-2) и 5-ступенчатой МКП от модели Clio. Интересно, что все три года производства данная модель была самым продаваемым румынским автомобилем, достигнув пика в 2002 году с долей в четверть местного рынка. 

dacia_solenza_4.jpg

Последним самобытным автомобилем Dacia стала модель Solano, модернизированная уже под руководством Renault,но она быстро уступила место новой модели Logan на всемирной платформе B0  

В марте 2003-го последовал более серьезный рестайлинг с обновлением экстерьера передка и введением более современного мотора 1.4MPI уже стандарта Евро-3, дополненного дизелем 1.9D. Модель назвали Solenza и выпускали до июля 2005 года (кстати, короткое время ее собирали и на украинском ЗАЗе), но это уже была лебединая песня самостоятельных разработок Dacia, которая, в 2004 году освоила выпуск новейшей «сверхбюджетной» или еще называемой Low Cost модели Logan, которая начала триумфально шагать по континентам, в достаточно короткие сроки вернув Dacia положительное реноме производителя достаточно качественных недорогих автомобилей, но это уже другая история.

Продолжение следует…     


Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ВАЗ выбрал для будущей новинки название LADA Alta

ВАЗ выбрал для будущей новинки название LADA Alta

В сети появился первый независимый рендер нового кроссовера LADA

21.09.2020

ГУМ-Авторалли 2020 года посвятили юбилею ВАЗ-2101 «Жигули»

ГУМ-Авторалли 2020 года посвятили юбилею ВАЗ-2101 «Жигули»

Ретроралли ГУМа посвятили 50-летию «Жигулей»

17.09.2020

На «Армии-2020» показали скоростную амфибию «Дрозд»

На «Армии-2020» показали скоростную амфибию «Дрозд»

Амфибия «Дрозд» развивает 100 км/ч на суше и 70 км/ч на воде

31.08.2020

Московский автосалон 2020 года – несостоявшиеся премьеры

Московский автосалон 2020 года – несостоявшиеся премьеры

На MMAC-2020 должны были представить полдюжины новинок для российского рынка

27.08.2020

Московский троллейбус ушел на пенсию

Московский троллейбус ушел на пенсию

Троллейбусное движение в столице просуществовало около 87 лет  

25.08.2020

Самый «зеленый» катафалк в мире англичане и немцы выпустят на базе Tesla Model S

Самый «зеленый» катафалк в мире англичане и немцы выпустят на базе Tesla Model S

Английский бодибилдер Coleman Milne создал электрокатафалк на базе американского электромобиля

21.08.2020

Самое дороге ДТП года произошло на перевале Сен-Готард

Самое дороге ДТП года произошло на перевале Сен-Готард

В Швейцарии на горном перевале в групповой аварии поучаствовало гиперкупе Bugatti

18.08.2020

Возврат к списку