Сергей Собянин открыл на ВДНХ выставку истории марки «Москвич» и завода АЗЛК
18 мая 2021
На ВДНХ в павильоне «Транспорт» открылась экспозиция «Мечта москвича», посвященная истории автомобильной марки «Москвич» и завода АЗЛК
Александр Климнов, фото mos.ru
В Международный день музеев 18 мая Мэр Москвы Сергей Собянин открыл (фото на заставке) на ВДНХ Музей транспорта Москвы в историческом 26-м павильоне ВДНХ «Транспорт СССР». Кроме того, для посетителей была открыта новая экспозиция павильона «Цветоводство и озеленение».
Во время посещения ВДНХ мэр сказал: «Сегодня мы открываем сразу два музея. Первый это Музей транспорта. Первая экспозиция посвящена историческому заводу АЗЛК и «Москвичу», который стал, по сути дела, основой всей автомобильной промышленности страны, и москвичи могут гордиться тем, что на их территории существовал такой прекрасный завод. И площадка «Москвича» сегодня также продолжает работать на автомобилестроение и на высокие технологии. Здесь, конечно, можно увидеть уникальные образцы техники, образцы автомобилестроения».
Выбор автомобиля «Москвич» в качестве главного героя первой выставки «Мечта москвича» неслучаен. Построенный в 1929 году столичный автозавод «Москвич» (тогда КИМ – авт.) стал первым в истории страны, предназначенным для выпуска массового народного автомобиля.
Экспозиция «Мечта москвича»
Экспозиция «Мечта москвича» заняла четыре зала павильона № 26 общей площадью две тысячи квадратных метров.
Сергей Собянин сказал: «Приглашаю всех москвичей. Я думаю, что это будет интересная прогулка, интересное посещение ВДНХ и Музея транспорта, который приобрел здесь свое прекрасное помещение, впервые отреставрированное за последние десятки лет».
Посетителям покажут 30 экспонатов и более 300 других артефактов из коллекций Музея транспорта Москвы (включая переданное ему собрание заводского музея АЗЛК – бывшей «летающей тарелки» – авт.), Политехнического музея (пока еще на капитальном ремонте – авт.) и частных собраний. Среди них есть и такие уникальные и редкие как, например: первая послевоенная модель «Москвич-400», сошедшая с конвейера в 1947 году; «Москвич-422» (народное прозвище «Буратино») 1954 года – развозной фургон с деревянным каркасом кузова [на коммерческом шасси МЗМА-400-420К – авт.]; миллионный автомобиль, сошедший с конвейера завода в 1967 году – «Москвич-408», бывший наиболее популярной моделью 1960-х (в том числе и на экспортных рынках, куда отправлялось до 55% произведенных в Москве малолитражек – авт.); оригинальный макет автомобиля Moskvich (1:5), выполненный фирмой Раймонда Лоуи и привезенный из США в 1974–1975 годах; гоночный двигатель ГД-1, созданный советскими инженерами для планировавшегося участия советской команды в «Формуле-1»; макеты перспективных моделей конца 1990-х годов; личные вещи главного конструктора завода Александра Андронова, переданные его сыном; архив документов (дорожные легенды, карты маршрутов, плакаты, статьи в СМИ и прочее) автомобильного ралли имени космонавта Волкова за 1971–1973 годы; наградная ваза призеру ралли «Москвич» с портретом Владимира Ленина и другие.
В зале главной экспозиции посетителям представят кадры-инсталляции советских фильмов «Сердца четырех» (1941, режиссер Константин Юдин), «Осторожно, бабушка!» (1960, режиссер Надежда Кошеверова), «Зеленый огонек» (1964, режиссер Виллен Азаров), «Бриллиантовая рука» (1968, режиссер Леонид Гайдай) и «Москва слезам не верит» (1979, режиссер Владимир Меньшов).
Через призму исторических кинолент здесь выставлены шесть моделей «Москвича», включая «Москвич-408» («Москвич» – новая модель шефа) из «Бриллиантовой руки».
Желающие даже сами смогут сняться в одном из эпизодов в инсталляции съемочной площадки фильма «Зеленый огонек», а потом разместить видео со своим участием в социальных сетях.
Детям предназначен мультфильм, повествующий о процессе создания автомобиля: от задумки прототипа до финальных испытаний, а также познакомиться с электромобилем «Москвич» и узнать как знаменитая машина связана с «кока-колой».
Сердцем выставки стал зал истории завода АЗЛК, где гостю предоставляется возможность найти в картотеке чертежи, фотографии и книги о «Москвиче». В зале собрана история предприятия и наиболее видных сотрудников, которые оставили после себя важное инженерное и дизайнерское наследие. Так, большое внимание уделено биографии главного конструктора «Москвича» Александра Андронова. В годы его работы завод был ведущим в СССР производителем легковых автомобилей, поставщиком продукции на рынки более 40 стран мира и участником автомобильных ралли мирового уровня.
В зале также выставлена уникальная серия черно-белых снимков фотографа ТАСС Валентина Хухлаева, чья репортажная съемка запечатлела трудовые будни АЗЛК.
В зале «Ралли» размещена объемная карта с отметками маршрутов двух международных ралли-марафонов, в которых принимал участие «Москвич»: Лондон – Мехико и Лондон – Сидней. Рядом с двумя гоночными болидами можно увидеть уникальный экспонат – двигатель ГД-1, созданный советскими инженерами для планировавшегося участия советской команды в чемпионате «Формула-1».
В зале «Прототипы» представлен разработанной в 1985–1992 годах прототип модели седана «Москвич Истра», передовая комплектация которого впечатляет даже в 21-м веке.
Последняя часть выставки – зал «Солнце», посвящена печальному периоду: закату автомобильной марки «Москвич» и угасанию завода на фоне исторических событий, связанных с распадом СССР. Финальное испытание становится для «Москвича» последним – как и для главного героя фильма «Игла» (1988, режиссер Рашид Нугманов).
Для посетителей организован бесплатный трансфер от станции метро «ВДНХ» до парковки «Москвариума» (расположена недалеко от павильона № 26), который организован Мосгортрансом. Современные микроавтобусы оформлены в стиле выставки «Мечта москвича». Поездка занимает 15–20 минут. Информация о трансфере есть на сайте Музея транспорта Москвы и на странице павильона на сайте ВДНХ.
К сентябрю 2021 года планируется начать просветительские программы для детей и взрослых и открыть детскую студию автомобильного дизайна.
Выставка будет работать в течение года, а затем ее сменит другая экспозиция, посвященная транспорту Москвы.
Мэр Москвы отметил, что ВДНХ продолжает развиваться. В этом году будет открыто сразу 15 новых общественных пространств.
Он добавил: «Вообще на ВДНХ создается целый кластер транспортных музеев. Это музей «Российских железных дорог», музей современного транспорта и спортивных машин, который строится рядом, это музей гаража особого назначения – то есть такой большой автомобильный кластер на ВДНХ».
АЗЛК произвел более пяти миллионов автомобилей
Справка: с 1930 по 1939 год предприятие называлось Московский автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ) [занималось сборкой из американских деталей легковых машин Ford-A и полуторок Ford-AA (позже ГАЗ-АА)], с 1939 года до Великой Отечественной войны – Московский автомобильный завод имени КИМ [в 1940-41 гг. выпустило партию из 498 малолитражек КИМ-10-50 и КИМ-10-51], с 1945 по 1968 год – Московский завод малолитражных автомобилей (ЗМА, или МЗМА) [выпуск малолитражек «Москвич» от МЗМА-400 до МЗМА-408], с 1968 по 1992 год — автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) [модели от АЗЛК-412 до АЗЛК-2141], с 1992 по 2010 год – ОАО «Москвич» [реально в 1992-2001 гг. выпускались модели марки «Москвич» «Святогор», «Князь Владимир», «Иван Калита», «Пикап»].
Предприятие АЗЛК можно по праву назвать новатором отечественного автопрома легковых автомобилей: так, именно оно открыло для советских автомобилей массовый экспорт, международный автоспорт, контакты с зарубежными дизайн-студиями и инженерными бюро. Опыт АЗЛК помог становлению АВТОВАЗа, ЗАЗа и СеАЗа. За время своего существования АЗЛК выпустил более пяти миллионов легковых автомобилей. В лучшие годы (в 1980-х – авт.) на заводе трудились свыше 30 тысяч человек.
Мэр Москвы также пообщался с бывшими сотрудниками легендарного завода: Он отметил: «Вам спасибо огромное, конечно, за большую работу, творческую деятельность, которую вы вели в свое время. Вы можете гордиться тем, что вы делали. Действительно было удивительное производство, действительно был народный автомобиль, и вообще сам завод был, по сути дела, прародителем и «Жигулей», и всех других машин – «Оки», «Запорожца» и так далее. Если бы вашего завода не было, не было бы линейки массового автомобиля».
Музей транспорта Москвы
Музей транспорта Москвы был основан в 2003 году как музей ретроавтомобилей. Сегодня это самостоятельное подразделение городского Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Его выставочные площадки находятся на ВДНХ и Северном речном вокзале, где размещена инсталляция «Природа на остановке», посвященная экологии транспорта. В 2023 году музей планирует открыть постоянную экспозицию (собрание ретроавтомобилей и другой транспортной техники), которая разместится в здании гаража Мельникова на Новорязанской улице.
Фонды музея хранят более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, легендарные полуторки и трехтонки, вело- и мототехнику. В настоящее время на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ) и в депо Московского метрополитена проходит реставрация части этой техники.
В 2020–2021 годах по поручению Сергея Собянина была проведена комплексная реставрация фасадов павильона №26 (построен в 1937-40 гг. еще в составе ВСХВ, после чего неоднократно менял выставочный профиль, а в 1990-х стал, вообще, промтоварным рынком – авт.) благодаря которой ему вернули исторический облик.
P.S. Про интереснейшую и, к сожалению, печально оборвавшуюся судьбу АЗЛК можно говорить много – как раз нынешней осенью настанет 20 лет с момента фактического прекращения производства автомобилей «Москвич». Хорошо, хотя бы, что память об этих знаменитых в свое время машинах, ставших частью истории страны и народа достаточно бережно сохраняется и теперь экспозиция бывшего заводского музея (и прочих экспозиций) демонстрируется на ВДНХ, а в будущем получит свой постоянный дом на Новорязанской улице.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка