Советские автомобили и мотоциклы все еще составляют 1/18 от российского парка ТС

Советские автомобили и мотоциклы все еще составляют 1/18 от российского парка ТС

28 декабря 2020


Парк автомобилей и мотоциклов, выпущенных при СССР все еще составляет 4,5 млн


автор

Александр Климнов, фото автора


В минувшую субботу – 26 декабря, исполнилось 29 лет со дня распада СССР. Для многих россиян это день траура по великой стране, но для кого-то и ничего не значащее событие. Однако, здесь речь пойдет не о политике – просто есть повод точно определить сколько же еще транспортных средств, произведенных в советское время, все еще числятся (именно значатся, а не эксплуатируются – авт.) в автомобильном и мотоциклетном парках нашей страны. Так, из 50,08 млн (по скорректированным данным ООО «Автостат Инфо») зарегистрированных в стране единиц автотехники 5,5% произведены до 1992 года, т.е. еще во времена СССР.
LADA_1500.jpg
В физических единицах по состоянию на 1 июля 2020 года это количество составляет 2,77 млн. Таким образом, каждое восемнадцатое транспортное средство в России, выпущено еще во времена СССР.

Среди грузовиков машин выпуска советского периода – 307,1 тыс. (11,9% от всего грузового парка) из которых только 42,5 тыс. (13,8%) иномарок, включая 19,2 тыс. грузовиков «большой европейской семерки» и 15,5 тыс. праворульных японцев (преимущественно 1991 года выпуска), ввезенных уже в более поздний период.
KAMAZ-5320.jpg
Из отечественных марок времен СССР львиная доля приходится на КАМАЗ (105,9 тыс.), ГАЗ (94,8 тыс.) и ЗИЛ (34,8 тыс.).
ZIL-4314.jpg
Так, например, один из самых массовых грузовиков советского периода ЗИЛ-130/-4314 выпуска до 1992 года, которые имеются в количестве 17,6 тыс. (из 63,3 тыс. грузовиков данной серии остающихся в парке), и до сих успешно трудятся в сельском хозяйстве, в том числе и, потому что продолжают попадать на рынок с армейского хранения.


Среди автобусов таковых долгожителей времен СССР 13% от всего парка, что эквивалентно 45,9 тыс. машин. Впрочем, они по закону уже не могут эксплуатироваться как коммерческие транспортные средства, но лишь как частные машины. Иномарок среди них – 8,13 тыс. (2,3%), причем, 7 тыс. из них приходится на самые массовые европейские марки (MAN, Neoplan, Mercedes-Benz, Setra, Scania, Volvo), тогда как автобусов самой известной во времена СССР импортной венгерской марки Ikarus сохранилось лишь 117 ед.
Из советских марок наибольшее количество автобусов-ветеранов приходится на «Кубань» (на грузовом шасси ГАЗ-53А) с 30,3 тыс., КАвЗ с 4,1 тыс., ПАЗ с 2,25 тыс., а также ЛАЗ с 624 ед. и ЛиАЗ с 254 ед. Характерно, что сохраняющие и в наши дни достаточно высокие объемы производства, а значит и обновления парка марки ПАЗ и ЛиАЗ среди ветеранов ходят не в лидерах.
RAF-2203.jpg
А вот в парке легких коммерческих автомобилей (LCV) – «советских» лишь 3,4% или 122,1 тыс, что вполне объяснимо тем, что выпуск полуторки «Газель» начался лишь в 1994-м. Иномарок среди машин выпуска до 1992 года – 90,1% или 90,1 тыс. из которых лидируют Volkswagen с 28,2 тыс., Toyota с 19,4 тыс., Ford с 13,9 тыс., Mercedes-Benz с 8,8 тыс., Nissan с 4,7 тыс., а также Mitsubishi с 4,1 тыс. Среди советских марок лидируют УАЗ с 27 тыс., РАФ с 3,65 тыс., ЕрАЗ с 388 ед., но также и ГАЗ с 980 ед. «Газелей», что можно отнести лишь к неточностям при датировке года выпуска этой модели в органах ГИБДД.
VAZ-21011.jpg
Наименьшая же доля «советских» машин зафиксирована среди легковых автомобилей – всего 5,3%, хотя по физическому объему их больше всего – 2 млн 296,7 тыс. Иномарок в этом парке – почти треть (33,1%) или 759,2 тыс., а лидируют: Volkswagen со 156,2 тыс., Audi со 140,9 тыс., Opel с 85,1 тыс., Toyota с 64 тыс., Mercedes-Benz с 56,6 тыс. и Ford с 54,4 тыс. Из советских марок в лидерах, конечно, ВАЗ (LADA) с 1 млн 296,3 тыс., а за ним следуют АЗЛК («Москвич») со 118,6 тыс. (из которых почти 44 тыс. АЗЛК-2141 и 71,3 тыс. АЗЛК-412 и всего 1,5 тыс. АЗЛК-2140, что, определенно означает «приплюсованность» сюда большей части 412-х седанов ижевского производства), ЗАЗ с 31,2 тыс. (с 21 тыс. «Запорожцев»), УАЗ с 24,3 тыс. (, ГАЗ (преимущественно «Волга») с 23,4 тыс., Иж с 26,4 тыс. (с ,
Mercedes-Benz_W126.jpg
P.S. Относительно парка советских машин и мотоциклов приведу афоризм Козьмы Пруткова: если на клетке слона написано тигр – не верь глазам своим. Это я к тому что учетные данные ГИБДД по парку отличаются немалой инерцией и неточностью. Так зачастую в банке данных числятся машины или давным-давно перепроданные в другие регионы (в 1990-х и в начале 2000-х гражданами страны широко практиковалась так называемая «продажа по доверенности», позволявшая уходить от налогов и прочих сложностей при перепродаже машины на вторичном рынке), или с вообще не точно определенными годами выпуска. Из-за этого, например, в Центральном ФО (включая Москву и МО) до сих пор числятся 30,7 тыс. «Москвичей» выпуска до 1992 года.
AZLK-2137.jpg
Ну, а много ли мы видим в столице «Москвичей» вообще (включая и модели выпуска 1990-2000-х) даже не на улицах, но хотя бы во дворах? Вот то-то и оно! Разве что на выставках ретро-автомобилей и слетах любителей автотюнинга. 
Ural_M-66.jpg
P.P.S. Самая высокая концентрация советских олдтаймеров наблюдается в сегменте мотоциклов, достигая 70%, что составляет ~1,7 млн.
Насчет же столь высоких цифр по мототехнике Союзных времен скажу только, что если в начале 1990-х тяжелые машины марок «Урал» и «Днепр» составляли во многих малых городах и селах СССР зачастую половину, а то и более местного парка «номерных» частных ТС (т.е. мотоциклов с коляской и легковых машин), то сейчас встретить такой транспорт даже в самых глухих местах РФ – изрядная удача. Ведь в отличие от советских моторных лодок на подержанный советский мотоцикл новый импортный двигатель не воткнёшь! Так, что значительная часть советской мототехники просто-напросто догнивает себе по сараям и гаражам или давно разобрана на запчасти (за исключением счастливцев, попавших в разнообразные музеи – см. фото), продолжая при этом числиться в базе данных ГИБДД.
Jawa&Izh.jpg
Следите за новостями на портале www.rim3.ru 

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Москва провела 20-й парад ретротранспорта

Москва провела 20-й парад ретротранспорта

Парад и выставка исторического транспорта собрали более 160 тысяч зрителей

08.09.2025

Илон Маск написал собственную утопию #4 под названием «Устойчивое изобилие»

Илон Маск написал собственную утопию #4 под названием «Устойчивое изобилие»

Опубликован Master Plan IV компании Tesla Inc., который обещает человечеству «эру процветания» на основе ее фирменных технологий

05.09.2025

На Германию в 2025 году обрушилась волна краж медных проводов с зарядных станций

На Германию в 2025 году обрушилась волна краж медных проводов с зарядных станций

Только за один день в ФРГ похищены 70 дорогостоящих кабелей от зарядных устройств электромобилей

03.09.2025

Китайский производитель пылесосов Dreame вознамерился создать собственный гиперкар

Китайский производитель пылесосов Dreame вознамерился создать собственный гиперкар

Производитель пылесосов Dreame надеется масштабировать технологии пылесосов для гиперкара

02.09.2025

Трансмашхолдинг представил новый дизайн водородного поезда

Трансмашхолдинг представил новый дизайн водородного поезда

Трансмашхолдинг показал обновленный дизайн экстерьера перспективного водородного поезда

27.08.2025

ОАК запатентовал дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер ШФДМС-600

ОАК запатентовал дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер ШФДМС-600

Серия российских авиалайнеров проекта «ШФДМС» будет летать на дальность до 13 600 км и перевозить до 320 пассажиров

22.08.2025

На выставке ComAutoTrans’25 названы победители III конкурса «Лидер мобильной торговли»

На выставке ComAutoTrans’25 названы победители III конкурса «Лидер мобильной торговли»

В рамках выставки ComAutoTrans’25 награждены победители конкурса «Лидер мобильной торговли 2025»

20.08.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.