Выставка «Парад Побед» открылась в музее ГОН на ВДНХ
3 мая 2023
В экспозиции выставки «Парад Побед» представлены уникальные образцы легендарного автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа»
Александр Климнов, фото И.Антонова и os1.ru
В преддверии празднования 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Музее Гаража особого назначения ФСО России на ВДНХ в павильоне №53 в конце апреля открылась выставка ретроавтомобилей «Парад «Побед».
По словам куратора выставки Ивана Падерина хронология «Победы» включает в себя кульминационные даты отечественной истории: от разгрома немцев под Сталинградом в феврале 1943 года, когда уже через день на ГАЗе возобновилась разработка легкового автомобиля на послевоенную перспективу, до запуска в СССР в октябре 1957-го первого искусственного спутника Земли, когда выпуск модели подходил к концу.
За эти пятнадцать лет «Победа» стала свидетелем и участником грандиозных перемен в стране и в мире. Все это нашло отражение в экспозиции «Парад «Побед».
В течение месяца горожане и гости столицы смогу увидеть двенадцать автомобилей семейства ГАЗ М-20 «Победа», а также узнать историю создания и развития этой модели. Уникальные автомобили были восстановлены благодаря кропотливому труду поисковиков, историков и мастеров-реставраторов горьковской марки.
Стенды выставки также расскажут о трудовом подвиге автозаводцев во время Великой Отечественной войны, о процессе разработки гражданского автомобиля на Заводе имени В. М. Молотова, притом, что предприятие было практически стерто с лица земли бомбардировками Люфтваффе в июне 1943-го. О первых закрытых показах опытных образцов ГАЗ-М-20 в Кремле. О серийном производстве и совершенствовании машины, о создании ее специальных модификаций. А также о легендарной гоночной команде «Торпедо-ГАЗ», не знавшей себе равных на скоростных трассах в 1950-х.
Например, «Победа» пикап, который никогда не выпускался серийно (переделывался из легковых машин на авторемонтных заводах и автобазах – авт.) Автомобиль воссоздан с предельной точностью, за исключением добавления зеркал заднего вида, что, впрочем, не существенно.
Восстановление данной машины стоило огромного труда команде реставраторов. Владелец реставрационной мастерской «Ретрорембаза» Юрий Гагельстром рассказал, что: «От этой машины ничего родного не осталось, кроме как задняя часть, «калитка» и некая оснастка. Конечно, под реставрацию был приобретен «донор». Но все технические решения, которые вы видите в задней части, воссозданы по крупицам».
А над другой машиной реставраторам еще только предстоит потрудиться. Пассажирская «Победа» 1957 года на момент изготовления была самой быстрой моделью марки ГАЗ, развивала максимальную скорость 130 км/ч. Сейчас этот автомобиль находится в стадии реставрации. Процесс не быстрый. Машину восстанавливают уже шесть лет. Все детали будут оригинальными или выполненными по старым чертежам.
К уникальным можно отнести и первый в мире внедорожник с несущим кузовом типа седан – ГАЗ-М-72. Кузов у него от «Победы» (усиленный, в том числе вставками в арках задних крыльев – авт.), а ходовая часть и трансмиссия взяты от армейского джипа ГАЗ-69. Дорожный просвет весьма солидный – 360 мм. Впервые для советского автомобиля именно на этой модели появился омыватель лобового стекла.
Куратор выставки Иван Падерин рассказал: «Машина создавалась по распоряжению Никиты Хрущёва, который в период освоения целины хотел посадить председателей колхозов, партсельхозактив на более комфортабельный, нежели армейский джип, автомобиль: непродуваемый, теплый и при этом обладающий такой же проходимостью». Интересно, что официально М-72 не считается «Победой», так как это название ему так и не было присвоено, но в историю этой серии он вошел навсегда. Кстати, значительная часть из 4677 выпущенных М-72 все же попала к военным и некоторые экземпляры хранились до 1990-х.
Автомобиль «Победа» – символ Победы, отштампованный в металле. И благодаря таким людям, как коллекционеры и реставраторы, машины сохраняются. Буквально на следующий день после разгрома немцев под Сталинградом в феврале 1943 года на ГАЗе возобновилась разработка гражданского легкового автомобиля на послевоенную перспективу.
На выставке представлены материалы о первых закрытых показах опытных образцов ГАЗ М-20 в Кремле, Первые два опытных образца были сделаны вручную и предъявлены в Кремле, политбюро во главе со Сталиным за пять дней до парада Победы».
Узнают посетители выставки и о легендарной гоночной команде «Торпедо-ГАЗ», не знавшей себе равных на скоростных трассах в 1950-е годы. Команда выступала на экспериментальных спортивных «Победах». Средняя скорость, показанная в кольцевой гонке, 136 км/ч. Оригинал был сконструирован в экспериментальном цехе автозавода для гонщиков команды «Торпедо-ГАЗ». В 56-м году в гонке на первенство СССР экипаж занял четвертое место. Оригинальных машин не осталось, это реплика, которая была воссоздана по чертежам.
Главный герой новой экспозиции – автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» стал «машиной-эпохой», символом Великой Победы и достижением отечественного автомобилестроения. Автомобили «Победа» выпускались не так долго: с 1946-го по 1958-й год. Всего было выпущено 241 497 «Побед», включая кабриолеты и такси.
В открытии выставки приняли участие Ирина и Андрей Липгарты – дочь и внук Андрея Александровича Липгарта, главного конструктора Горьковского завода, создателя легендарной «Победы».
Дочь А. А. Липгарта как будто на несколько мгновений вернулась в детство. Она вспоминала: «Победа» – это подружка моего детства, когда отец приезжал с работы на обед, мы, дети, маленькие мои подружки, обязательно бежали к машине, можно сказать, облизывали ее, гладили. Папин водитель катал детвору по двору. Машины тогда были большой редкостью. А «Победа» – она уютная. Там было так хорошо. Очень было удобно ездить на «Победе», стоя сзади между первым и вторым сидением и держась за спинку переднего сидения».
Выставка будет открыта до 21 мая 2023 года. P.S. ГАЗ-М-20 «Победа» и ГАЗ-М-72 действительно стали определенными вехами в развитии не только советских автомобилей, но даже и мирового автопрома, так именно «Победа» стала первым автомобилем с понтонным (без выступающих крыльев) несущим кузовом – ныне, стандартом для всех легковых автомобилей мира, а комфортабельный внедорожник М-72 опередил всех подобных конкурентов, фактически только в 21 веке появились полноприводные внедорожники и кроссоверы с обтекаемыми профилями (кузов фастбек) типа «Победы». Ну а появление буквально через год после Победы новейшей модели легкового автомобиля показало всему народу, что страна стремительно восстанавливается после разрушительной войны. Кстати, «Победу» по лицензии (правда, в сильно модернизированном виде) выпускали в Польше до 1973 года (произведено 253 тыс.) под маркой «Варшава» (Warszawa)!
39-й американский президент Джимми Картер, сыгравший ключевую роль в снижении выбросов автомобилей, обеспечении безопасности и спасении Chrysler, скончался в возрасте 100 лет