Главная
Юбилей московской скорой помощи – 100 лет на службе людям

Юбилей московской скорой помощи – 100 лет на службе людям

Юбилей московской скорой помощи – 100 лет на службе людям

21 Октября 2019


Станциям скорой помощи в Москве исполнилось 100 лет


автор

Александр Климнов, фото автора, autowp.ru, denisovets.ru, rcforum.ru


Столь нужная людям скорая помощь отмечает в нашей столице свое столетие!
1.jpg
Это достойный повод вспомнить а на какой же автомобильной технике за прошедший век отработали медики, спасшие сотни тысяч жизней горожан. Собственно большую часть времени возили на тех машинах, которые предоставляла отечественная автомобильная промышленность, а она разнообразием моделей не баловала, впрочем, в скорой помощи одно время (1940-1950 гг.) служили даже представительские ЗИСы и номенклатурные ЗИМы. 
amo-f15_meditsinskij.jpg
Первая карета скорой помощи отечественного  производства на шасси первого советского грузовика АМО-Ф-15 – 1926 год.
 До этого все санитарные машины были только импортными.  
GAZ-55.jpg
Перед Великой Отечественной войной (в 1938 году) появилась массовая санитарная полуторка – ГАЗ-55 (М55) с рычажными амортизаторами на задней оси
 и вместимостью 10 сидячих раненых или 6 человек на носилках, которая отработала с конца 1930-х до 1950-х в качестве кареты скорой помощи и в Москве.ZIS101Srear.jpg
В конце 1930-х в Москве некоторое распространение получили кареты скорой помощи ЗИС-101С на базе больших представительских 7-местных седанов ЗИС-101.GAZ-55_1.jpg
С 1942 года санитарки ГАЗ-55 выпускались в упрощенном виде с угловатыми передними крыльями и без одной фары и бампера, но амортизаторы на заднюю ось вернули уже в 1943 году!  

MZMA-400-420M.jpgПервой послевоенной отечественной медицинской машиной (в 1948 году) стал простой «Москвич-400-420М» для участковых врачей, предназначенный для перевозки не тяжелых больных из дома в медицинские учреждения и отличавшийся от серийного седана только фарой с красным крестом, надписью «Помощь на дому» и легкомоющейся обивкой сидений.zis_110a_2.jpgВ том же послевоенном 1948-м в столичной скорой помощи работали даже кареты скорой помощи ЗИС-110А, созданные на базе правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110.gaz-12b_zim.jpgМногим пожилым москвичам до сих пор памятны карты скорой помощи ГАЗ-12Б (1951-1960 гг.) на базе солидного большого седана «ЗИМ», которые прослужили в столичной скорой помощи до появления РАФиков.gza_653.jpgИз-за дефицита легковушек часто роль кареты скорой помощи даже в Москве (в провинции постоянно) выполнял санитарный автомобиль ГЗА(ПАЗ)-653 – прямой наследник ГАЗ-55, но на шасси 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51.gaz_22b_volga.jpgСедан ГАЗ-М20 «Победа», на роль санитарного автомобиля не годился (хотя как и «Москвич» использовался для доставки больных в клиники), а вот первый серийный универсал ГАЗ-22 1Волга» (1962 год) подошел для медицинской службы отлично – на снимке санитарная версия ГАЗ-22Б/-22Д (1963-1970 гг.), которая, кстати, хорошо пошла и на экспорт (модификации ГАЗ-22Е/-22ЕЮ).RAF-977i.jpgПоявившийся в начале 1960-х латвийский микроавтобус РАФ-977 «Латвия» произвел революцию в деле оказания скорой помощи – в просторном (для своего времени) кузове медицинской версии РАФ-977И стало возможным не просто транспортировать больного, но и оказывать ему более существенную медицинскую помощь.raf-977im_latvia_6.jpg После модернизации в 1969-м РАФ-977ИМ (три боковых окна вместо четырех) стал надежнее и проработал в московской скорой помощи до конца 1970-х, когда его сменила новая более современная модель.gaz-24-03.jpgВ 1973 году на ВДНХ (других площадок для показа автомобильных новинок в стране еще 20 лет не появится) дебютировала медицинская версия новой «Волги-универсала» ГАЗ-24-03, рассчитанная на перевозку одного больного на носилках и двух сопровождающих врачей. Эта модель стала, пожалуй, первым отечественным эмбюленсом, и так как была достаточно массовой в парке скорой помощи, то смогла хорошо дополнить РАФики, которых постоянно не хватало.mercedes-benz_l_408_binz_rtw_1.jpgСказать, что в парке столичной скорой помощи в послевоенный период совсем не было иномарок нельзя. Так с 1973 года взгляды москвичей стал привлекать фургон лимонного цвета с люминесцентной красной полосой и знаменитой трехлучевой звездой на капоте –  реанимобиль Mercedes-Benz O408 Binz RTW. Партию таких машин закупили специально для Москвы, что сразу снизило смертность при перевозке тяжелых больных. За долгие годы службы с СМП эта машина заслужила уважение водителей скорой помощи за свою плавность хода и надежность.raf-22031_latvia_3.jpgВ 1977-м столичная скорая помощь получила медицинский РАФ-22031, ставший на долгие годы ее главной «боевой единицей» и одной из самых заметных и привычных спецмашин на столичных улицах 1980-1990 гг. 

raf-tamro_33021_2.jpgВ начале 1980-х в Москве стали появляться мини-реанимобили РАФ-ТАМРО с высокой крышей, оборудованные фир=нской фирмой. Позже аналогичные машины стал выпускать и сам РАФ.gaz_24-13_volga_1.jpgВ перестройку (с 1986 года) в столичный парк скорой помощи стали поступать  медицинские эмбюленсы ГАЗ-24-13 на базе модернизированного седана ГАЗ-24-10. Внешне они отличались только матовой пластиковой решеткой радиатора, пластиковыми колпаками колес, а также потайными (не слишком удобными именно для санитарной модели) ручками дверей. RAF-2915.jpgВ 1988 году на базе модернизированного РАФ-22038 появилась и медицинская карета скорой помощи РАФ-2915, которая составляла основу московского парка СМП до середины 1990-х и даже из-за этого была причиной политических дрязг между независимой Латвией и Российской Федерацией, которая вынуждена была сохранять для недружественной страны режим таможенных льгот.raf-2914_latvia_8.jpgВ небольших количествах в московкую СМП в 1990-х поступали и латвийские реанимобили РАФ-2214. 

gaz_31023_volga.jpgЕдинственной альтернативой «неружественным» РАФикам в начале 1990-х для столичной СМП оказалась «Волга» ГАЗ-31023 на базе седана ГАЗ-31029. В кризисные постсоветские 1992-94 гг. были закуплены достаточно большие партии этой модели. Она отличалась от предшественников в сильно худшую сторону качеством комплектующих, отвратительной сборкой и антикоррозионной стойкостью кузова. Кроме того, тесный салон фактически не позволял использовать машину в качестве полноценной скорой помощи. Так, что как только на смену ей пришла «ГАЗель» – и водители, и врачи скорой смогли вздохнуть свободнее во всех смыслах.gaz-32214_gazel_skoraa_medicinskaa_pomos.jpgНастоящим импортозамещающим прорывом отечественного автопрома стало освоение в 1994-м серии малотоннажных развозных автомобилей «ГАЗель», в котором в середине 1996 года появилась предусмотренная с самого начала медицинская версия ГАЗ-32214, которая на протяжении почти двух десятилетий выносила на себе всю тяжесть работы в скорой помощи. На базе «ГАЗели» было создано множество медицинских спецверсий, в том числе и сторонними бодибилдерами. 

STA_2910.jpgВ 2010-х на смену отечественным «ГАЗелям» активно начали приходить иномарки. Так в 2013 году для СМП Москвы была закуплена крупная партия медицинских автомобилей Mercedes-Benz Sprinter Classic, впрочем, сборки нижегородского АЗ ГАЗ. 

IMG_2963.jpgТаким образом, через 40 лет марка Mercedes-Benz снова стала официально работать в столичной скорой помощи. 

SAM_3748.jpgВ наши дни в московской СМП работают VW Caddy, LADA Largus (как медицинский автомобиль для доставки не тяжелых больных), а также

SAM_3760.jpgFord Transit LWB в качестве скорой медицинской помощи разных классов оснащения и реанимобилей. Впрочем, Transit теперь фактически российская модель, так как собирается на заводе СП «ФОРД СОЛЛЕРС ЕЛАБУГА», а медицинское оснащение на него устанавливает отечественная фирма «СТ Нижегородец», чей филиал размещен там же в Елабуге.

P.S. Пожалуй, можно добавить сюда еще несколько интересных медицинских машин, которые также ездили по улицам Москвы, хотя никогда и не обслуживали простых москвичей и тем более гостей столицы. Они работали в т.н. 4-м управлении, т.е. в ЦКБ и обслуживали вscie. номенклатуру ЦК КПСС и Совмина. Так, на базе мелкосерийного представительского малого автобуса ЗИЛ-118 «Юность» в 1965 году был выпущен единственный реанимобиль ЗИЛ-118А (с подъемной крышей),zil-118a_unost_29.jpgа в 1970-х – аналогичный ЗИЛ-119А на базе ЗИЛ-119 (ЗИЛ-118КА). 

zil-118ka_79.jpgНа базе лимузинов ЗИЛ-4104 и ЗИЛ-41045, также выпускались эмбюленсы для обслуживания первого лица государства.    

zil-41042s_8.jpg

P.P.S. Существовали и менее VIP-овские медицинские автомобили, оставшиеся в опытных единичных экземплярах и никогда в московской СМП не работавшие, хотя предназначались именно для нее.

azlk_2901_moskvich_3.jpgЭто, например, АСМП АЗЛК-2901М «Москвич», созданный по заданию Минздрава РФ в 2001 году совместными усилиями компаний НПО «Экран» («Самотлор-НН») и «КАФ» на базе пикапа АЗЛК-2335.zil-32502m.jpgНа базе ЦМФ ЗИЛ «Бычок» в 2003 году АМО ЗИЛ создал подобие АСМП «мерседес» ЗИЛ-32502 с пневмоподвеской и односкатной ошиновкой заднего моста. Однако как и изделие АЗЛК этот автомобиль остался в единственном экземпляре.  


Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ВАЗ выбрал для будущей новинки название LADA Alta

ВАЗ выбрал для будущей новинки название LADA Alta

В сети появился первый независимый рендер нового кроссовера LADA

21.09.2020

ГУМ-Авторалли 2020 года посвятили юбилею ВАЗ-2101 «Жигули»

ГУМ-Авторалли 2020 года посвятили юбилею ВАЗ-2101 «Жигули»

Ретроралли ГУМа посвятили 50-летию «Жигулей»

17.09.2020

На «Армии-2020» показали скоростную амфибию «Дрозд»

На «Армии-2020» показали скоростную амфибию «Дрозд»

Амфибия «Дрозд» развивает 100 км/ч на суше и 70 км/ч на воде

31.08.2020

Московский автосалон 2020 года – несостоявшиеся премьеры

Московский автосалон 2020 года – несостоявшиеся премьеры

На MMAC-2020 должны были представить полдюжины новинок для российского рынка

27.08.2020

Московский троллейбус ушел на пенсию

Московский троллейбус ушел на пенсию

Троллейбусное движение в столице просуществовало около 87 лет  

25.08.2020

Самый «зеленый» катафалк в мире англичане и немцы выпустят на базе Tesla Model S

Самый «зеленый» катафалк в мире англичане и немцы выпустят на базе Tesla Model S

Английский бодибилдер Coleman Milne создал электрокатафалк на базе американского электромобиля

21.08.2020

Самое дороге ДТП года произошло на перевале Сен-Готард

Самое дороге ДТП года произошло на перевале Сен-Готард

В Швейцарии на горном перевале в групповой аварии поучаствовало гиперкупе Bugatti

18.08.2020

Возврат к списку