Юбилей московской скорой помощи – 100 лет на службе людям

Юбилей московской скорой помощи – 100 лет на службе людям

21 октября 2019


Станциям скорой помощи в Москве исполнилось 100 лет


автор

Александр Климнов, фото автора, autowp.ru, denisovets.ru, rcforum.ru


Столь нужная людям скорая помощь отмечает в нашей столице свое столетие!
1.jpg
Это достойный повод вспомнить а на какой же автомобильной технике за прошедший век отработали медики, спасшие сотни тысяч жизней горожан. Собственно большую часть времени возили на тех машинах, которые предоставляла отечественная автомобильная промышленность, а она разнообразием моделей не баловала, впрочем, в скорой помощи одно время (1940-1950 гг.) служили даже представительские ЗИСы и номенклатурные ЗИМы. 
amo-f15_meditsinskij.jpg
Первая карета скорой помощи отечественного  производства на шасси первого советского грузовика АМО-Ф-15 – 1926 год.
 До этого все санитарные машины были только импортными.  
GAZ-55.jpg
Перед Великой Отечественной войной (в 1938 году) появилась массовая санитарная полуторка – ГАЗ-55 (М55) с рычажными амортизаторами на задней оси
 и вместимостью 10 сидячих раненых или 6 человек на носилках, которая отработала с конца 1930-х до 1950-х в качестве кареты скорой помощи и в Москве.ZIS101Srear.jpg
В конце 1930-х в Москве некоторое распространение получили кареты скорой помощи ЗИС-101С на базе больших представительских 7-местных седанов ЗИС-101.GAZ-55_1.jpg
С 1942 года санитарки ГАЗ-55 выпускались в упрощенном виде с угловатыми передними крыльями и без одной фары и бампера, но амортизаторы на заднюю ось вернули уже в 1943 году!  

MZMA-400-420M.jpgПервой послевоенной отечественной медицинской машиной (в 1948 году) стал простой «Москвич-400-420М» для участковых врачей, предназначенный для перевозки не тяжелых больных из дома в медицинские учреждения и отличавшийся от серийного седана только фарой с красным крестом, надписью «Помощь на дому» и легкомоющейся обивкой сидений.zis_110a_2.jpgВ том же послевоенном 1948-м в столичной скорой помощи работали даже кареты скорой помощи ЗИС-110А, созданные на базе правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110.gaz-12b_zim.jpgМногим пожилым москвичам до сих пор памятны карты скорой помощи ГАЗ-12Б (1951-1960 гг.) на базе солидного большого седана «ЗИМ», которые прослужили в столичной скорой помощи до появления РАФиков.gza_653.jpgИз-за дефицита легковушек часто роль кареты скорой помощи даже в Москве (в провинции постоянно) выполнял санитарный автомобиль ГЗА(ПАЗ)-653 – прямой наследник ГАЗ-55, но на шасси 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51.gaz_22b_volga.jpgСедан ГАЗ-М20 «Победа», на роль санитарного автомобиля не годился (хотя как и «Москвич» использовался для доставки больных в клиники), а вот первый серийный универсал ГАЗ-22 1Волга» (1962 год) подошел для медицинской службы отлично – на снимке санитарная версия ГАЗ-22Б/-22Д (1963-1970 гг.), которая, кстати, хорошо пошла и на экспорт (модификации ГАЗ-22Е/-22ЕЮ).RAF-977i.jpgПоявившийся в начале 1960-х латвийский микроавтобус РАФ-977 «Латвия» произвел революцию в деле оказания скорой помощи – в просторном (для своего времени) кузове медицинской версии РАФ-977И стало возможным не просто транспортировать больного, но и оказывать ему более существенную медицинскую помощь.raf-977im_latvia_6.jpg После модернизации в 1969-м РАФ-977ИМ (три боковых окна вместо четырех) стал надежнее и проработал в московской скорой помощи до конца 1970-х, когда его сменила новая более современная модель.gaz-24-03.jpgВ 1973 году на ВДНХ (других площадок для показа автомобильных новинок в стране еще 20 лет не появится) дебютировала медицинская версия новой «Волги-универсала» ГАЗ-24-03, рассчитанная на перевозку одного больного на носилках и двух сопровождающих врачей. Эта модель стала, пожалуй, первым отечественным эмбюленсом, и так как была достаточно массовой в парке скорой помощи, то смогла хорошо дополнить РАФики, которых постоянно не хватало.mercedes-benz_l_408_binz_rtw_1.jpgСказать, что в парке столичной скорой помощи в послевоенный период совсем не было иномарок нельзя. Так с 1973 года взгляды москвичей стал привлекать фургон лимонного цвета с люминесцентной красной полосой и знаменитой трехлучевой звездой на капоте –  реанимобиль Mercedes-Benz O408 Binz RTW. Партию таких машин закупили специально для Москвы, что сразу снизило смертность при перевозке тяжелых больных. За долгие годы службы с СМП эта машина заслужила уважение водителей скорой помощи за свою плавность хода и надежность.raf-22031_latvia_3.jpgВ 1977-м столичная скорая помощь получила медицинский РАФ-22031, ставший на долгие годы ее главной «боевой единицей» и одной из самых заметных и привычных спецмашин на столичных улицах 1980-1990 гг. 

raf-tamro_33021_2.jpgВ начале 1980-х в Москве стали появляться мини-реанимобили РАФ-ТАМРО с высокой крышей, оборудованные фир=нской фирмой. Позже аналогичные машины стал выпускать и сам РАФ.gaz_24-13_volga_1.jpgВ перестройку (с 1986 года) в столичный парк скорой помощи стали поступать  медицинские эмбюленсы ГАЗ-24-13 на базе модернизированного седана ГАЗ-24-10. Внешне они отличались только матовой пластиковой решеткой радиатора, пластиковыми колпаками колес, а также потайными (не слишком удобными именно для санитарной модели) ручками дверей. RAF-2915.jpgВ 1988 году на базе модернизированного РАФ-22038 появилась и медицинская карета скорой помощи РАФ-2915, которая составляла основу московского парка СМП до середины 1990-х и даже из-за этого была причиной политических дрязг между независимой Латвией и Российской Федерацией, которая вынуждена была сохранять для недружественной страны режим таможенных льгот.raf-2914_latvia_8.jpgВ небольших количествах в московкую СМП в 1990-х поступали и латвийские реанимобили РАФ-2214. 

gaz_31023_volga.jpgЕдинственной альтернативой «неружественным» РАФикам в начале 1990-х для столичной СМП оказалась «Волга» ГАЗ-31023 на базе седана ГАЗ-31029. В кризисные постсоветские 1992-94 гг. были закуплены достаточно большие партии этой модели. Она отличалась от предшественников в сильно худшую сторону качеством комплектующих, отвратительной сборкой и антикоррозионной стойкостью кузова. Кроме того, тесный салон фактически не позволял использовать машину в качестве полноценной скорой помощи. Так, что как только на смену ей пришла «ГАЗель» – и водители, и врачи скорой смогли вздохнуть свободнее во всех смыслах.gaz-32214_gazel_skoraa_medicinskaa_pomos.jpgНастоящим импортозамещающим прорывом отечественного автопрома стало освоение в 1994-м серии малотоннажных развозных автомобилей «ГАЗель», в котором в середине 1996 года появилась предусмотренная с самого начала медицинская версия ГАЗ-32214, которая на протяжении почти двух десятилетий выносила на себе всю тяжесть работы в скорой помощи. На базе «ГАЗели» было создано множество медицинских спецверсий, в том числе и сторонними бодибилдерами. 

STA_2910.jpgВ 2010-х на смену отечественным «ГАЗелям» активно начали приходить иномарки. Так в 2013 году для СМП Москвы была закуплена крупная партия медицинских автомобилей Mercedes-Benz Sprinter Classic, впрочем, сборки нижегородского АЗ ГАЗ. 

IMG_2963.jpgТаким образом, через 40 лет марка Mercedes-Benz снова стала официально работать в столичной скорой помощи. 

SAM_3748.jpgВ наши дни в московской СМП работают VW Caddy, LADA Largus (как медицинский автомобиль для доставки не тяжелых больных), а также

SAM_3760.jpgFord Transit LWB в качестве скорой медицинской помощи разных классов оснащения и реанимобилей. Впрочем, Transit теперь фактически российская модель, так как собирается на заводе СП «ФОРД СОЛЛЕРС ЕЛАБУГА», а медицинское оснащение на него устанавливает отечественная фирма «СТ Нижегородец», чей филиал размещен там же в Елабуге.

P.S. Пожалуй, можно добавить сюда еще несколько интересных медицинских машин, которые также ездили по улицам Москвы, хотя никогда и не обслуживали простых москвичей и тем более гостей столицы. Они работали в т.н. 4-м управлении, т.е. в ЦКБ и обслуживали вscie. номенклатуру ЦК КПСС и Совмина. Так, на базе мелкосерийного представительского малого автобуса ЗИЛ-118 «Юность» в 1965 году был выпущен единственный реанимобиль ЗИЛ-118А (с подъемной крышей),zil-118a_unost_29.jpgа в 1970-х – аналогичный ЗИЛ-119А на базе ЗИЛ-119 (ЗИЛ-118КА). 

zil-118ka_79.jpgНа базе лимузинов ЗИЛ-4104 и ЗИЛ-41045, также выпускались эмбюленсы для обслуживания первого лица государства.    

zil-41042s_8.jpg

P.P.S. Существовали и менее VIP-овские медицинские автомобили, оставшиеся в опытных единичных экземплярах и никогда в московской СМП не работавшие, хотя предназначались именно для нее.

azlk_2901_moskvich_3.jpgЭто, например, АСМП АЗЛК-2901М «Москвич», созданный по заданию Минздрава РФ в 2001 году совместными усилиями компаний НПО «Экран» («Самотлор-НН») и «КАФ» на базе пикапа АЗЛК-2335.zil-32502m.jpgНа базе ЦМФ ЗИЛ «Бычок» в 2003 году АМО ЗИЛ создал подобие АСМП «мерседес» ЗИЛ-32502 с пневмоподвеской и односкатной ошиновкой заднего моста. Однако как и изделие АЗЛК этот автомобиль остался в единственном экземпляре.  

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Международная выставка персонального электротранспорта  «ЕДрайв 2024» проходит в «Экспоцентре»

Международная выставка персонального электротранспорта «ЕДрайв 2024» проходит в «Экспоцентре»

С новинками персонального электротранспорта можно ознакомиться на выставке «ЕДрайв-2024»

05.04.2024

Как неправильная марка загубила один из лучших автомобилей планеты

Как неправильная марка загубила один из лучших автомобилей планеты

Смог бы провальный премиальный седан Volkswagen Phaetion спастись под возрожденным брендом Horch?

01.04.2024

В Музее транспорта Москвы откроют архивно-библиотечный центр

В Музее транспорта Москвы откроют архивно-библиотечный центр

Кроме экспозиции транспорта в Музее транспорта Москвы будет и свой архивно-библиотечный центр с читальным залом

28.03.2024

ВАЗ занялся промышленным туризмом

ВАЗ занялся промышленным туризмом

Туристы в Тольятти теперь смогут посетить музей, сборочное производство и заводоуправление Волжского автозавода

14.03.2024

Поезд «Москва-2024» вышел на зеленую ветку столичного метро

Поезд «Москва-2024» вышел на зеленую ветку столичного метро

Сегодня на Замоскворецкой (зеленой) линии метро состоялся запуск новейшего поезда «Москва-2024»

11.03.2024

Поздравление с Международным Женским днём 8 марта

Поздравление с Международным Женским днём 8 марта

Редакция «Третий Рим» поздравляет всех женщин с Праздником Любви и Весны!  

08.03.2024

Поздравление с Днем защитника Отечества

23.02.2024

Возврат к списку