21 октября 2019
Станциям скорой помощи в Москве исполнилось 100 лет
Первой послевоенной отечественной медицинской машиной (в 1948 году) стал простой «Москвич-400-420М» для участковых врачей, предназначенный для перевозки не тяжелых больных из дома в медицинские учреждения и отличавшийся от серийного седана только фарой с красным крестом, надписью «Помощь на дому» и легкомоющейся обивкой сидений.
В том же послевоенном 1948-м в столичной скорой помощи работали даже кареты скорой помощи ЗИС-110А, созданные на базе правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110.
Многим пожилым москвичам до сих пор памятны карты скорой помощи ГАЗ-12Б (1951-1960 гг.) на базе солидного большого седана «ЗИМ», которые прослужили в столичной скорой помощи до появления РАФиков.
Из-за дефицита легковушек часто роль кареты скорой помощи даже в Москве (в провинции постоянно) выполнял санитарный автомобиль ГЗА(ПАЗ)-653 – прямой наследник ГАЗ-55, но на шасси 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51.
Седан ГАЗ-М20 «Победа», на роль санитарного автомобиля не годился (хотя как и «Москвич» использовался для доставки больных в клиники), а вот первый серийный универсал ГАЗ-22 1Волга» (1962 год) подошел для медицинской службы отлично – на снимке санитарная версия ГАЗ-22Б/-22Д (1963-1970 гг.), которая, кстати, хорошо пошла и на экспорт (модификации ГАЗ-22Е/-22ЕЮ).
Появившийся в начале 1960-х латвийский микроавтобус РАФ-977 «Латвия» произвел революцию в деле оказания скорой помощи – в просторном (для своего времени) кузове медицинской версии РАФ-977И стало возможным не просто транспортировать больного, но и оказывать ему более существенную медицинскую помощь.
После модернизации в 1969-м РАФ-977ИМ (три боковых окна вместо четырех) стал надежнее и проработал в московской скорой помощи до конца 1970-х, когда его сменила новая более современная модель.
В 1973 году на ВДНХ (других площадок для показа автомобильных новинок в стране еще 20 лет не появится) дебютировала медицинская версия новой «Волги-универсала» ГАЗ-24-03, рассчитанная на перевозку одного больного на носилках и двух сопровождающих врачей. Эта модель стала, пожалуй, первым отечественным эмбюленсом, и так как была достаточно массовой в парке скорой помощи, то смогла хорошо дополнить РАФики, которых постоянно не хватало.
Сказать, что в парке столичной скорой помощи в послевоенный период совсем не было иномарок нельзя. Так с 1973 года взгляды москвичей стал привлекать фургон лимонного цвета с люминесцентной красной полосой и знаменитой трехлучевой звездой на капоте – реанимобиль Mercedes-Benz O408 Binz RTW. Партию таких машин закупили специально для Москвы, что сразу снизило смертность при перевозке тяжелых больных. За долгие годы службы с СМП эта машина заслужила уважение водителей скорой помощи за свою плавность хода и надежность.
В 1977-м столичная скорая помощь получила медицинский РАФ-22031, ставший на долгие годы ее главной «боевой единицей» и одной из самых заметных и привычных спецмашин на столичных улицах 1980-1990 гг.
В начале 1980-х в Москве стали появляться мини-реанимобили РАФ-ТАМРО с высокой крышей, оборудованные фир=нской фирмой. Позже аналогичные машины стал выпускать и сам РАФ.
В перестройку (с 1986 года) в столичный парк скорой помощи стали поступать медицинские эмбюленсы ГАЗ-24-13 на базе модернизированного седана ГАЗ-24-10. Внешне они отличались только матовой пластиковой решеткой радиатора, пластиковыми колпаками колес, а также потайными (не слишком удобными именно для санитарной модели) ручками дверей.
В 1988 году на базе модернизированного РАФ-22038 появилась и медицинская карета скорой помощи РАФ-2915, которая составляла основу московского парка СМП до середины 1990-х и даже из-за этого была причиной политических дрязг между независимой Латвией и Российской Федерацией, которая вынуждена была сохранять для недружественной страны режим таможенных льгот.
В небольших количествах в московкую СМП в 1990-х поступали и латвийские реанимобили РАФ-2214.
Единственной альтернативой «неружественным» РАФикам в начале 1990-х для столичной СМП оказалась «Волга» ГАЗ-31023 на базе седана ГАЗ-31029. В кризисные постсоветские 1992-94 гг. были закуплены достаточно большие партии этой модели. Она отличалась от предшественников в сильно худшую сторону качеством комплектующих, отвратительной сборкой и антикоррозионной стойкостью кузова. Кроме того, тесный салон фактически не позволял использовать машину в качестве полноценной скорой помощи. Так, что как только на смену ей пришла «ГАЗель» – и водители, и врачи скорой смогли вздохнуть свободнее во всех смыслах.
Настоящим импортозамещающим прорывом отечественного автопрома стало освоение в 1994-м серии малотоннажных развозных автомобилей «ГАЗель», в котором в середине 1996 года появилась предусмотренная с самого начала медицинская версия ГАЗ-32214, которая на протяжении почти двух десятилетий выносила на себе всю тяжесть работы в скорой помощи. На базе «ГАЗели» было создано множество медицинских спецверсий, в том числе и сторонними бодибилдерами.
В 2010-х на смену отечественным «ГАЗелям» активно начали приходить иномарки. Так в 2013 году для СМП Москвы была закуплена крупная партия медицинских автомобилей Mercedes-Benz Sprinter Classic, впрочем, сборки нижегородского АЗ ГАЗ.
Таким образом, через 40 лет марка Mercedes-Benz снова стала официально работать в столичной скорой помощи.
В наши дни в московской СМП работают VW Caddy, LADA Largus (как медицинский автомобиль для доставки не тяжелых больных), а также
Ford Transit LWB в качестве скорой медицинской помощи разных классов оснащения и реанимобилей. Впрочем, Transit теперь фактически российская модель, так как собирается на заводе СП «ФОРД СОЛЛЕРС ЕЛАБУГА», а медицинское оснащение на него устанавливает отечественная фирма «СТ Нижегородец», чей филиал размещен там же в Елабуге.
P.S. Пожалуй, можно добавить сюда еще несколько интересных медицинских машин, которые также ездили по улицам Москвы, хотя никогда и не обслуживали простых москвичей и тем более гостей столицы. Они работали в т.н. 4-м управлении, т.е. в ЦКБ и обслуживали вscie. номенклатуру ЦК КПСС и Совмина. Так, на базе мелкосерийного представительского малого автобуса ЗИЛ-118 «Юность» в 1965 году был выпущен единственный реанимобиль ЗИЛ-118А (с подъемной крышей),а в 1970-х – аналогичный ЗИЛ-119А на базе ЗИЛ-119 (ЗИЛ-118КА).
На базе лимузинов ЗИЛ-4104 и ЗИЛ-41045, также выпускались эмбюленсы для обслуживания первого лица государства.
P.P.S. Существовали и менее VIP-овские медицинские автомобили, оставшиеся в опытных единичных экземплярах и никогда в московской СМП не работавшие, хотя предназначались именно для нее.
Это, например, АСМП АЗЛК-2901М «Москвич», созданный по заданию Минздрава РФ в 2001 году совместными усилиями компаний НПО «Экран» («Самотлор-НН») и «КАФ» на базе пикапа АЗЛК-2335.
На базе ЦМФ ЗИЛ «Бычок» в 2003 году АМО ЗИЛ создал подобие АСМП «мерседес» ЗИЛ-32502 с пневмоподвеской и односкатной ошиновкой заднего моста. Однако как и изделие АЗЛК этот автомобиль остался в единственном экземпляре.
|
|
Жюри Европейского конкурса Car of the Year 2021 определило шорт-лист из 7 претендентов на титул
12.01.2021
Взлет акций Tesla Inc. раздул личное состояние Илона Маска до $185 миллиардов
08.01.2021
Утвержден финальный список из 29 претендентов на звание Car of the Year 2021
30.12.2020
Парк автомобилей и мотоциклов, выпущенных при СССР все еще составляет 4,5 млн
28.12.2020
Виртуальная реальность идет во все сферы бизнеса и становится одной из главных технологий 21 века
15.12.2020
Студенческий стартап The Tire Collective получил престижную премию James Dyson Award за эффективный способ сбора резиновой пыли от автопокрышек
27.11.2020
Врезавшийся на скорости 160 км/ч в дерево электромобиль Tesla Model 3 сохранил жизнь водителю, но едва не поджег рассыпавшимся аккумулятором близлежащие дома
26.11.2020