Заводской музей ГАЗа переформатирован

Заводской музей ГАЗа переформатирован

21 декабря 2022


Музей истории ГАЗа на прошлой неделе открылся для посетителей после глобальной реконструкции


автор

Александр Климнов, фото museum.gaz.ru


В нынешнем году музею ГАЗа исполнилось 57 лет, тогда как серийному производству автомобилей ГАЗ – 80 лет. Напомним, что история предприятия, тем не менее, считается с 4 марта 1929 года, когда было принято постановление №498 ВСНХ о строительстве под Нижним Новгородом автозавода годовой мощностью 100 тысяч автомобилей в год? а 31 мая заключено соглашение с Ford Motor Co. об оказании технической помощи в строительстве автозавода и налаживании производства легковых и грузовых автомобилей. Нижегородский автозавод (НАЗ) был построен всего за 18 месяцев и вступил в строй 1 января 1932 года.
4march_1929.jpg
Первый серийный автомобиль сошел с его конвейера 29 января – это был полуторатонный грузовик НАЗ-АА (лицензионный Ford-AA образца 1930 года), которых вплоть до 1950 года произвели 829 808 ед. Полуторка ГАЗ-АА (с 1938 года модернизированная как ГАЗ-ММ, во время ВОВ выпускавшаяся в упрощенной модификации ГАЗ-ММ-416 более известной как ГАЗ-ММ-В) стала самым массовым грузовым автомобилем 1930–40-х в СССР.
GAZ-AA.jpg
Непосредственно заводской музей ГАЗа был открыт в 1965 году по инициативе ветеранов предприятия и уже изначально представлял вниманию гостей богатую коллекцию подлинных музейных предметов, рассказывающих об истории и развитии не только Горьковского автозавода, но и всего отечественного автомобилестроения, поскольку вписал в его историю немало ярких страниц.
memorial.jpg
Нынешний статус музея не изменился – он по-прежнему остался корпоративным, однако, АЗ ГАЗ намеревается превратить его в одну из ключевых туристических точек притяжения во всем Нижнем Новгороде. Напомним, что ежегодно музей посещают свыше 20 тысяч человек.
Fasad.jpg
Реконструкция музея ГАЗа продлилась почти два года и обошлась в полмиллиарда рублей. Разработчиком проекта выступило питерское бюро «СИБ-проект», которое должно было умудриться втиснуть в старое здание учебно-производственного комбината ГАЗа современное экспозиционное пространство – музею отдан еще один этаж, которых теперь стало три и расширили прежние площади.
reception.jpg
В фондах прежнего музея насчитывалось около 40 тысяч единиц хранения. Теперь количество одних только автомобилей-экспонатов увеличилось на треть – до 41 экземпляра (на 11 образцов больше), а общее количество экспонатов превышает 200 единиц.

Кроме того, как и положено современному музею 21 века здесь появились занимательные аттракционы для детей, а также интерактивные образовательные площадки для школьников и студентов. Например, это чуть ли не единственное место в Нижнем Новгороде, где можно примерить VR-очки.
3D.jpg
Причем процесс сварки деталей в виртуальном пространстве настолько правдоподобен, что, пожалуй, может использоваться и для реального обучения рабочих.
Svarka.jpg
Кроме того, музей пополнился научной библиотекой одного из известнейших специалистов в области повышения качества продукции Ю.П. Адлера, семья которого передала в дар ГАЗу более 1,7 тысяч книг.

Ниже представлены наиболее интересные экспонаты обновленной экспозиции ГАЗа (в хронологическом порядке по мере создания или освоения в производстве).
GAZ-A.jpg
К выпуску фаэтонов ГАЗ-А (лицензионный Ford-A образца 1930 года) уже переименованный в Горьковский (ранее Нижегородский) автозавод приступил 8 декабря 1932 года, т.е. этому первому отечественному крупносерийному легковому автомобилю исполнилось 80 лет. Музейный экземпляр ГАЗ-А отреставрирован впервые с 1970-х, когда завод готовил его к выставке в честь 50-летия советского автопрома. Машина получила полностью новый матерчатый верх (к сожалению ни одного закрытого 4-дверного седана ГАЗ-6 «Пионер» из опытной партии в 60 машин до наших дней не сохранилось – авт.). А всего в 1932–1936 гг. (фактически в 1933–1935-м) было произведено 41 917 ед. фаэтонов ГАЗ-А. На шасси ГАЗ-А выпускали легкий бронеавтомобиль ФАИ.
GAZ-AAA.jpg
«Шестиколеска» (как их тогда называли) – трехосный (6х4) грузовик ГАЗ-ААА грузоподъемностью 2 т пошел в серию в ноябре 1934 года и производился до 1943 года, послужив базой для целой серии советских средних бронеавтомобилей БА (от БА-6 до БА-10М), прославившихся в боях на озере Хасан, реке Халкин-Гол, освобождении Западной Белоруссии и Украины и активно использовавшихсяв начальный период Великой Отечественной войны. Всего ГАЗ-ААА произвели в количестве 37 373 ед.
GAZ-M1.jpg
Вторая легковая модель Горьковского автозавода – ГАЗ-М1 (ГАЗ «Молотовец-1»), легендарная «Эмка» с цельнометаллическим кузовом (впрочем центральная часть крыши была тканевой) выпускалась с 1936 по 1942 год. Всего произведено 62 888 ед. включая модификации, включая пикап ГАЗ-М-415. На шасси «Эмки» выпускали легкие бронеавтомобили БА-ФАИ-М и БА-20/-20М.
GAZ-67B.jpg
ГАЗ-67Б – советский армейский «джип» (внедорожник) первого поколения, представлял собой модернизацию с расширением колеи ранней модели ГАЗ-64 образца 1941 года. Выпускался в 1944–1953 гг. (на фото машина с послевоенной штампованной решеткой радиатора, а на панно за ней колонна ГАЗ-67 времен ВОВ с паянной решеткой). На шасси ГАЗ-64 был создан легкий полноприводный бронеавтомобиль БА-64, а на шасси ГАЗ-67Б – БА-64Б.
GAZ-51A.jpg
ГАЗ-51А – второе поколение грузовиков ГАЗа выпускалось с 6 января 1946 года, а после модернизации в 1956 году (цельнометаллическая кабина) этот 2,5-тонный грузовик получил индекс ГАЗ-51А. Вместе с модификациями стал одним из самых массовых в мире – 3 481 033 ед. за 1946–1975 гг.
GAZ-M20_Pobyeda.jpg
ГАЗ-М-20 «Победа» – первый в мире легковой автомобиль с несущим кузовом понтонного типа (без выступающих крыльев). За 1946–1958 гг. (с перерывом в 1948-м) было произведено 241 497 «Побед», включая 37 492 такси ГАЗ-М-20А и 14 222 кабриолета ГАЗ-М-20Б, а также порядка сотни «догонялок» ГАЗ-М-20Г (ГАЗ-М26) с 90-сильной «шестеркой» от ЗИМа. В 1958-м появилась рестайлинговая модель ГАЗ-М-20В с иной облицовкой радиатора. Также на базе кузова «Победы» в 1956–58 гг. выпускался внедорожник ГАЗ-М-72 (построено 4677 ед.).
GAZ-63A.jpg
ГАЗ-63А – полноприводный 2-тонный грузовик двойного назначения на базе народнохозяйственной модели ГАЗ-51А, был за 1948–1968 гг. был произведен в количестве 474 464 ед.
GAZ-12_ZIM.jpg
ГАЗ-12 «ЗИМ» – культовый 7-местный 6-оконный седан большого класса с несущим кузовом и форсированным 6-цилиндровым 90-сильным двигателем ГАЗ-12 (версией ГАЗ-11). В 1950–1960 гг. было произведено 21 527 ед. «ЗИМов», в том числе в санитарной версии ЗИМ-12Б и «маршруточной» ГАЗ-12А.
GAZ-69.jpg
ГАЗ-69 – советский армейский «джип» (внедорожник) второго поколения, выпускался на ГАЗе в 1952–1956 гг. за которые в Горьком было выпущено 68 125 ед. В 1954-56 гг. производство ГАЗ-69 было передано на Ульяновский автозавод (УАЗ), где до 1972 года было произведено свыше полумиллиона «козликов».
GAZ-TR.jpg
ГАЗ-ТР – первый в мире рекордный автомобиль с турбореактивным двигателем (от истребителя МиГ-17) должен был развить до 500 км/ч, но на единственном пробном пробеге в 1954 году был разбит (пилот уцелел). В музее ГАЗа экспонируется фрагмент фюзеляжа этой уникальной машины.
GAZ-21_Volga.jpg
ГАЗ-21 «Волга» – ранняя версия культовой «Волжанки» со звездой на облицовке (образца 1957 года), появившейся по прямому указанию маршала Жукова. С таким экстерьером было произведено 32 тыс. седанов в том числе и с «автоматом» (базовая версия ГАЗ-21).
GAZ-18-&-bicycles.jpg
ГАЗ-18 – один из двух прототипов микролитражного 2-местного заднемоторного автомобиля образца 1958 года, предназначенный в первую очередь для инвалидов. В серию автомобильчик не пошел из-за разработки МЗМА и НАМИ конкурента – «Москвича-444», прототипа ЗАЗ-965. На заднем плане – выпускавшиеся на ГАЗе с 1950-х велосипеды, например, детский «Школьник».
GAZ-13_Chayka.jpg
ГАЗ-13 «Чайка» – 7-местный 6-оконный седан большого класса с крупнолитражным V8 с «автоматом» и на Х-образной раме в американском стиле начали выпускать в 1959 году и до 1981 года сделали 3179 ед., включая кабриолет ГАЗ-13Б. «Чайка» первого поколения долгие годы была символом элегантности и качества советских автомобилей.
GAZ-16A_SVP.jpg
ГАЗ-16 – уникальный экспериментальный автомобиль 1960 года с «аэродинамической разгрузкой» был разработан Алексеем Смолиным в содружестве с профессором ЦАГИ Валентином Ханжонковым. Машина за счет 15-сантиметровой воздушной подушки под днищем могла перелетать водные преграды, включая болота, а по дорогам передвигалась на четырех колесах, первоначально приводившихся тем же, что и основной вентилятор, 195-сильным двигателем от «Чайки» ГАЗ-13, а в 1962-м на модификации ГАЗ-16А был применен 394-сильный ГТД-350 от вертолета Ми-2. На фото часть алюминиевого фюзеляжа ГАЗ-16.
GAZ-21R.jpg
ГАЗ-21Р «Волга» – самая кинематографичная «Волжанка» из всех – последней третьей серии (1962–1970 гг.) с облицовкой типа «китовый ус». В музее сохранен самый последний серийный экземпляр из 638 875 произведенных машин этой серии, сошедший с конвейера 15 июля 1970 года.
GAZ-3403-&-GAZ-5903_BTR-80.jpg
Гусеничный Транспортер-Снегоболотоход Модернизированный (ГТ-СМ) ГАЗ-71 с центральным расположением карбюраторного двигателя ЗМЗ-53 выпускался в 1968–1985 гг, а с 1985 года его заменил модернизированный, но практически идентичный внешне вездеход ГАЗ-3403, в том числе с дизельным двигателем Д-247, который и поныне выпускается в модификации ГАЗ-34039 с турбодизелем Д-245. На заднем плане БТР-80 (ГАЗ-5903), выпускавшийся с 1984 года с дизелем КАМАЗ-7403, а позже также и с ЯМЗ-238М2 (БТР-80М). Произведено более 4300 таких бронированных машин.
 GAZ-14-05_Chayka_phaeton.jpg
ГАЗ-14-05 «Чайка» – мелкосерийный парадный фаэтон на базе 6-оконного 7-местного рамного седана ГАЗ-14 «Чайка» (1977–1989 гг.), в отличие от базового седана (1114 ед.) произведен в количестве только 15 экземпляров и применялся для военных парадов республиканского и окружного уровня. Полноценного тента этот фаэтон не имел – тканевый полог натягивался поверх задних сидений и передней части крыши, делая автомобиль в транспортном положении похожим на пикап.
GAZ-53-12.jpg
ГАЗ-53-12 – последняя 4,5-тонная модификация III поколения ГАЗовских грузовиков с карбюраторным двигателем 125-сильным двигателем ЗМЗ-511. Выпускалась в 1983–1993 гг. В общей сложности в 1963–1993 гг. было произведено свыше 4 млн грузовиков серии ГАЗ-53 с модификациями.
GAZ-3105_Volga_prototype.jpg
ГАЗ-3105 «Волга» – ранний прототип перестроечных времен с удлиненным кузовом, полным приводом, двигателем V8 и новаторскими открывающимися форточками ниже неподвижных основных стекол дверей. Предназначался для замены номенклатурной «Чайки» ГАЗ-14, но в серию пошел много позже и в другом виде.
GAZ-31029_Volga.jpg
ГАЗ-31029 «Волга» – рестайлинговая модель 1992 года (однако по конструкции идентичная прежней ГАЗ-24-10), подоспевшая к рыночным временам и выпускавшаяся форсированными темпами (до 110 тыс. в год), к сожалению, с полной потерей качества. Всего до 1997 года произведено 529 604 ед., которые, кстати, уже не часто встречаются на дорогах. На заднем плане – ГАЗ-3111 «Волга» с полностью новым кузовом, но с заднеприводной трансмиссией, которую в 1998–2002 гг. произвели в количестве всего 415 ед. (по другим данным в 2004-м собрали еще 9 машин из оставшегося задела кузовов).
GAZ-3104_Volga.jpg
ГАЗ-3104 «Волга» – полноприводный прототип VI поколения нижегородских легковушек, был создан в 1998 году для замены модели ГАЗ-3102, но в серию так и не пошел.
GAZ-3105_Volga_series.jpg
ГАЗ-3105 «Волга» – серийный полноприводный легковой автомобиль бизнес-класса, которых произвели в 1992–1996 гг. только 55 ед. из намеченных 250 экземпляров. Модель не выдержала конкуренции с иномарками и осталась почти что курьезом. На выставочном экземпляре силами реставрационной мастерской музея зазоры панелей кузова выровнены, так что седан предстал в том виде как задумывалось дизайнерами.
GAZel.jpg
«ГАЗель» – на переднем плане, поистине, спасительница ГАЗа – полуторка ГАЗ-3302 (ее бортовой прототип с ленточками на кабине для продувки в аэродинамической трубе), выпуск которой начался 20 июля 1994 года. На заднем плане новейший ЦМФ «ГАЗель NN», выпуск которого начался только в прошлом году.
GAZ-2308_Ataman.jpg
Полноприводный 0,8-тонный пикап ГАЗ-2308 «Атаман» образца 1996 года с кабиной от среднетоннажника ГАЗ-3307 и оригинальным оперением, к сожалению, так и не пошел в серию.
GAZ-3115_Volga_protopipe.jpg
ГАЗ-3115 – прототип среднеразмерного заднеприводного седана D-класса 2003 года. Задняя подвеска у него была независимой многорычажной. Таким образом ГАЗ хотел заместить на рынке ушедшую марку «Москвич». Из проекта ничего не вышло из-за отсутствия инвестиций в размере миллиарда долларов на освоение серийного производства ГАЗ-3115, а также нужных компетенций у завода. На заднем плане – последний седан марки ГАЗ – Volga Siber, выпускавшаяся в 2009–2010 гг. по лицензии Chrysler (платформа JR41). Произведено ~9,6 тыс. таких седанов.
GAZ-31107_Volga_prototype.jpg
ГАЗ-31107 – прототип рестайлинговой «Волги» с пружинной задней подвеской, запаской в нише пола багажника и новыми задними фонарями была создана в 2004 году (данный экземпляр был показан на выставке МИМС-2004), но в серию так и не пошла, так как модернизировать подвеску для морально устаревшей модели было сочтено нецелесообразным.
GAZ-3106_Ataman-II.jpg
ГАЗ-3106 «Атаман-2» – первый поисковый прототип внедорожника ГАЗ образца 1999 года. Был создан в единственном экземпляре. За ним на фото прототип ГАЗ-3120 «Комбат» образца 2004 года с пластиковым кузовом в ретростиле «а-ля ГАЗ-69», также послуживший лишь шоу-стоппером.
GAZ-3121_Tiger-2.jpg
ГАЗ-3121 «Тигр-2» – прототип 2006 года гражданского внедорожника на базе пикапа двойного назначения ГАЗ-2330 «Тигр». Изготовлен в единственном экземпляре. Серийную модель предполагалось оснащать турбодизелями Steyr или Cummins мощностью 190 или 205 л.с. Предполагаемая цена составляла порядка $120 000.

P.S. Обновленная экспозиция музея ГАЗа явно стала более информативной, а залы светлее и просторнее, а современные интерактивные технологии сделают его привлекательнее для молодежи.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru    



Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Международная выставка персонального электротранспорта  «ЕДрайв 2024» проходит в «Экспоцентре»

Международная выставка персонального электротранспорта «ЕДрайв 2024» проходит в «Экспоцентре»

С новинками персонального электротранспорта можно ознакомиться на выставке «ЕДрайв-2024»

05.04.2024

Как неправильная марка загубила один из лучших автомобилей планеты

Как неправильная марка загубила один из лучших автомобилей планеты

Смог бы провальный премиальный седан Volkswagen Phaetion спастись под возрожденным брендом Horch?

01.04.2024

В Музее транспорта Москвы откроют архивно-библиотечный центр

В Музее транспорта Москвы откроют архивно-библиотечный центр

Кроме экспозиции транспорта в Музее транспорта Москвы будет и свой архивно-библиотечный центр с читальным залом

28.03.2024

ВАЗ занялся промышленным туризмом

ВАЗ занялся промышленным туризмом

Туристы в Тольятти теперь смогут посетить музей, сборочное производство и заводоуправление Волжского автозавода

14.03.2024

Поезд «Москва-2024» вышел на зеленую ветку столичного метро

Поезд «Москва-2024» вышел на зеленую ветку столичного метро

Сегодня на Замоскворецкой (зеленой) линии метро состоялся запуск новейшего поезда «Москва-2024»

11.03.2024

Поздравление с Международным Женским днём 8 марта

Поздравление с Международным Женским днём 8 марта

Редакция «Третий Рим» поздравляет всех женщин с Праздником Любви и Весны!  

08.03.2024

Поздравление с Днем защитника Отечества

23.02.2024

Возврат к списку