Заводской музей ГАЗа переформатирован

Заводской музей ГАЗа переформатирован

21 декабря 2022


Музей истории ГАЗа на прошлой неделе открылся для посетителей после глобальной реконструкции


автор

Александр Климнов, фото museum.gaz.ru


В нынешнем году музею ГАЗа исполнилось 57 лет, тогда как серийному производству автомобилей ГАЗ – 80 лет. Напомним, что история предприятия, тем не менее, считается с 4 марта 1929 года, когда было принято постановление №498 ВСНХ о строительстве под Нижним Новгородом автозавода годовой мощностью 100 тысяч автомобилей в год? а 31 мая заключено соглашение с Ford Motor Co. об оказании технической помощи в строительстве автозавода и налаживании производства легковых и грузовых автомобилей. Нижегородский автозавод (НАЗ) был построен всего за 18 месяцев и вступил в строй 1 января 1932 года.
4march_1929.jpg
Первый серийный автомобиль сошел с его конвейера 29 января – это был полуторатонный грузовик НАЗ-АА (лицензионный Ford-AA образца 1930 года), которых вплоть до 1950 года произвели 829 808 ед. Полуторка ГАЗ-АА (с 1938 года модернизированная как ГАЗ-ММ, во время ВОВ выпускавшаяся в упрощенной модификации ГАЗ-ММ-416 более известной как ГАЗ-ММ-В) стала самым массовым грузовым автомобилем 1930–40-х в СССР.
GAZ-AA.jpg
Непосредственно заводской музей ГАЗа был открыт в 1965 году по инициативе ветеранов предприятия и уже изначально представлял вниманию гостей богатую коллекцию подлинных музейных предметов, рассказывающих об истории и развитии не только Горьковского автозавода, но и всего отечественного автомобилестроения, поскольку вписал в его историю немало ярких страниц.
memorial.jpg
Нынешний статус музея не изменился – он по-прежнему остался корпоративным, однако, АЗ ГАЗ намеревается превратить его в одну из ключевых туристических точек притяжения во всем Нижнем Новгороде. Напомним, что ежегодно музей посещают свыше 20 тысяч человек.
Fasad.jpg
Реконструкция музея ГАЗа продлилась почти два года и обошлась в полмиллиарда рублей. Разработчиком проекта выступило питерское бюро «СИБ-проект», которое должно было умудриться втиснуть в старое здание учебно-производственного комбината ГАЗа современное экспозиционное пространство – музею отдан еще один этаж, которых теперь стало три и расширили прежние площади.
reception.jpg
В фондах прежнего музея насчитывалось около 40 тысяч единиц хранения. Теперь количество одних только автомобилей-экспонатов увеличилось на треть – до 41 экземпляра (на 11 образцов больше), а общее количество экспонатов превышает 200 единиц.

Кроме того, как и положено современному музею 21 века здесь появились занимательные аттракционы для детей, а также интерактивные образовательные площадки для школьников и студентов. Например, это чуть ли не единственное место в Нижнем Новгороде, где можно примерить VR-очки.
3D.jpg
Причем процесс сварки деталей в виртуальном пространстве настолько правдоподобен, что, пожалуй, может использоваться и для реального обучения рабочих.
Svarka.jpg
Кроме того, музей пополнился научной библиотекой одного из известнейших специалистов в области повышения качества продукции Ю.П. Адлера, семья которого передала в дар ГАЗу более 1,7 тысяч книг.

Ниже представлены наиболее интересные экспонаты обновленной экспозиции ГАЗа (в хронологическом порядке по мере создания или освоения в производстве).
GAZ-A.jpg
К выпуску фаэтонов ГАЗ-А (лицензионный Ford-A образца 1930 года) уже переименованный в Горьковский (ранее Нижегородский) автозавод приступил 8 декабря 1932 года, т.е. этому первому отечественному крупносерийному легковому автомобилю исполнилось 80 лет. Музейный экземпляр ГАЗ-А отреставрирован впервые с 1970-х, когда завод готовил его к выставке в честь 50-летия советского автопрома. Машина получила полностью новый матерчатый верх (к сожалению ни одного закрытого 4-дверного седана ГАЗ-6 «Пионер» из опытной партии в 60 машин до наших дней не сохранилось – авт.). А всего в 1932–1936 гг. (фактически в 1933–1935-м) было произведено 41 917 ед. фаэтонов ГАЗ-А. На шасси ГАЗ-А выпускали легкий бронеавтомобиль ФАИ.
GAZ-AAA.jpg
«Шестиколеска» (как их тогда называли) – трехосный (6х4) грузовик ГАЗ-ААА грузоподъемностью 2 т пошел в серию в ноябре 1934 года и производился до 1943 года, послужив базой для целой серии советских средних бронеавтомобилей БА (от БА-6 до БА-10М), прославившихся в боях на озере Хасан, реке Халкин-Гол, освобождении Западной Белоруссии и Украины и активно использовавшихсяв начальный период Великой Отечественной войны. Всего ГАЗ-ААА произвели в количестве 37 373 ед.
GAZ-M1.jpg
Вторая легковая модель Горьковского автозавода – ГАЗ-М1 (ГАЗ «Молотовец-1»), легендарная «Эмка» с цельнометаллическим кузовом (впрочем центральная часть крыши была тканевой) выпускалась с 1936 по 1942 год. Всего произведено 62 888 ед. включая модификации, включая пикап ГАЗ-М-415. На шасси «Эмки» выпускали легкие бронеавтомобили БА-ФАИ-М и БА-20/-20М.
GAZ-67B.jpg
ГАЗ-67Б – советский армейский «джип» (внедорожник) первого поколения, представлял собой модернизацию с расширением колеи ранней модели ГАЗ-64 образца 1941 года. Выпускался в 1944–1953 гг. (на фото машина с послевоенной штампованной решеткой радиатора, а на панно за ней колонна ГАЗ-67 времен ВОВ с паянной решеткой). На шасси ГАЗ-64 был создан легкий полноприводный бронеавтомобиль БА-64, а на шасси ГАЗ-67Б – БА-64Б.
GAZ-51A.jpg
ГАЗ-51А – второе поколение грузовиков ГАЗа выпускалось с 6 января 1946 года, а после модернизации в 1956 году (цельнометаллическая кабина) этот 2,5-тонный грузовик получил индекс ГАЗ-51А. Вместе с модификациями стал одним из самых массовых в мире – 3 481 033 ед. за 1946–1975 гг.
GAZ-M20_Pobyeda.jpg
ГАЗ-М-20 «Победа» – первый в мире легковой автомобиль с несущим кузовом понтонного типа (без выступающих крыльев). За 1946–1958 гг. (с перерывом в 1948-м) было произведено 241 497 «Побед», включая 37 492 такси ГАЗ-М-20А и 14 222 кабриолета ГАЗ-М-20Б, а также порядка сотни «догонялок» ГАЗ-М-20Г (ГАЗ-М26) с 90-сильной «шестеркой» от ЗИМа. В 1958-м появилась рестайлинговая модель ГАЗ-М-20В с иной облицовкой радиатора. Также на базе кузова «Победы» в 1956–58 гг. выпускался внедорожник ГАЗ-М-72 (построено 4677 ед.).
GAZ-63A.jpg
ГАЗ-63А – полноприводный 2-тонный грузовик двойного назначения на базе народнохозяйственной модели ГАЗ-51А, был за 1948–1968 гг. был произведен в количестве 474 464 ед.
GAZ-12_ZIM.jpg
ГАЗ-12 «ЗИМ» – культовый 7-местный 6-оконный седан большого класса с несущим кузовом и форсированным 6-цилиндровым 90-сильным двигателем ГАЗ-12 (версией ГАЗ-11). В 1950–1960 гг. было произведено 21 527 ед. «ЗИМов», в том числе в санитарной версии ЗИМ-12Б и «маршруточной» ГАЗ-12А.
GAZ-69.jpg
ГАЗ-69 – советский армейский «джип» (внедорожник) второго поколения, выпускался на ГАЗе в 1952–1956 гг. за которые в Горьком было выпущено 68 125 ед. В 1954-56 гг. производство ГАЗ-69 было передано на Ульяновский автозавод (УАЗ), где до 1972 года было произведено свыше полумиллиона «козликов».
GAZ-TR.jpg
ГАЗ-ТР – первый в мире рекордный автомобиль с турбореактивным двигателем (от истребителя МиГ-17) должен был развить до 500 км/ч, но на единственном пробном пробеге в 1954 году был разбит (пилот уцелел). В музее ГАЗа экспонируется фрагмент фюзеляжа этой уникальной машины.
GAZ-21_Volga.jpg
ГАЗ-21 «Волга» – ранняя версия культовой «Волжанки» со звездой на облицовке (образца 1957 года), появившейся по прямому указанию маршала Жукова. С таким экстерьером было произведено 32 тыс. седанов в том числе и с «автоматом» (базовая версия ГАЗ-21).
GAZ-18-&-bicycles.jpg
ГАЗ-18 – один из двух прототипов микролитражного 2-местного заднемоторного автомобиля образца 1958 года, предназначенный в первую очередь для инвалидов. В серию автомобильчик не пошел из-за разработки МЗМА и НАМИ конкурента – «Москвича-444», прототипа ЗАЗ-965. На заднем плане – выпускавшиеся на ГАЗе с 1950-х велосипеды, например, детский «Школьник».
GAZ-13_Chayka.jpg
ГАЗ-13 «Чайка» – 7-местный 6-оконный седан большого класса с крупнолитражным V8 с «автоматом» и на Х-образной раме в американском стиле начали выпускать в 1959 году и до 1981 года сделали 3179 ед., включая кабриолет ГАЗ-13Б. «Чайка» первого поколения долгие годы была символом элегантности и качества советских автомобилей.
GAZ-16A_SVP.jpg
ГАЗ-16 – уникальный экспериментальный автомобиль 1960 года с «аэродинамической разгрузкой» был разработан Алексеем Смолиным в содружестве с профессором ЦАГИ Валентином Ханжонковым. Машина за счет 15-сантиметровой воздушной подушки под днищем могла перелетать водные преграды, включая болота, а по дорогам передвигалась на четырех колесах, первоначально приводившихся тем же, что и основной вентилятор, 195-сильным двигателем от «Чайки» ГАЗ-13, а в 1962-м на модификации ГАЗ-16А был применен 394-сильный ГТД-350 от вертолета Ми-2. На фото часть алюминиевого фюзеляжа ГАЗ-16.
GAZ-21R.jpg
ГАЗ-21Р «Волга» – самая кинематографичная «Волжанка» из всех – последней третьей серии (1962–1970 гг.) с облицовкой типа «китовый ус». В музее сохранен самый последний серийный экземпляр из 638 875 произведенных машин этой серии, сошедший с конвейера 15 июля 1970 года.
GAZ-3403-&-GAZ-5903_BTR-80.jpg
Гусеничный Транспортер-Снегоболотоход Модернизированный (ГТ-СМ) ГАЗ-71 с центральным расположением карбюраторного двигателя ЗМЗ-53 выпускался в 1968–1985 гг, а с 1985 года его заменил модернизированный, но практически идентичный внешне вездеход ГАЗ-3403, в том числе с дизельным двигателем Д-247, который и поныне выпускается в модификации ГАЗ-34039 с турбодизелем Д-245. На заднем плане БТР-80 (ГАЗ-5903), выпускавшийся с 1984 года с дизелем КАМАЗ-7403, а позже также и с ЯМЗ-238М2 (БТР-80М). Произведено более 4300 таких бронированных машин.
 GAZ-14-05_Chayka_phaeton.jpg
ГАЗ-14-05 «Чайка» – мелкосерийный парадный фаэтон на базе 6-оконного 7-местного рамного седана ГАЗ-14 «Чайка» (1977–1989 гг.), в отличие от базового седана (1114 ед.) произведен в количестве только 15 экземпляров и применялся для военных парадов республиканского и окружного уровня. Полноценного тента этот фаэтон не имел – тканевый полог натягивался поверх задних сидений и передней части крыши, делая автомобиль в транспортном положении похожим на пикап.
GAZ-53-12.jpg
ГАЗ-53-12 – последняя 4,5-тонная модификация III поколения ГАЗовских грузовиков с карбюраторным двигателем 125-сильным двигателем ЗМЗ-511. Выпускалась в 1983–1993 гг. В общей сложности в 1963–1993 гг. было произведено свыше 4 млн грузовиков серии ГАЗ-53 с модификациями.
GAZ-3105_Volga_prototype.jpg
ГАЗ-3105 «Волга» – ранний прототип перестроечных времен с удлиненным кузовом, полным приводом, двигателем V8 и новаторскими открывающимися форточками ниже неподвижных основных стекол дверей. Предназначался для замены номенклатурной «Чайки» ГАЗ-14, но в серию пошел много позже и в другом виде.
GAZ-31029_Volga.jpg
ГАЗ-31029 «Волга» – рестайлинговая модель 1992 года (однако по конструкции идентичная прежней ГАЗ-24-10), подоспевшая к рыночным временам и выпускавшаяся форсированными темпами (до 110 тыс. в год), к сожалению, с полной потерей качества. Всего до 1997 года произведено 529 604 ед., которые, кстати, уже не часто встречаются на дорогах. На заднем плане – ГАЗ-3111 «Волга» с полностью новым кузовом, но с заднеприводной трансмиссией, которую в 1998–2002 гг. произвели в количестве всего 415 ед. (по другим данным в 2004-м собрали еще 9 машин из оставшегося задела кузовов).
GAZ-3104_Volga.jpg
ГАЗ-3104 «Волга» – полноприводный прототип VI поколения нижегородских легковушек, был создан в 1998 году для замены модели ГАЗ-3102, но в серию так и не пошел.
GAZ-3105_Volga_series.jpg
ГАЗ-3105 «Волга» – серийный полноприводный легковой автомобиль бизнес-класса, которых произвели в 1992–1996 гг. только 55 ед. из намеченных 250 экземпляров. Модель не выдержала конкуренции с иномарками и осталась почти что курьезом. На выставочном экземпляре силами реставрационной мастерской музея зазоры панелей кузова выровнены, так что седан предстал в том виде как задумывалось дизайнерами.
GAZel.jpg
«ГАЗель» – на переднем плане, поистине, спасительница ГАЗа – полуторка ГАЗ-3302 (ее бортовой прототип с ленточками на кабине для продувки в аэродинамической трубе), выпуск которой начался 20 июля 1994 года. На заднем плане новейший ЦМФ «ГАЗель NN», выпуск которого начался только в прошлом году.
GAZ-2308_Ataman.jpg
Полноприводный 0,8-тонный пикап ГАЗ-2308 «Атаман» образца 1996 года с кабиной от среднетоннажника ГАЗ-3307 и оригинальным оперением, к сожалению, так и не пошел в серию.
GAZ-3115_Volga_protopipe.jpg
ГАЗ-3115 – прототип среднеразмерного заднеприводного седана D-класса 2003 года. Задняя подвеска у него была независимой многорычажной. Таким образом ГАЗ хотел заместить на рынке ушедшую марку «Москвич». Из проекта ничего не вышло из-за отсутствия инвестиций в размере миллиарда долларов на освоение серийного производства ГАЗ-3115, а также нужных компетенций у завода. На заднем плане – последний седан марки ГАЗ – Volga Siber, выпускавшаяся в 2009–2010 гг. по лицензии Chrysler (платформа JR41). Произведено ~9,6 тыс. таких седанов.
GAZ-31107_Volga_prototype.jpg
ГАЗ-31107 – прототип рестайлинговой «Волги» с пружинной задней подвеской, запаской в нише пола багажника и новыми задними фонарями была создана в 2004 году (данный экземпляр был показан на выставке МИМС-2004), но в серию так и не пошла, так как модернизировать подвеску для морально устаревшей модели было сочтено нецелесообразным.
GAZ-3106_Ataman-II.jpg
ГАЗ-3106 «Атаман-2» – первый поисковый прототип внедорожника ГАЗ образца 1999 года. Был создан в единственном экземпляре. За ним на фото прототип ГАЗ-3120 «Комбат» образца 2004 года с пластиковым кузовом в ретростиле «а-ля ГАЗ-69», также послуживший лишь шоу-стоппером.
GAZ-3121_Tiger-2.jpg
ГАЗ-3121 «Тигр-2» – прототип 2006 года гражданского внедорожника на базе пикапа двойного назначения ГАЗ-2330 «Тигр». Изготовлен в единственном экземпляре. Серийную модель предполагалось оснащать турбодизелями Steyr или Cummins мощностью 190 или 205 л.с. Предполагаемая цена составляла порядка $120 000.

P.S. Обновленная экспозиция музея ГАЗа явно стала более информативной, а залы светлее и просторнее, а современные интерактивные технологии сделают его привлекательнее для молодежи.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru    



Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Выставки COMTRANS-2024 и INTERBUS-2024 открылись в ЦВК «Экспоцентр»

Выставки COMTRANS-2024 и INTERBUS-2024 открылись в ЦВК «Экспоцентр»

В ЦВК Экспоцентр на Красной Пресне 10-13 декабря совместно проходят автосалоны грузовиков и автобусов

10.12.2024

Выставки «Поехали 2024» и «Мотозима 2024» – путешествия и техника вне сезона

Выставки «Поехали 2024» и «Мотозима 2024» – путешествия и техника вне сезона

Выставки «Поехали 2024», «Мотозима 2024» за три дня поставили рекорд посещаемости

05.12.2024

Главные новинки выставки «Вездеходер-2024»

Главные новинки выставки «Вездеходер-2024»

Какие новинки можно было увидеть на выставке «Вездеходер-2024»

03.12.2024

На ВДНХ в Музее Транспорта Москвы стартует выставка «Ты выглядишь на все 100!»

На ВДНХ в Музее Транспорта Москвы стартует выставка «Ты выглядишь на все 100!»

В Музее Транспорта Москвы открывается выставка посвященная истории отечественного дизайна автомобилей и прочего транспорта за 100 лет

06.11.2024

Первенцу автопрома СССР – АМО-Ф15 исполнилось 100 лет

Первенцу автопрома СССР – АМО-Ф15 исполнилось 100 лет

С начала серийного выпуска первого серийного советского автомобиля прошел целый век

01.11.2024

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Выставка-форум CarX-2024 начинается завтра

Крупнейшая осенняя выставка-форум CarX-2024 пройдет с 8 по 10 октября в Москве

07.10.2024

В Москве замечен поддельный родстер Aston Martin

В Москве замечен поддельный родстер Aston Martin

На улицах столицы ездит японский родстер в стиле английского бренда Aston Martin

30.09.2024

Возврат к списку