Экологические потуги руководства Формулы-1 вызывают у специалистов большой скептицизм
Александр Климнов, фото athletistic.com, medium.com
Нынешнее руководство Формулы-1 несколько лет назад громогласно провозгласило курс на достижение «углеродной нейтральности» уже к 2030 году (Евросоюз данную цель, кстати, наметил только на 2050 год – авт.), однако, данные «зеленые планы» вызывают откровенно скептическую усмешку у людей, которые хорошо разбираются в логистике чемпионата.
Так, согласно подсчетам самой F1, только в 2019-м ее деятельность создала выбросы CO2 в атмосферу в объеме 256 тыс. тонн. Конечно, у организаторов «большого цирка» в загашнике есть программа практический действий в этом направлении, так что какие-то меры уже начинают действовать, но корпорация Liberty Media, которой принадлежит контроль за экономикой Формулы-1, пока что почти что маниакально стремится к увеличению числа этапов, которых уже в этом году их будет 23.
Надо напомнить, что всего лишь четверть века назад, т.е. в 1998-м, когда финн Мика Хаккинен выиграл свой первый титул, сезон состоял «всего лишь» из 16 гонок, а в 2004-м, когда Михаэль Шумахер в последний раз стал чемпионом мира – из 18-ти. Однако в сезоне 2024 года в Liberty Media планируется провести уже 24 Гран При!
При этом как бы «не замечается», что наибольшее фактическое загрязнение атмосферы дают не сами гонки, а, прежде всего, сложнейшая логистика Формулы-1, с ее постоянными переездами и перелетами из одной страны в другую. Только в нынешнем году команды чемпионата преодолеют расстояние в 120 тысяч км, что даст ~45% углеродного следа всей F1.
Глава финской транспортной компании Freja Матти Урмас, отлично разбирается в логистической специфике Формулы-1, так как тесно сотрудничает с итальянскими партнерами, отвечающими за перемещения по планете команды Ferrari. Так, вот он как раз и оценивает перспективы экологической программы F1 весьма скептически, называя это словом «greenwasing», т.е. «зеленым камуфляжем», что стало в последние годы одной из распространенных форм экологического маркетинга (читай мошенничества, когда прикрываясь «зеленой» рекламой и пиаром, компании фактически ничего не делают для реального снижения выбросов CO2 и прочих вредных веществ в атмосферу – авт.).
На страницах финской газеты Iltalehti Матти Урмас прокомментировал данную проблему так: «Когда гонок много, и они проходят в разных странах, при этом используется множество различных транспортных средств. Оборудование и машины перевозятся по воздуху, морю, а на территории европейского региона на грузовиках. И все это подчинено очень жесткому графику.
В таких условиях планировать достичь к 2030 году углеродной нейтральности – значит выдавать желаемое за действительное».
Кроме того, Матти Урмаса удивляет география календаря чемпионата, ведь, например, в этом году гонка в Майами проходит между этапами в Баку и Имоле, а Гран При Канады следует сразу за испанским этапом, причем из Монреаля Формула-1 отправится в Австрию.
Финский специалист констатировал: «Такого рода зигзаги только увеличивают нагрузку на окружающую среду продолжил. Но если рационально использовать финансовые ресурсы, то можно было бы выстроить совершенно новую транспортную цепочку. А пока я должен признать, что Формула-1 занимается «зеленым камуфляжем».
P.S. Вот так вот, даже фирмач-логистик возмутился географическими зигзагами нынешнего руководства гонок Формулы-1, но ее американскому руководству, очевидно, на экологический аспект такой политики плевать – типичный пример современного «эффективного менагерства», когда общественности пудряд мозги, например, в случае F1 – переходом с 2026 года на «электронное топливо», т.е. синтетический бензин якобы «без дополнительных выбросов CO2 в атмосферу», но фактически за счет одних излишних перелетов и переездов усугубляют проблему потепления климата…