Команда «КАМАЗ-мастер» успешно стартовала на ралли-марафоне «Дакар-2021»

Команда «КАМАЗ-мастер» успешно стартовала на ралли-марафоне «Дакар-2021»

4 января 2021


На двух первых «боевых» этапах «Дакара-2021» победил российский пилот Игорь Сотников  


автор

Александр Климнов, фото «КАМАЗ-мастер»


Одно из главных событий автоспортивного 2021 года – 43-е ралли-марафон «Дакар-2021», проходящее последние два года в Саудовской Аравии, начался в воскресенье, 2 января, а накануне в субботу в Джидде шли долгие проверки, усложненные режимом повышенной безопасности из-за пандемии коронавируса, а также состоялись пролог и торжественный старт гонки. Кстати из-за пандемии ужесточен режим гонки в целом – так исключаются любые контакты членов экипажей и команд с внешним миром и ограничиваются пересечения внутри бивуака.

Пандемия коронавирусной инфекции внесла серьезные коррективы не только в повседневную жизнь, но и в спортивный календарь. В 2020 году отменилось большое количество гонок на всей территории планеты как регионального, так и международного значения, оставив спортивные экипажи без практики и соревнований. К счастью, ограничения не затронули «Дакар-2021». Руководители ралли во главе с Давидом Кастерой проделали большую работу, чтобы спортсмены и команды оказались в Саудовской Аравии.

Из года в год одними из самых зрелищных остаются состязания в грузовом зачете, ведь высокие скорости многотонных великанов, преодолевающих на своем пути препятствия любой сложности, вызывают уважение миллионов болельщиков «Дакара».

Немного истории: в 1980 году первопроходцами грузового зачета «Дакара» были алжирцы – три автомобиля марки Sonacome M210 добрались до финиша, заняв первое, третье и четвертое места. Вторым в генеральной классификации стала быстрая техничка MAN одного из участников легкового зачета.
Для команды «КАМАЗ-мастер» предстоящий «Дакар-2021» станет 30-м по счету. К удивлению многих, до финиша уже своего второго «Дакара» в 1991 году  машины добрались без потерь, а экипажи Владимира Гольцова и Йоэля Таммеки заняли тогда вторую и третью ступени пьедестала. Первая же победа команды с берегов Камы произошла уже в 1996 году. С тех пор «КАМАЗ-мастер» 17 раз выигрывал легендарный «Дакар», подняв высокую планку для каждого, кто решается вступить в борьбу за статуэтку «Золотого бедуина».
Shema_Dakar-2021.jpg
Ралли-марафон образца 2021 года ставит перед многочисленными участниками серьезную задачу, и решить ее доведется не каждому. Более 550 человек заявились на "Дакар", в том числе 44 экипажа грузового зачета. За 12 этапов гоночный караван преодолеет без малого 7,8 тыс. километров, а боевая дистанция составит почти 4,8 тыс. км.
KAMAZ.jpg  
Команда «КАМАЗ-мастер» выставила на гонку четыре спортивных грузовика КАМАЗ-43509. Представлять Россию в грузовом зачете международного соревнования будут экипажи действующего чемпиона «Дакара» Андрея Каргинова, победителя ралли «Шелковый путь-2019» Антона Шибалова, а также экипажи Айрата Мардеева и Дмитрия Сотникова. Пятикратный победитель ралли-марафона Эдуард Николаев в Саудовской Аравии будет ассистировать руководителю команды Владимиру Чагину в решении всех организационных и технических задач.

Прошедший накануне в окрестностях второго по величине города Саудовской Аравии и ее экономической столицы пролог позволил гонщикам почувствовать дух «Дакара», чей общий маршрут проложен кольцом по периметру королевства и растянулся на 8,0 тыс. километров (4,8 тыс. из которых приходятся на скоростные спецучастки), и завершится через две недели в точке старта. Уже первые 11 километров 0-го этапа позволили организаторам «подвинуть» новичков, дав возможность более опытным пилотам занять высокие места в стартовом протоколе первого этапа марафона. Ведь «Дакар», кроме исходной авантюрной приключенческой составляющей так и более чем серьезная борьба за результат и призы.

На бескрайних просторах Аравийского полуострова камазовцы будут отстаивать титул чемпионов «Дакара» в непростой борьбе с основными участниками грузового зачета: IVECO, TATRA, МАЗ, PRAGA, RENAULT и MAN.  На коварные трассы «Дакара» вышли 44 экипажа, представляющие 30 команд из разных регионов мира, не терпится начать главное автоспортивное приключение года.
   
Ежегодно «Дакар» удивляет тем или иным событием. На этот раз необычным решением отметился чилиец Игнасио Касале. 33-летний южноамериканец обрел славу, выигрывав главный приз ралли-марафона трижды - в 2014-м, 2018-м и 2020-м в зачете квадроциклов, также участвовал на мотоцикле и мотовездеходе (в обоих случаях неудачно). И теперь бросил вызов другой категории, став членом чешской команды Tatra Buggyra Racing. Любопытно, что свою карьеру обладатель звания «легенда «Дакара» начинал штурманом своего отца... в кабине грузовика Atakama-2038 в 2010 году.

Напарником «новичка» по команде из Чехии будет опытный Мартин Солтис, чья TATRA теперь получила автоматическую коробку передач. Всего же в грузовом зачете зарегистрировались 18 чехов, а страна по численности участников «Дакара» уступает только Испании и Франции.

Самым серьезным соперником для российской команды станет талантливый чех Мартин Мацик-младший (31 год) из BIG SHOCK RACING. В 2018 и 2020 годах он становился пятым в общем зачете и наверняка рассчитывает сделать шаг вперед. Тем более перед глазами есть отцовский пример – четвертое место в «женерале 2010». По словам пилота, в условиях тотальной отмены гонок из-за коронавируса, тренировок за рулем грузовика, который в команде называют Карел, ему не хватало, но задача амбициозная – место в призах. Главным изменением в IVECO стала установка «автомата», и теперь машина едет куда быстрее, чем раньше. Также «хищник» в желтой ливрее стал на несколько десятков килограммов легче и обзавелся усовершенствованным шасси.
mazik.jpg
Еще один представитель дакаровской династии – Алеш Лопрайс из INSTAFOREX LOPRAIS PRAGA. Племянник легендарного Карела Лопрайса, шесть раз поднимавшего над головой «Золотого бедуина», мечтает о своей первой победе на «Дакаре» или повторении третьего места в 2007-м. Отмечать свой 41-й день рождения ему придется по ходу 15-й в карьере гонки на грузовике Praga V4S Dakar. На нем Лопрайс стал шестым в прошлом январе, но за минувший год спортивный автомобиль претерпел ряд изменений, однако подробности тюнинга тщательно скрываются. Впервые с «Дакара-2014» команда выставила два экипажа. При этом вторым будет клон «Праги» Tatra Queen 69 с Яном Томанеком в кабине, который будет исполнять роль быстрой технички.
loprais.jpg
Loprais2.jpg
Белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» сократила свое представительство на «Дакаре» с трех до двух спортивных экипажей. Несмотря на потери, Сергей Вязович, дважды поднимавшийся на подиум в 2018 и 2020 годах, готовится как минимум повторить свое достижение. А помогать решать поставленные на гонку задачи ему будет Алексей Вишневский. На старт он вышел на новом грузовике капотной компоновки.
MAZ.jpg
Несмотря на громкие имена, организаторы ралли не увидели в заявочных списках голландца Жерара де Роя. И если двукратный победитель «Дакара» (единственный, кто смог прервать трофейную серию «КАМАЗ-мастер» в Южной Америке) прошлый год пропустил из-за травмы спины, но выпустил на старт свою команду, то в этот раз на бивуаке представителей PETRONAS TEAM DE ROOY IVECO не будет. Зато со знаком плюс удивил другой голландец. Мартин ван ден Бринк в третий раз приехал на «Дакар» с сыном, но впервые не сядет с ним в одну машину. Набравшись необходимого опыта в качестве механика у своего отца 18-летний Митчелл дебютирует в качестве пилота. Весь 2020 год команда Mammoet Rallysport была занята постройкой новой машины – капотную версию Renault Мартин сменил на заводской «бескапотник» Renault C460 от чешской компании MKR Technology, а Митчелл постарается пересечь финиш в Джидде на VOLVO.
brink.jpg
Как и в прошлом году, команда Riwald Dakar Team продолжает «рубить окно в экобудущее», выставляя на «Дакар» гибридный Renault Trucks C460 Hybrid Edition. Внешне грузовик является копией машины Мартина ван ден Бринка, но самое важное спрятано внутри. Изменения в машину 2020 года позволили экипажу Герта Хузинка еще лучше использовать мощность электродвигателя при высоком диапазоне оборотов. Также конструкторы MKR Technology оптимизировали распределение веса грузовика, изменив расположение гибридного аккумулятора, что повысило комфорт в кабине. Как отмечает сам Хузинк, проделанные инженерами работы позволяют ему верить в конкуренцию с «КАМАЗ-мастер».
Huzink.jpg
Также не будем забывать и о «темных лошадках», ведь «Дакар» –  отнюдь не поездка из пункта А в пункт Б, а именно что тяжелейший марафон с множеством самых неожиданных сюрпризов, от которых не застрахован ни один участник.
   
На презентации маршрута «Дакара-2021» руководитель проекта Давид Кастера сказал: «Мы часто слышим, что участие в «Дакаре» – это победа сама по себе. И это чувство воодушевит всех на старте 3 января».

Субботняя «пристрелка» помогла экипажам вкатиться в гонку и еще раз проверить свои спортивные автомобили в условиях «приближенных к экстремальным». Начать с того, что из заявленных на «Дакар» 321 транспортного средства к старту были допущены только 299 (в том числе 23 машины Dakar Classic).

Организаторы проложили в 2021 году совершенно новый маршрут, так что экипажам не приходится рассчитывать на то, чтобы встретить хотя бы на некоторых этапах знакомые направления, как это бывало в Южной Америке в прошлом десятилетии. Первый этап по направлению на юго-восток Саудовской Аравии практически всю дистанцию проходил по гравийному покрытию и таил в себе опасность в виде каменистых участков. В таких условиях важно было сберечь шины.

Первый «боевой» этап «Дакара-2021» прошел в воскресенье, 3 января, по маршруту Джидда – Биша (дистанция – 622 км, СУ – 277 км).

Первым грузовой зачет, сохранивший все 44 заявленных на «Дакар» автомобиля, в 13:30 открыл белорусский экипаж Сергея Вязовича на МАЗе. Спустя 9 минут покорять 277-километровую дистанцию отправился грузовик команды «КАМАЗ-мастер» под управлением Антона Шибалова, ставшего пятым на прологе. В 13:48 и 13:49 на старт вышли Андрей Каргинов и Дмитрий Сотников соответственно. Айрат Мардеев, вернувшийся на «Дакар» в качестве боевого пилота спустя год, пересек стартовую линию в 13:53.

Уже на первой контрольной точке лучшее время показал Антон Шибалов. Лидерство экипаж № 501 сохранял до третьей временной отметки, оторвавшись от преследователей более чем на минуту. Однако острые камни, о которых предупреждали организаторы, встали на пути российской машины. На замену проколотого колеса ушло около 10 минут.

Пилот экипажа №501 Антон Шибалов: «День для нас начался нормально, ехали хорошо и стабильно. Было очень много камней. Хоть организаторы и указали, что их на этапе будет 3%, но показалось, что их было намного больше. Плюс большое количество низких деревьев и кустов, вредивших машинам. По ходу дистанции догнали Мацика и один из МАЗов, сигналили им, но они не особо старались пропустить нас. Пришлось ехать за ними в пыли по извилистым каменистым каньонам, где зацепили большой камень. Увидели его в последний момент, пытался уйти, но наехали передним правым колесом. На замену ушло около 10 минут. Еще минут пять потеряли, не попав в русло. Такая ловушка ждала нас, рядом же блуждал и Мацик. Выбрались и поехали к финишу».

Следом высокий темп прохождения спецучастка перехватил Айрат Мардеев, однако проблемы с навигацией во второй половине дистанции отбросили пилота на итоговое десятое место. Победу же на первом этапе одержал экипаж Дмитрия Сотникова – 3:17:50. Стабильная скорость и уверенное прохождение навигационных ловушек вывели российский экипаж в лидеры грузового зачета.
I-этап.jpg
Пилот экипажа №507 Дмитрий Сотников: «Со старта ехали за Андреем, постоянно держали его в поле зрения. Думаю, он тоже нас видел в зеркала. Вместе боролись с пылью, которая мешала подобраться к другим грузовикам. Потихоньку начали нагонять, видели стоящего Андрея, но он показал, что ему не нужна помощь. Затем был непростой каменистый участок, на котором некоторые из машин стояли с пробитыми колесами или ехали очень медленно. Пришлось быть предельно аккуратными. Далее встретили два заблудившихся экипажа, но мы благополучно обогнали их и продолжили путь к финишу. Километров за 50 подъехали к Мацику, сигналили ему, но он не пропустил. Пришлось финишировать буквально в пяти метрах позади него».

Второй результат дня показал чех Алеш Лопрайс на Praga (+7:56). Антон Шибалов на финише оказался третьим (+8 минут 7 секунд). Выигравший пролог Сергей Вязович стал четвертым (+10:45), пятерку лучших замкнул Мартин Мацик на Iveco (+12:58). Айрат Мардеев отстал на 25:53. Стоит отметить и дебют трехкратного чемпиона «Дакара» чилийца Игнасио Касале, пересевшего с квадроцикла за руль грузовой машины и ставшего  на первом этапе 6-м. Более половины участников зачета столкнулись с коварными условиями «Дакара» и отстали от лидирующей группы более чем на полтора часа.

Пилот экипажа №509 Айрат Мардеев: «Стартовали далеко, пытались выбраться повыше, чтобы оказаться в своей скоростной группе. Долго обгоняли медленные грузовики, так как было мало места для маневра и сильно мешала густая пыль. Когда обошли соперников, начали догонять остальных. Удалось обойти порядка 6-7 машин. Но километров за 60 до финиша уехали немного в сторону, попали не в то русло. Очень долго ехали, все привязки и курсы вроде бы «били», но выхода из русла не находили. Пришлось забраться наверх по ущелью. Начали искать дорогу, несколько раз возвращались назад. Потратили на это около 25 минут. Хорошо, что взяли все точки и последние 50 километров старались максимально атаковать, чтобы отыграть потерянное время. Темп сегодня в целом был неплохой, но есть над чем поработать. Новый прибор в навигации внес свою изюминку, для штурманов, казалось, будет меньше работы, а стало только сложнее».

Столкнулся с техническими проблемами действующий победитель «Дакара» Андрей Каргинов. На 121 километре у его машины разлетелся вентилятор водяного радиатора. Был разрушен привод. На устранение неприятных и трудных для ремонта последствий от попавшего камня у экипажа ушло порядка 80 минут. На финиш экипаж №500 приехал с отставанием почти в полтора часа.
tab1.jpg
tab2.jpg
На втором этапе Биша – Вади-ад-Давасир (дистанция – 685 км, СУ – 457 км) песчаные холмы растянулись на долгие 30 километров в первой части спецучастка. Петляющий маршрут с севера на юг повел участников строго на восток через высохшие русла рек. Финиш расположен недалеко от величественной пустыни Руб-эль-Хали.

Воскресный спецучасток стал настоящим испытанием для спортивных автомобилей и экипажей. Обещанные организаторами три процента каменистых участков растянулись на многие километры и заставили серьезно подойти к их преодолению. Складывалось ощущение, что эта естественная природная «наждачка» составляла значительную часть дистанции первого этапа. Многие пилоты сбавляли скорость до минимума и все равно не смогли избежать проколов, а девятикратный чемпион мира по классическому ралли француз Себастьян Лёб и вовсе поменял три колеса на своем внедорожнике.
II-этап.jpg
Быстрее всех в грузовом зачете в гонке оказался экипаж Дмитрия Сотникова. Все 10 контрольных точек, как и финишную черту, он преодолел с первым результатом и выиграл свой второй этап на «Дакаре-2021», потратив 4 часа 37 минут 44 секунды. Машине с бортовым номером №507 лишь на одном участке пришлось потерять немного времени при попытке заезда на дюну.
II-этап_2.jpg
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №507: «Через 3 километра после старта начались серьезные дюны, и мы старались не форсировать их. Даже не удалось с первого раза взять одну из дюн, пришлось спуститься и повторить маневр. Видели, как многие джипы висят на вершинах, мало кто оказался готов к дюнам. Они были очень рыхлыми и пухлыми, и мы старались проехать надежно. После 170 км пошли более скоростные дороги. В зоне нейтрализации наших ребят никого не видели. А вторая часть этапа была более быстрой и навигационной. Джипы на прямиках стали накатывать, но помех они не создавали. Даже было проще, пыль от них служила для нас ориентиром».

Высокий темп лидера общего зачета поддержал Айрат Мардеев, отстав на 3:17. Стартовав десятым среди грузовиков, российский экипаж с первых километров взялся за дело, опережая один за другим своих конкурентов. В общем зачете пилот поднялся на пять позиций – пятое место и почти 30 минут отставания от Дмитрия Сотникова.

Айрат Мардеев, пилот экипажа №509: «Сегодня был первый хороший длинный спецучасток. Рабочий, с первыми дюнами. С некоторым трепетом ждали его, ведь я больше года не ездил по дюнам, и было волнительно. Сначала в дюнах осторожничали, потом вкатились и поехали в своем темпе. Удалось обогнать почти все впереди стартовавшие грузовики, кроме Димы Сотникова и Сергея Вязовича. Сегодняшним днем мы довольны, темп был хорошим. Выбрались в свою скоростную нишу, надеюсь, завтра будет меньше пыли и получится стабильно и ровно проехать спецучасток».

О коварстве дюн знает каждый, кто участвует в ралли-рейдах. На вязком песке важно правильно работать педалью газа и стараться избегать остановок. Одно неудачное действие и машина останется в песке, прокручивая колесами на месте. Опытный Антон Шибалов, забираясь на средней высоты дюну, попался в песчаную ловушку на небольшой прямой площадке. Выбравшись из природной западни аравийских просторов при помощи чеха Мартина Солтиса, пилот показал стабильный быстрый темп, лишь в конце немного сбавив обороты. На финише отставание представителя Набережных Челнов составило 14 минут 14 секунд.

Антон Шибалов, пилот экипажа №501: «Около 15 минут потеряли на старте, когда в первых же песках неудачно «подсели». Хорошо, что нас быстро вытащил Солтис. До финиша дальше поехали нормально, в своем темпе».

Несмотря на непростые условия второго этапа, плотность в результатах получилась достаточно высокой. Третье и четвертое места заняли Сергей Вязович и Алексей Вишневский, у которого сразу после старта возникли проблемы с GPS. Белорусы уступили победителю шесть с половиной и семь с половиной минут соответственно. Почти 11 минут проиграл Дмитрию Сотникову ставший пятым второй день подряд чех Мартин Мацик. Отметим, что по итогам вчерашнего спецучастка спортивные комиссары выписали пилоту минутный штраф. Возможно, это стало следствием его поведения на трассе, когда гонщик на Iveco не уступал дорогу другим экипажам.
  
Отличное начало спецучастка выдалось у Андрея Каргинова. На старте организаторы передвинули пилота из листа приоритета на несколько позиций вперед, тем самым «освободив» его от необходимости обгонять более медленные экипажи. На отметке 257 км действующий победитель «Дакара» показывал второе время, уступая своему напарнику по команде чуть более минуты, однако, как и вчера, он столкнулся с техническим невезением: сначала вышла из строя подкачка шин заднего моста, чего в команде «КАМАЗ-мастер» не было уже несколько лет на нынешнем поколении грузовиков. Но и это еще не всё: одно за другим взорвались оба задних колеса. Вторую половину этапа экипаж №500, оставшийся без запасных шин, ехал с предельной внимательностью, но сохранив высокий гоночный темп. Это позволило финишировать на 11-й позиции с 25-минутным отставанием.

Спустя некоторое время Игнасио Касале получил 5-минутный штраф, что позволило Андрею Каргинову подняться в топ-10. Также минутой штрафа был наказан Айрат Мардеев: второе место по итогам дня россиянин сохранил, но в общем зачете стал шестым. Причины штрафов пока неизвестны, подробности станут известны позднее.
tab3.jpg
tab4.jpg
Во вторник участников «Дакара» ожидает первый круговой этап со стартом и финишем в Вади-эль-Давасире. Его общая протяженность составит 630 км, из которых 403 км будут на время. У быстрых пилотов появится возможность увеличить свое преимущество на песчаном спецучастке.



Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В России создали совершенно новый мощный атмосферный мотор Gimura 1000s, но... для снегоходов и ATV

В России создали совершенно новый мощный атмосферный мотор Gimura 1000s, но... для снегоходов и ATV

Создатели нового российского двигателя Gimura 1000s смогли снять с литра объема 105 л.с. без турбонаддува

10.04.2024

На Гран-При Японии Red Bull вновь завоевал победный дубль

На Гран-При Японии Red Bull вновь завоевал победный дубль

Макс Ферстаппен и команда Red Bull уверенно выиграли на трассе в Сузуке

08.04.2024

КАМАЗ «Компас 9» получил отечественный дизель КАМАЗ-590

КАМАЗ «Компас 9» получил отечественный дизель КАМАЗ-590

Компания «Тракс Восток Рус» предложила для среднетоннажника КАМАЗ «Компас 9» отечественный дизель КАМАЗ-590

03.04.2024

Легковушек Volvo с дизелем больше не будет

Легковушек Volvo с дизелем больше не будет

С конвейера завода Volvo Cars в шведском Торсланде сошел последний дизельный автомобиль этого бренда

28.03.2024

Гран При Саудовской Аравии кажется, зажгло новую звезду – Оливера Бермана

Гран При Саудовской Аравии кажется, зажгло новую звезду – Оливера Бермана

Очередная победа Макса Ферстаппена на Гран-При Саудовской Аравии не так впечатлила как дебют молодого британского пилота Оливера Бермана на Ferrari

11.03.2024

ВАЗ определелился с ценой на LADA Vesta с мотором 1.8 EVO и вариатором

ВАЗ определелился с ценой на LADA Vesta с мотором 1.8 EVO и вариатором

LADA Vesta 1.8 EVO с CVT поступит в продажу 11 марта по цене от 1,59 млн рублей

07.03.2024

Возврат к списку