Макс Ферстаппен завоевал на Гран При Австрии хет-трик
3 июля 2023
На трассе в Шпильберге с Максом Ферстаппеном смог побороться только Шарль Леклер
Александр Климнов, фото f1news.ru
Два года трасса в Шпильберге из-за пандемии принимала сдвоенные этапы, а после этого на Red Bull Ring дважды подряд проходили этапы с субботним спринтом.
Австрийский этап вернулся в Формулу-1 в сезоне 2014 года. Гонка на автодроме в Шпильберге, в третий раз сменившем название – Остеррайхринг – А1 Ринг – Ред Булл Ринг – вернулась в чемпионат благодаря усилиям совладельца Red Bull Дитриха Матешица.
Конфигурация трассы соответствует той, что использовалась в 2003-м, но приведена в соответствие с современными стандартами – расширены зоны безопасности, отдельные участки оборудованы барьерами TecPro, построены новый пресс-центр и другие сооружения. Расположенная в очень живописном месте трасса старой школы приобрела новый облик.
Изменились названия большинства поворотов, носивших имена гонщиков. Остался поворот Йохена Риндта, а в 2019-м вновь появился поворот Ники Лауды – так назвали первый поворот трассы.
Круг на австрийской трассе достаточно короткий – короче сейчас только в Монако, Сан-Паулу, Зандфорте и Мехико, поэтому и результаты в Шпильберге традиционно плотные.
Трасса в Шпильберге – самая короткая с точки зрения времени на круге. Сейчас рекорд принадлежит Валттери Боттасу, который за рулем Mercedes в финале квалификации в 2020-м проехал его за 1:02.939.
В Шпильберге всего десять поворотов – меньше, чем на любой другой трассе Формулы-1, но фактически их ещё меньше. Второй, пятый и восьмой повороты проходятся с полностью нажатой педалью газа и не могут считаться полноценными поворотами. Длинная прямая на первом секторе позволяет атаковать на торможении, но австрийская трасса – не самая легкая для борьбы за позицию.
В 2023-м Макс Ферстаппен приехал на домашний для команды этап с подавляющим преимуществом и без ощущения прессинга. После отмены антиковидных ограничений трибуны в Шпильберге всегда заполнены полностью и окрашены в оранжевое. Болельщики из Нидерландов ждали победы своего кумира, и Макс отвечал им взаимностью, показав лучшее время на тренировке, выиграв пятничную и субботнюю квалификацию и спринт, а также гонку – как и в прошлом году
В результате на автодроме в Шпильберге был установлен новый рекорд посещаемости: за минувший уик-энд там побывали 304 тысячи болельщиков.
Этому способствовало несколько факторов: в чемпионате лидирует команда Red Bull Racing, которая хоть и базируется в Великобритании, но выступает под австрийским флагом, а Макс Ферстаппен продолжает уверенное движение к третьему титулу.
Выиграв квалификацию в Шпильберге, Макс Ферстаппен завоевал 26-й поул в карьере, сравнявшись по этому показателю с Микой Хаккиненом. Это шестой поул голландца в сезоне и четвертый на австрийской трассе.
Шарль Леклер квалифицировался вторым и в 26-й раз стартовал с первого ряда. По этому показателю он сравнялся с Хуаном-Пабло Монтойя.
Карлос Сайнс показал третье время – первая тройка по итогам квалификации получилась такой же, как в прошлом году.
Погода была переменчивой, но дождь в субботу почти ничего не изменил, а в воскресенье с утра было солнечно.
С первого ряда стартового поля гонку начинали Ферстаппен и Леклер, со второго – Сайнс и Норрис, с третьего – Хэмилтон и Стролл.
Ник де Вриз и Кевин Магнуссен стартовали с пит-лейн за нарушение условий закрытого парка.
В Pirelli привезли на этап самые мягкие составы – С3, С4 и С5 в роли Hard, Medium и Soft. Алонсо, Боттас и Магнуссен выбрали Hard на первый отрезок гонки, остальные стартовали на Medium.
Перед стартом прошла минута молчания в память о погибшем в субботу на трассе в Спа молодом голландском гонщике Дилано ван’т Хоффе (погиб 1 июня во время дождевой гонки в Спа на этапе серии FRECA).
Второй пилот Red Bull (напарник и ближайший соперник Макса в чемпионате) Серхио Перес стартовал только 15-м – во второй части квалификации его круги аннулировали за нарушение границ трассы, а всего за уик-энд стюарды отменили 67 кругов, что не могло не сказаться на расстановке сил.
На старте Ферстаппен сохранил лидерство. Хэмилтон опередил Норриса в борьбе за четвертое место.
Цунода и Боттас не поделили трассу в первом повороте, но продолжили движение. Цунода вылетел в гравий. Выехал автомобиль безопасности – нужно было убрать обломки от машин в первом повороте. Стюарды не стали расследовать этот инцидент.
На 4-м круге объявили рестарт. Первая десятка сохранила позиции.
На 6-м круге дирекция гонки разрешила использовать DRS.
На 14-м круге мотор на машине Хюлкенберга потерял мощность – и он остановил машину на обочине.
Объявили режим виртуального автомобиля безопасности.
Гонка изобиловала черно-белыми флагами за нарушения границ трассы, и забегая вперед отметить, что после гонки Aston Martin опротестовал ее результаты, так как по мнению команды не все гонщики, нарушившие пределы трассы во время гонки, были оштрафованы. Стюарды приняли данный и в FIA изучили более 1200 сообщений о выездах за пределы трассы, в том числе те, о которых не было сообщено стюардам. Результаты гонки были уточнены – восьмерым гонщикам были начислены дополнительные штрафные секунды.
На 25-м круге Ферстаппен заехал на пит-стоп и выпустил вперед Леклера, и смог вернуть себе лидерство только через одиннадцать кругов.
На 37-м круге Перес опередил Алонсо в борьбе за пятое место.
На 43-м круге Хэмилтон отбыл штраф и сменил резину.
На 56-м круге Перес опередил Норриса в борьбе за четвертое место.
На 60-м круге Перес несколько раз атаковал Сайнса, Карлосу долго удавалось отбиваться, но на 62-м Серхио вышел вперед.
На 70-м круге Ферстаппен сменил шины, что было не особенно рискованно, так как запас времени над Леклером позволял Red Bull провести замену резины, практически в медленном темпе – и это позволило ему оставить за собой лучший круг гонки.
Макс Ферстаппен выиграл свой пятый Гран При Австрии, одержав седьмую победу в сезоне и 42-ю в карьере, опередив по этому показатель Айртона Сенну. Теперь он на пятом месте в общем рейтинге, следующий ориентир – Ален Прост с 51 победой. Однако, с потерей лидерства на 25-м круге прервалась серия Макса из 248 кругов лидирования подряд – он на третьем месте в рейтинге по этому показателю, уступая только Сенне (264 круга лидирования подряд в 1988-м) и Аскари (305 кругов лидирования подряд в 1952-м).
Red Bull Racing стала четвертой командой в истории, одержавшей десять побед подряд.
Лучший круг Ферстаппена в Австрии стал 25-м в его карьере и 90-м в истории команды.
Шарль Леклер финишировал вторым (лучший результат Ferrari в этом сезоне), заработал для Ferrari 800-й подиум в истории команды.
Серхио Перес, отыграв по ходу гонки 12 позиций, поднялся на третью ступеньку, впервые за карьеру в Шпильберге.
Макс провел гонку в подлинно чемпионском стиле, на домашней для Red Bull трассе ему не было равных, поэтому та часть публики, которая поддерживала именно его, осталась вполне довольна.
Болельщики других гонщиков и других команд, вероятно, рады несколько меньше, хотя 2-е место, занятое Шарлем Леклером, подтверждает постепенный прогресс Ferrari, а это наверняка поднимает настроение тифози. Но в целом в эти несколько дней на Red Bull Ring проходил по-настоящему масштабный праздник автоспорта, программа которого не ограничивалась только Гран При Формулы-1.
На автодроме были организовано множество различных развлечений, выступали диджеи, играли группы, исполнявшие музыку разных стилей, в небе над автодром свое искусство демонстрировали авиаторы пилотажной группы Flying Bulls, а одним из ярких событий также стал парад исторических спортпрототипов класса Can-Am.
Эти впечатляющие машины с могучими моторами V8 были построены силами McLaren, Lola и BRM более 50 лет назад, когда эта гоночная серия была на пике популярности, и сейчас на австрийскую трассу их вывели ветераны автоспорта Хельмут Марко, Дэвид Култхард, Йос Ферстаппен, Марк Уэббер и Александер Вурц.
С таким уровнем посещаемости Гран При Австрии, наверняка, станет самым ярким и крупным событием спортивного сезона в этой стране, причем, продажи билетов на Гран При Австрии 2024 года уже начались.
На следующей неделе борьба продолжится в легендарном Сильверстоуне.
P.S. Хотя чемпионство Ферстаппена и Red Bull уже практически нерушимо, но остается борьба позади, где прибавившая Ferrari вполне еще может побороться с Мерседесом и Астон Мартином в Кубке конструкторов, а Переса могут догнать и другие пилоты.