Макс Ферстаппен улучшил рекорд по победам на Гран При Мексики
30 октября 2023
Макс Ферстаппен побил собственный рекорд по победам в сезоне и сравнялся с Аленом Простом по количеству побед
Александр Климнов, фото f1news.ru
В 2015-м, после 23-летнего перерыва, мексиканский этап третий раз вернулся в календарь чемпионата мира. Возвращение получилось триумфальным – с переполненными трибунами и невероятной атмосферой, которая с тех пор остаётся неизменной. Масштабная реконструкция автодрома имени братьев Родригес, принявшего первый официальный Гран При в 1963-м, сохранила большую часть конфигурации исторической трассы, которая теперь соответствует самым современным стандартам.
Напомним, что переговоры о возвращении мексиканского этапа начались в 2012-м, когда Берни Экклстоун и Карлос Слим-младший, сын известного телекоммуникационного магната, согласовали условия пятилетнего контракта. Слим выступил финансовым гарантом проекта, получившего государственную поддержку. В январе 2013-го была представлена программа реконструкции, а 4 октября 2015-го грандиозный современный спортивный комплекс был официально открыт.
Четыре года с тех пор промоутеры этапа получали от FIA приз за «Лучший Гран При», за это время этап посетили более 1,3 млн зрителей.
Подписанный с Экклстоуном пятилетний контракт заканчивался в сезоне 2019 года, долго не удавалось найти денег на его продление, но в итоге этап поддержали городские власти и теперь он называется Гран При Мехико.
Гран При Мехико – второй этап американской серии из трех гонок подряд. Гоночный уик-энд, на этот раз обошелся без субботнего спринта, так что команды смогли поработать с новинками, пусть и в уникальных условиях высокогорья.
В Liberty Media продолжают экспериментировать с расписанием уик-эндов, в этом году в Мехико оно было сдвинуто вперед. Самими поздними сессиями сезона стали спринт в Остине и вторая тренировка в Мехико с началом в час ночи.
Важная особенность автодрома имени братьев Родригес – большая высота над уровнем моря. И если на эффективность гибридных силовых установок высота в 2285 метров почти никак не повлияет, то аэродинамика меняется весьма радикально.
Команды настроили машины на максимальный уровень прижимной силы – преимущество полули те, у кого аэродинамика более эффективна, но и у них в разреженном воздухе фактическая прижимная сила оказалась меньше, чем в Монце. Машины вели себя нервно на торможении, гонка на мексиканской трассе – отличная проверка мастерства гонщиков. На мексиканской трассе сложно обгонять, многое зависит от стартовой позиции, хорошего старта и оптимальной стратегии.
Все 400 тысяч зрителей в Мехико болели за Серхио Переса. Уже в Остине трибуны скандировали его имя и освистали Ферстаппена на подиуме, а на этой неделе обстановка была еще более напряженной. Особенно после реплики консультанта Red Bull Хельмута Марко о том, что «из-за южноамериканских корней Серхио не так сосредоточен на работе, как Ферстаппен и Феттель». Это вызвало столь резкую критику, что Марко пришлось извиняться. Болельщики Переса помнят прошлогодний Гран При Сан-Паулу, где Переса попросили пропустить Ферстаппена, чтобы тот попытался опередить Алонсо, пообещав вернуть позицию, если обгон не удастся. Обогнать испанца Макс не смог, а позицию возвращать отказался, попросив больше не обращаться к нему с такими просьбами.
С тех пор напарники по Red Bull Racing общаются только на публике. Для команды лучший способ успокоить ситуацию – дать Пересу возможность выиграть домашнюю гонку, что после дисквалификации Хэмилтона в Остине практически гарантирует ему звание вице-чемпиона по итогам сезона. Но вряд ли Ферстаппен согласился бы отдать очередную победу, хотя его турнирные задачи в этом году давно решены.
КВАЛИФИКАЦИЯ
В пятницу и утром в субботу протокол возглавил Ферстаппен, но в квалификации быстрее оказались гонщики Ferrari – Шарль Леклер завоевал поул – четвертый в сезоне и 22-й в карьере, сравнявшись по этому показателю с Фернандо Алонсо.
Карлос Сайнс квалифицировался вторым – впервые с прошлогоднего Гран При Монако гонщики заняли весь первый ряд стартового поля. Для пары Леклер - Сайнс это третий весь первый ряд, причем всегда в таком порядке. В 12-й раз в сезоне Леклер опередил Сайнса в квалификации.
Со второго стартовали Ферстаппен и Риккардо, с третьего – Перес и Хэмилтон.
Четвертое место Даниэля Риккардо – лучший результат AlphaTauri после Катара’21. До этого лучшим результатом команды в этом сезоне было восьмое место Юки Цуноды в Баку.
Серхио Перес квалифицировался пятым, что стало его худшим результатом в Мексике с 2019 года.
Льюис Хэмилтон показал шестое время, впервые квалифицировавшись в Мексике ниже третьего места.
Лэнс Стролл начинал гонку с пит-лейн после того, как команда нарушила условия закрытого парка.
В Pirelli привезли на этап «мягкую» тройку составов – С3, С4 и С5 с маркировкой Hard, Medium и Soft. В гонке Элбон и Окон стартовали на Hard, Норрис на Soft, остальные на Medium.
ГОНКА
На старте Леклер не сразу тронулся с места, Ферстаппен атаковал и вышел вперед, а Шарль столкнулся с Пересом.
Серхио откатился назад со сломанным передним антикрылом и свернул в боксы, где сошел с дистанции.
На 5-м круге дирекция гонки ненадолго объявила режим виртуального автомобиля безопасности, чтобы убрать обломки.
Хэмилтон долго прессинговал Риккардо в борьбе за четвертое место, но и трех зон DRS в Мехико недостаточно для атаки.
На 11-м круге Хэмилтон обогнал Риккардо, поднявшись на 4-е место.
На 20-м круге Ферстаппен сменил резину. Вернувшись на трассу, Макс отыгрывал позицию за позицией, имея преимущество в 1-2 секунды на круге.
На 29-м круге Ферстаппен обогнал Сайнса в борьбе за второе место.
На 33-м круге Магнуссен разбил машину в восьмом повороте после внезапной поломки подвески. Тормоза загорелись. Выехал автомобиль безопасности. Ферстаппен, Норрис, Элбон сменили резину. Гонку остановили красными флагами.
После схода Переса и красных флагов болельщики начали покидать трибуны.
Пауза продолжалась 22 минуты, потом гонщики продолжили борьбу, сменив шины и стартовав с места.
Вторую половину гонки Хэмилтон, Пиастри, Расселл, Хюлкенберг, Норрис, Элбон, Окон и Сарджент начинали на Medium, остальные выбрали Hard.
На рестарте Ферстаппен сохранил лидерство.
На 40-м круге Хэмилтон опередил Леклера в борьбе за второе место.
На 48-м круге Алонсо остановил машину в боксах и сошел с дистанции.
На 49-м круге Пиастри и Цунода допустили контакт в борьбе за позицию. Юки развернуло, но он продолжил движение.
На 56-м круге Пиастри попросили пропустить напарника – и он уступил позицию Норрису, чтобы тот попытался опередить Риккардо в борьбе за шестое место.
На 66-м круге между Боттасом и Строллом произошел контракт, Лэнса развернуло, он свернул в боксы и сошел с дистанции.
На последнем круге Хэмилтон оставил за собой лучший круг гонки.
Макс Ферстаппен выиграл Гран При Мехико, одержав 51-ю победу в карьере и 16-ю в сезоне– это новый абсолютный рекорд по числу побед в году.
Ферстаппен превзошел рубеж 2500 очков за карьеру, по этому показателю он уступает только Феттелю (3098 очков) и Хэмилтону (4625,5 очков).
Макс также вышел на пятое место в истории по числу кругов лидирования (2709), опередив Алена Проста (2683). Следующий ориентир – Айртон Сенна (2931 круг лидирования). Лидер поэтому показателю – Льюис Хэмилтон (5455 кругов).
Представитель Pirelli Марио Изола так прокомментировал гонку Ферстаппена: «Во время гонки Формулы 1 в Мехико на трассе всегда потрясающая атмосфера. Так было и сегодня, даже несмотря на преждевременный сход любимца местной публики Серхио Переса. Если говорить о шинах, то мы увидели, как улучшение состояния трассы и более высокая температура привели к тому, что наиболее эффективным оказался состав С4. Это было особенно хорошо видно после рестарта, когда гонщики, сделавшие выбор в пользу Medium, смогли атаковать, а эффективность шин не падала до последнего круга, как это было у Льюиса Хэмилтона и Ландо Норриса. Превосходство Макса Ферстаппена означало, что он может выбирать любую стратегию пит-стопов, а появление автомобиля безопасности помогло ему провести второй пит-стоп без потери позиции, учитывая, что его соперники перед этим провели свои запланированные остановки. Как это часто бывает с гонщиком, который находится в отличной форме, ему сопутствует удача».
Льюис Хэмилтон, финишировал вторым шестой раз в сезоне и 197-й за карьеру поднявшись на подиум. Британец в 65-й раз оставил за собой лучший круг гонки.
Британец сократил отставание от Переса в борьбе за второе место в личном зачете.
Шарль Леклер финишировал третьим, в четвертый раз за сезон поднявшись на подиум, причем, впервые по ходу уик-энда без субботнего спринта. Это был 100 Гран При Леклера в составе Ferrari.
Стартовав 17-м, Ландо Норрис финишировал пятым, отыграв наибольшее число позиций в своей карьере.
Седьмое место Даниэля Риккардо – лучший результат AlphaTauri в сезоне 2023 года.
На следующей неделе борьба продолжится в Бразилии.
P.S. Серхио Перес так прокомментировал свою неудачу: «Если честно, я был бы расстроен, если бы сегодня поднялся на подиум, но при этом не использовал шанс выйти в лидеры, поэтому я должен был попытаться. Я попытался, но не ожидал, что Шарль будет так действовать, он же был посередине, и у него было меньше пространства для маневра, и он не мог тормозить так же поздно, как мы с Максом. Я думаю, что на трассе просто не было места для трех машин, это был в чистом виде гоночный инцидент. С одной стороны, мне очень грустно, что все закончилось вот так, с другой, я очень горжусь собой, потому что сделал все, что мог. И очень горжусь моей командой. Сегодня, пожалуй, мне удался лучший старт за весь сезон, и я просто должен был попытаться этим воспользоваться. Темп у нас есть, и я не сомневаюсь, что будут и результаты. По этому поводу я не тревожусь...».
Вот так вот – «сделал все что мог», а ведь давным-давно известно, что гонка в первом повороте не выигрывается, так что думается, что столь самонадеянная попытка обгона (хотя бы и на глазах местной торсиды) может стоить Пересу и вице-чемпионского титула, и в этом случае также и места в команде Red Bull на следующий год...