На Гран-При Австрии Шарль Леклер победил Макса Ферстаппена чудом
11 июля 2022
Лидировавший на протяжении всего гоночного уик-энда в Шпильберге Макс Ферстаппен так и не смог победить
Александр Климнов, фото f1news.ru
Два предыдущих года трасса в Шпильберге из-за пандемии принимала сдвоенные этапы, а в этом году на Red Bull Ring, прошла только одна гонка, но в формате с субботним спринтом.
Гран При Австрии завершил первую половину сезона 2022 года. Гонка на трассе в Шпильберге стала 11-м этапом за семнадцать недель. После нее останется еще 11 этапов в течение девятнадцати недель, включая четыре недели обязательного летнего перерыва.
Конфигурация трассы соответствует той, что использовалась в 2003-м, но приведена в соответствие с современными стандартами – расширены зоны безопасности, отдельные участки оборудованы барьерами TecPro, построены новый пресс-центр и другие сооружения. Расположенная в очень живописном месте трасса старой школы приобрела новый облик.
Изменились названия большинства поворотов, носивших имена гонщиков. Остался поворот Йохена Риндта, а в 2019-м вновь появился поворот Ники Лауды – так назвали первый поворот трассы.
Круг на австрийской трассе достаточно короткий – короче в нынешней Формуле-1 только в Монако, Сан-Паулу, Зандфорте и Мехико, поэтому и результаты в Шпильберге традиционно плотные.
Трасса в Шпильберге – самая короткая с точки зрения времени на круге. Сейчас рекорд принадлежит Валттери Боттасу, который за рулем Mercedes в 2020-м проехал его за 1:02.939.
В Шпильберге всего десять поворотов – меньше, чем на любой другой трассе Формулы-1, но фактически их еще меньше. Второй, пятый и восьмой повороты проходятся с полностью нажатой педалью газа и не могут считаться полноценными поворотами. Длинная прямая на первом секторе позволяет атаковать на торможении, но австрийская трасса – не самая легкая для борьбы за позицию.
Трасса в Шпильберге очень требовательна к управляемости – машина должна быть максимально послушной, обеспечивать хорошее механическое сцепление на низких скоростях (повороты 1, 3 и 4) и иметь высокую эффективность в скоростных 6-7 и 9-10 поворотах. Инженерам придется искать традиционный компромисс между прижимной силой и скоростью.
Перепад высот в 69 метров между самой низкой точкой – старт-финишной прямой, и самой высокой – третьим поворотом – один из самых больших в сезоне. Как и Интерлагос, трасса в Шпильберге находится на приличной высоте над уровнем моря – около 640 метров, так что турбина будет раскручиваться до больших оборотов, чтобы компенсировать меньшее давление воздуха.
На трассе три точки серьезного торможения – перед 1, 3 и 4 поворотами. На коротком круге тормоза не успевают остыть, что усиливает их износ. Команды вынуждены использовать максимальную конфигурацию системы охлаждения тормозов, из-за чего передние шины плохо прогреваются – и на коротком круге их сложно подготовить в началу быстрого круга в квалификации.
Из-за четырех прямых педаль газа полностью нажата на протяжении большей части круга, но из-за небольшого числа серьезных торможений добиться эффективной рекуперации энергии с помощью MGU-K очень непросто.
Трасса Red Bull Ring известна высокими поребриками – в первом, шестом и седьмом поворотах нагрузка на подвеску особенно велика.
Так, что вторая половина сезона будет еще плотнее и должна также получиться интересной, хотя судьба титула вполне может решиться и досрочно.
В условиях ограниченного бюджета большинстве команд предпочитают как можно ранее переключиться на создание машины следующего года, и хотя формально регламент почти не изменится, расстановка сил в 2023-м окажется совсем иной. Как и календарь, созданный по региональному принципу.
Макс Ферстаппен приехал на домашнюю для команды трассу лидером чемпионата с преимуществом в 34 очка над напарником и в 43 очка над ближайшим соперником из другой команды – Шарлем Леклером.
На трибунах оранжевых от голландских болельщиков (и от оранжевой дымовой завесы устроенной ими) не было свободных мест, в результате был поставлен новый рекорд Шпильберга – 303 тысячи зрителей за уик-энд, из которых около 55 тысяч купили билеты через фан-клуб Макса Ферстаппена.
Болельщики ждали от Ферстаппена только побед – и до воскресенья он словно не замечал соперников. Макс показал лучшее время в пятничной тренировке, завоевал поул с преимуществом в 0,026 секунды в квалификации и без проблем выиграл субботний спринт.
Так, квалификация получилась интересной. Оба гонщика Mercedes разбили машины, Хэмилтону даже пришлось заменить шасси. Необычная ситуация получилась с Серхио Пересом. Во второй сессии он выехал за пределы трассы в восьмом повороте, но круг сразу не аннулировали – и Серхио прошел в финал квалификации. Вечером стюарды все же аннулировали не только тот круг во второй сессии, где мексиканец оказался за пределами трассы, но и все его круги в финале квалификации, так что в спринте Серхио стартовал только 13-м.
Перед стартом спринта машина Алонсо полностью отключилась, так что механики не стали снимать ее с подъемников и убирать термочехлы. Испанца откатили в боксы, где оживить его машину так и не удалось и в результате Алонсо стал главным неудачником спринта, впрочем, к старту основной гонки, которую испанец начинал последним, в Alpine заменили всю проводку, электронику и двигатель.
В конце формировочного круга остановилась также машина Чжоу – заглох двигатель. Дирекция гонки объявила дополнительный формировочный круг, Гуаньюй смог запустить двигатель – и стартовал с пит-лейн.
По итогам спринта расстановка сил почти не изменилась. Серхио Перес смог отыграться после необычного штрафа. Боттас начинал гонку с пит-лейн после смены силовой установки и нарушения условий закрытого парка.
В ночь на воскресенье и утром шел дождь, но к старту Гран При Австрии асфальт полностью высох.
В Pirelli привезли на этап самые мягкие составы – С3, С4 и С5 в роли Hard, Medium и Soft. Чжоу, Цунода, Феттель и Алонсо выбрали Hard на первый отрезок гонки, остальные стартовали на Medium.
С первого ряда стартового гонку начинали Ферстаппен и Леклер, со второго – Сайнс и Расселл, с третьего – Перес и Окон.
На старте Ферстаппен сохранил лидерство. Расселл атаковал Сайнса, потом оборонялся от Переса – машины столкнулись, и Серхио вылетел в гравий и отправился в боксы, сменив шины. Расселл получил пятисекундный штраф.
Максу не удалось оторваться так быстро, как накануне, они с Леклером обменивались лучшими кругами, интервал не превышал секунды.
На 10-м круге Леклер атаковал Ферстаппена в борьбе за лидерство, но Макс остался впереди.
На 12-м круге Леклер обогнал Ферстаппена на торможении в четвертом повороте, возглавив гонку.
На 13-м круге Ферстаппен сменил резину и вернулся на трассу только восьмым.
На 26-м круге Шумахер обогнал Алонсо. Перес остановил машину в боксах и сошел с дистанции.
На 27-м круге лидировавший в гонке Леклер сменил резину, вернувшись на трассу третьим, в семи секундах за Ферстаппеном. Цунода провел пит-стоп. Норрис обогнал Алонсо.
На 28-м круге Сайнс сменил резину, вернувшись на трассу четвертым. Ферстаппен возглавил гонку.
На 29-м круге Хэмилтон провел пит-стоп – произошла заминка при креплении переднего правого колеса, на 30-м – Стролл. Вернувшись на трассу, Хэмилтон обогнал Окона в борьбе за четвертое место.
Гасли и Норрис получили пятисекундные штрафы за неоднократное нарушение границ трассы.
Леклер постепенно сократил отставание от Ферстаппена и на 32-м круге вышел вперед, возглавив гонку – и сразу оторвался.
На 36-м круге Сайнс догнал Ферстаппена и собирался атаковать, но Макс свернул в боксы, сменив резину – и вернулся третьим, в 25 секундах за Леклером.
На 40-м круге в борьбе с Гасли Феттель вылетел в гравий в четвертом повороте, но смог продолжить движение. Гасли наказали пятисекундным штрафом.
На 50-м круге Леклер и Стролл провели пит-стоп. Шарль вернулся на трассу третьим, в трех секундах за Ферстаппеном. На 51-м круге Сайнс получил свежие шины. Ферстаппен возглавил гонку.
На 53-м круге Леклер обогнал Ферстаппена, возглавив гонку – и сразу оторвался.
На 57-м круге Сайнс догнал и собирался атаковать Ферстаппена, когда машина резко потеряла скорость. Карлос съехал на обочину, машина загорелась и покатилась назад, но подоспели пожарные.
Дирекция гонки объявила режим виртуального автомобиля безопасности.
Леклер, Ферстаппен и Алонсо свернули в боксы, сменив шины, но на 59-м круге Алонсо вновь свернул в боксы, так как с прошлым комплектом возникла вибрация.
На 60-м круге объявили рестарт. Леклер лидировал с преимуществом в четыре секунды над Ферстаппеном, но Макс взвинтил темп и медленно приближался – в ответ и Шарль атаковал. До финиша оставалось десять кругов. После гонки Леклер объяснил, что в его машине под конец начала западать педаль газа и просто чудо, что ему удалось финишировать лидером – если бы гонка продолжилась еще хотя бы пару кругом, сдержать Ферстаппена ему бы не удалось.
Шарль Леклер выиграл Гран При Австрии, одержав третью победу в сезоне и пятую в карьере – и опередил Серхио Переса в личном зачете, поднявшись на второе место.
Макс Ферстаппен финишировал вторым, оставив за собой лучший круг гонки. Льюис Хэмилтон поднялся на третью ступеньку подиума.
Второй раз в сезоне Haas F1 заработала очки двумя машинами, добившись лучшего результата в 2022-м и опередив AlphaTauri в Кубке конструкторов.
Ну а погоревший Сайнс мог только недоумевать: «Не было никаких признаков того, что с двигателем проблема – все произошло внезапно. У меня сейчас просто нет слов – я потерял много очков, мы с командой могли добиться отличного результата – мы легко могли завоевать победный дубль.
Машина сильно горела, так что повреждения серьезные. Не лучшая ситуация – необходимо разобраться в причинах произошедшего. Сегодня у нас был темп, шины практически не изнашивались – мы были быстры. Мне ничего не остается, кроме как принять такой результат и перевернуть страницу.
Мы могли отыграть много очков у Макса и Red Bull, поэтому тяжело смириться со сходом. Но мы перевернем страницу и продолжим атаковать – впереди еще много гонок».
Через две недели борьба продолжится во Франции.
P.S. Ничто не предвещало фиаско Макса Ферстаппена, но победить в Шпильберге в пятый раз он так и не смог, хотя и отстал на финише минимально, и как было сказано выше, ему не хватило до победы буквально пары кругов. Но это значит и то что борьба в личном зачете продолжается, хотя и Скудерии надо еще активнее работать над надежностью их машин, если они хотят за Чемпионат зацепиться.