На Гран При Бразилии Ферспаппен продолжил устанавливать рекорды, а Шарль Леклер сошел еще до старта
6 ноября 2023
В финале драматичной гонки в Интерлагосе Алонсо опередил Переса, который укрепил свою позицию в борьбе за вице-чемпионский титул
Александр Климнов, фото f1news.ru
Автодром имени Жозе Карлуса Пасе в Сан-Паулу, на юго-востоке Бразилии, традиционно хвалят перед гонкой и ругают после нее. Трасса позволяет обгонять, на ней есть несколько интересных участков, но после финиша вспоминают о кочковатом асфальте, непривычном движении против часовой стрелки, а и разгул местной преступности добавляет колорита, так всем памятно вооруженное нападение на Дженсона Баттона в 2010-м – с тех пор команды не рекомендуют персоналу появляться вдали от публичных мест без сопровождения. Многие европейские журналисты и фотографы на этот этап даже просто не ездят, опасаясь за свою безопасность.
Автодром построили на частные средства и открыли для гонок в 1940 году, через десять лет он поступил в муниципальную собственность – за символическую плату комитет по празднованию столетия города выкупил его у прежних владельцев. В 1972 году в Интерлагосе впервые прошла гонка Формулы-1, а в 1990-м Гран При Бразилии получил постоянную прописку в Сан-Паулу.
Трассу часто называют Интерлагос, хотя официально автодром носит имя Жозе Карлуса Пасе, погибшего в авиакатастрофе в 1977-м – бронзовый памятник гонщику установлен неподалеку от главного входа. Интерлагос – термин географический, автодром расположен между двумя водохранилищами, обеспечивающими Сан-Паулу водой и электроэнергией.
К гонке 2014 года был уложен новый асфальт, к этапу в 2015-м расширен падок и построен большой офисный комплекс, в 2017-м году программу модернизации, стоимостью около $60 млн, удалось завершить.
Контракт на проведение Гран При Бразилии закончился в 2020-м. Были разговоры о переносе этапа из Интерлагоса на новый автодром в Рио-де-Жанейро, который только предстояло построить, но власти региона закрыли этот проект. Формально – из-за протестов экологов, а фактически – из-за отсутствия гарантий со стороны Формулы 1, под которые можно было бы привлечь инвестиции.
В 2020-м этап не состоялся из-за пандемии, но в ноябре объявили о подписании нового пятилетнего контракта на проведение Гран При Сан-Паулу. Этап сменил национальный статус на географический и получил нового промоутера – организацией занимается компания Brasil Motorsport, принадлежащая инвесторам фонда Mubadala из Абу-Даби. За проведение Гран При Сан-Паулу теперь отвечает Алан Адлер – специалист с большим опытом в сфере спорта и развлечений.
Техничная бразильская трасса – одна из самых коротких в календаре, но весьма непростая. Извилистый средний сектор, требовательный к прижимной силе, разбивает два скоростных участка, где нужно минимальное лобовое сопротивление – при настройке машин приходится искать компромисс, но поскольку лучшее место для обгонов – торможение в конце длинной прямой, инженеры делают акцент на скорости.
Трасса находится на возвышенности – более 750 метров над уровнем моря, но после этапа в Мексике у команд с этим проблем не возникло. Погода в Сан-Паулу непредсказуема и переменчива, часто она становится ключевым фактором уик-энда.
КВАЛИФИКАЦИЯ
Уик-энд в Сан-Паулу был шестым и последним в 2023-м в формате с субботним спринтом. В пятничной тренировке лучшее время показал Сайнс, квалификацию выиграл Макс Ферстаппен, завоевав 31-й поул в карьере, а его 11-й поул в сезоне – это новый рекорд.
Шарль Леклер квалифицировался вторым, показав свой самый высокий результат в Интерлагосе: его предыдущий рекорд – пятое место в прошлом году.
Лэнс Стролл оказался третьим, четвертый раз за карьеру попав в тройку лучших. Третий раз в сезоне, после Испании и Австрии, он опередил Фернандо Алонсо.
Четвертое место Фернандо Алонсо – его лучший результат в Интерлагосе с начала эры гибридных турбомоторов.
Льюис Хэмилтон показал пятое время, 11-й раз в этом сезоне опередив Джорджа Расселла.
Серхио Перес квалифицировался девятым, за последние 15 гонок у него только один старт в четверке лучших.
Впервые с 2014 года оба гонщика McLaren стартовали в первой десятке.
В субботу в Spriте Shootout лучшее время показал Норрис, а спринт вновь выиграл Ферстаппен. Все жаловались на высокий износ шин, но расстановка сил была примерно ясна.
В воскресенье было так же жарко, как накануне. Температура асфальта превышала 50°С, а свежих комплектов шин осталось мало – и фактор Pirelli вновь вышел на первое место.
С первого ряда стартового поля гонку начинали Ферстаппен и Леклер, со второго Стролл и Алонсо, с третьего – Хэмилтон и Норрис. Трое гонщиков – Расселл, Окон и Гасли, потеряли по две позиции за нарушение инструкций директора гонки – они ехали слишком медленно, пытаясь отстать от следующей машины, чтобы потом свободно атаковать.
В Pirelli привезли на этап «среднюю» тройку составов – С2, С3 и C4 в роли Hard, Medium и Soft. В гонке Сарджент стартовал на Medium, остальные выбрали Soft.
Шарль Леклер разбил машину уже на прогревочном круге! В Ferrari схватились за голову, гонщик пожаловался на проблемы с гидравликой. Удар был сильным, монегаск выехал в зону безопасности.
На старте Ферстаппен сохранил лидерство. Норрис поднялся на второе место, Хэмилтон на третье, но позади Элбон и Хюлкенберг коснулись перед первым поворотом, Нико оказался зажат между Алексом и Магнуссеном, потом Элбон задел машину Магнуссена. Досталось еще и Пиастри с Риккардо – в его машину врезалась оторвавшаяся шина.
Магнуссен и Элбон сошли.
Выехал автомобиль безопасности. Риккардо и Пиастри вернулись в боксы для ремонта – и в FIA информировали их о том, что после вмешательства, если они будут готовы к продолжению гонки, то должны стартовать с пит-лейн.
Первая десятка на 2-м круге: Ферстаппен - Норрис - Хэмилтон - Алонсо - Стролл - Расселл - Перес - Сайнс - Окон - Цунода.
Дирекция гонки вывесила красные флаги, чтобы привести трассу в порядок. Гонщики вернулись на пит-лейн.
Пауза продолжалась 25 минут, потом объявили рестарт с места. Пиастри и Риккардо выехали на трассу, потом вернулись на пит-лейн, чтобы стартовать оттуда. Пиастри выбрал Medium, остальные стартовали на Soft – в большинстве своем на прикатанных комплектах.
На рестарте Ферстаппен сохранил лидерство. Хэмилтон атаковал Норриса и вышел вперед, но в итоге потерял две позиции, пропустив еще и Алонсо. Перес и Расселл обогнали Стролла. Гасли и Окон опередили Цуноду.
Первая десятка на 5-м круге: Ферстаппен - Норрис - Алонсо - Хэмилтон - Расселл - Перес - Стролл - Сайнс - Гасли - Окон.
Норрис атаковал Ферстаппена, но Макс остался впереди и смог оторваться.
На 14-м круге Перес опередил Расселла в борьбе за пятое место.
На 18-м круге Перес опередил Хэмилтона в борьбе за четвертое место.
На 23-м круге Чжоу сошел с дистанции, остановив машину в боксах. Перес опередил Хэмилтона в борьбе за седьмое место и сразу оторвался – разница в скорости машин была велика.
На 37-м круге Сайнс проехал мимо Хэмилтона – шины на машине британца потеряли эффективность.
На 40-м круге Боттас остановил машину в боксах и сошел с дистанции.
На 50-м круге Окона попросили пропустить Гасли, Пьер вышел вперед и обогнал Хэмилтона.
На 58-м Расселл остановил машину в боксах и сошел с дистанции из-за перегрева.
Перес долго прессинговал Алонсо в борьбе за третье место и на 70-м круге смог опередить испанца, но борьба продолжалась до последних метров и в итоге Фернандо смог отыграться – их разделили 53 тысячных.
Макс Ферстаппен выиграл Гран При Сан-Паулу, одержав 52-ю победу в карьере и 17-ю в сезоне, установив новый рекорд по числу побед в одном сезоне, опередив по этому показателю Алена Проста. Теперь Макс занимает четвертую строчку в рейтинге, уступая лишь Хэмилтону (103 победы), Шумахеру (91 победа) и Феттелю (53 победы).
В Red Bull повторили рекорд Mercedes 2016 года, выиграв 19 Гран При в одном сезоне, и превзошли рекорд Mercedes того же года по числу пройденных кругов за сезон (1060 против 1055).
Вторым финишировал Ландо Норрис, в 13-й раз за карьеру поднявшийся на подиум и сравнявшийся по этому показателю с Ником Хайдфельдом, Дидье Пирони, Жилем Вильневом, Франсуа Севером и Йохеном Риндтом.
Победа в Сан-Паулу стала 300-й в истории Pirelli, причем первая была одержана в первом Гран При в истории Формулы-1, в Сильверстоуне в 1950-м.
Финишировав третьим (что прервало череду неудач испанца), Фернандо Алонсо сравнялся с Аленом Простом по числу подиумов (106).
Четвертое место Серхио Переса увеличило его отрыв от Льюиса Хэмилтона в борьбе за вице-чемпионский второе место в личном зачете, которое он может досрочно завоевать уже на следующем этапе в Лас-Вегасе.
Восьмое место Льюиса Хэмилтона – его худший результат в Интерлагосе после перехода на гибридные турбомоторы.
Через две недели борьба продолжится в Лас-Вегасе, а еще через неделю сезон 2023 года закончится в Абу-Даби на трассе Яс-Марина.
P.S. Неудача Шарля Леклера бъет прежде всего по нему самому (так как команда Ferrari благодаря Сайнсу даже смогла на пару очков оторваться от Mercedes, которая фактически подставила Хэмилтона), так как думается, что в следующем сезоне мы монегаска в Маранелло уже не увидим, хотя итальянские болельщики и пресса относятся к нему достаточно сочувственно. Ну а Серхио Перес, в принципе, при некотором везении сможет оформить свое вице-чемпионство уже в Лас-Вегасе.