Ниссан предложил систему полного привода e-4orce для Формулы Е и даже лунохода
3 декабря 2021
Электропривод кроссовера Nissan Ariya применят в гонках и даже на Луне
Александр Климнов, фото производителя
В конце ноября компания Nissan обнародовала новый стратегический план Ambition 2030 (дочерний бренд Infiniti так же параллельно представил свой миниплан с тремя концептами BEV – авт.), согласно которому в серию пойдут 15 новых BEV и восемь PHEV. Реально же «электричек» будет предложено еще больше, так как японцы планируют использовать свои силовые установки с системой управления e-4orce (разработанную для электрокроссовера Ariya) не только на легковых автомобилях, но также в автоспорте и даже на… Луне.
Так японский автопроизводитель представил на виртуальной выставке Nissan Futures (продлится до 27 декабря) концепт нового болида для заводской команды Nissan e.dams в Формуле Е и...
луноход, разработанный совместно с JAXA – японским аналогом нашего Роскосмоса.
Гоночный монопост Nissan Ariya Single Seater предстал в статусе концепт-кара, а о его технической начинке пока ничего конкретного не сообщается, так что родство с дорожным электрокроссовером Ariya сводится к названию и некоторым элементам в дизайне. Впрочем, FIA всего несколько дней назад презентовала концепцию нового технического регламента для «электроформулы» на сезон 2023 года, так что трансфер технологий Nissan от легковых BEV к гоночным электроболидам может стать шире, чем намечалось.
Главное – новая Formula E станет уже полноприводной, тогда как действующий регламент предусматривает только один мотор с приводом на задние колеса. При этом шасси, аккумуляторная батарея и шины у всех команд одинаковые, тогда как мотор-генератор – собственной разработки. В будущем же регламенте степень унификации сохранится практически прежней, а поставщиком шасси останется французская компания SRT (Spark Racing Technology). Батареи вместо компании McLaren будет предоставлять Williams Advanced Engineering, но аккумулятор должен будет облегчен на 26% и весить не более 284 кг, хотя во время гонки будет по-прежнему разрешена быстрая подзарядка.
Так, вот мотор-генераторы появятся на обеих осях – передний, унифицированный (производства SRT) мощностью 250 кВт (340 л.с.) и задний, собственной разработки – 350-киловаттный (476 л.с.).
Наверняка Nissan сможет применить в новом электроболиде свои наработки по управлению электрическим полным приводом, как на кроссовере Ariya с системой e-4orce. Данная система регулирует и мощность по осям, и силу торможения, добиваясь наиболее стабильного и надежного движения в разных дорожных условиях. У серийногоAriya имеются как переднеприводные версии (мощностью от 160 до 178 кВт), так и полноприводные с двумя электромоторами суммарной мощностью от 205 до 290 кВт.
Кстати, полный привод на новой Formula E привел и к отказу от задних механических тормозов – так, согласно регламенту 2023 года традиционные тормозные механизмы останутся только спереди, а замедление задних колес будет обеспечивать исключительно рекуперативный режим мотор-генератора.
Новые болиды поступят командам для проведения тестов уже весной, хотя весь гоночный сезон 2022 года Formula E проведет на электромобилях старого образца. Команда Nissan e.dams на болидах текущей конфигурации выступает неудачно. Так, в завершившемся этим летом сезоне они заняли лишь 10-е место среди 12 команд, хотя прежде были вице-чемпионами как в личном (17 побед и 39 подиумов в 84 гонках), так и в командном зачетах. Предполагается, что новейшая гоночная Ariya поможет исправить эту ситуацию.
Ну а луноход Nissan попадет на спутник Земли не ранее 2024 года. Он также снабжен полным приводом, но не с двумя, а с четырьмя мотор-колесами.
Данное транспортное средство может быть включено в лунный проект Artemis, патронируемый США, к которому JAXA присоединилась в конце 2019 года. Первая высадка на Луну была намечена на 2024 год, а роль Японии в проекте заключалась как раз в разработке лунного транспорта, который сможет надежно передвигаться по сложной поверхности нашего естесвенного спутника.
Ранее в 2019 году, JAXA планировала разработать луноход в кооперации с компанией Toyota Motor и даже опубликовала эскиз 6-колесного обитаемого водородного транспортера, который, был назван Lunar Cruiser. Но в 2020 году к разработкам JAXA был привлечен также и Nissan, и в конце концов беспилотный четырехколесный «ровер» будет выпустит именно эта компания, а его полный привод будет аналогичен системе e-4orce на кроссовере Ariya.
Кстати, рыночный дебют Nissan Ariya вновь сдвинут – выход на рынок перенесен на будущее лето, т.е. состоится через два года после дебюта модели! Причины: панедмия COVID-19 и дефицит микрочипов.
P.S. Вполне возможно, что система e-4orce, которая, хотя и ни разу не мотор-колесо, но при наличии четырех индивидуальных электромоторов (по одному на колесе) вполне может произвести революцию не только среди болидов и луноходов, но и в «большом» электромобилестроении.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка