Господдержки электромобилям в России не будет до 2025 года

Господдержки электромобилям в России не будет до 2025 года

21 февраля 2018


Аналитический центр поддержку электромобилей в России считает бесперспективной


автор

Александр Климнов, фото Н.Кушниренко

На состоявшемся в ОАО «АСМ-холдинг» круглом столе по итогам деятельности автомобильной промышленности России за 2017 год и ее перспектив до 2025 года Начальник Управления отраслей экономики Аналитического Центра при Правительстве Российской Федерации Григорий Микрюков осветил «Основные меры государственной поддержки и регулирования развития автомобильной промышленности России в 2018 году и на период до 2025 года.


Согласно данным «Росказна» объем госудрственной поддержки автомобилестроительной отрасли в последние годы неизменно растет – единственными годами, начиная с 2009-го, когда господдержка снижалась были 2012-й и 2013-й, которые и без всякой поддержки показали рекордные уровни продаж. Другой вопрос, что отечественные производители продолжали терять долю на рынке и в эти «тучные» годы. Затем в 2014-м последовал обвал нефтяных цен с практически синхронной девальвацией рубля, дополненные антироссийскими санкциями из-за Украины. В результате господдержку пришлось многократно увеличить – только в 2014-м – в 7 раз! Далее государственная поддержка автомобилестроителям только увеличивалась: в 2015-м – на 28,5%, в 2016-м еще на 27,8%, а только за 11 месяцев 2017-го – на 10,2%. Эти цифры явно более чем существенно обгоняют инфляцию и фактически компенсируют автопроизводителям реальную девальвацию рубля. Обеспечиваются же эти суммы госрасходов на фоне вступления страны в ВТО и необходимого снижения импортных пошлин за счет введения утилизационных сборов, фактически ставших механизмом компенсации убытков отечественных (и приравненных к ним) производителей автомобилей от «демпингующего» импорта. Кстати, вводились в этот период и прямые антидемпиновые сборы, например, по решению Таможенного союза – против заниженных цен на LCV европейского и турецкого происхождения.


В результате доля автопрома в общих расходах федерального бюджета на поддержку отраслей экономики выросло с несущественных 0,4–0,6% в 2012–2013 гг. до весьма существенной величины в 8,2% за неполный 2017 год.


Итак, за 11 месяцев прошлого года направления поддержки автомобилестроительной отрасли в России распределялись так: львиная доля в 44% пришлась на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4 и Евро-5 (преимущественно автобусам и грузовикам – до 98% из них получил КАМАЗ); компенсация части затрат на содержание рабочих мест (основной бенефициар – АВТОВАЗ) – 22% госрасходов; компенсация части затрат в связи с производством колесных транспортных средств за счет резервного фонда Правительства РФ (по заказам силовых ведомств) – 12%,

возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2015–2017 годах физическим лицам на приобретение автомобилей, т.е. льготных кредитов – 8%; по 5% на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций и возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных и инновационных проектов; компенсация части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями – 2% и субсидии организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей, произведенных на территории Дальневосточного федерального округа, в другие регионы страны – 1% (фактически поддержка сборочного производства Mazda).

Поддержка государственными дотациями по словам Г.Микрюкова может осуществляться только точечно на определенные проекты и на очень короткий срок, иначе такие вливания теряют свой эффект и превращаются просто в очередную бюджетную дыру.


В числе положительных моментов песпективной политики государственной поддержки в 2018 году Геннадий Микрюков отметил, прежде всего направление на поддержку производства и использования инновационного и экологического транспорта. Кроме того, должны быть откорректированы действующие направления господдержки отрасли. Необходимы новые инструменты и оценка их эффективности. И все же рынок продолжит рост за счет положительных макроэкономических факторов: адаптации экономики к санкционному режиму, стабильности курса рубля, снижению инфляции, а также адаптации потребителей к новому уровню цен. При этом он отметил, что Москва на которую приходится на сегодня треть всех продаж на рынке уже заметно теряет свою монопольную роль и продажи уходят в регионы, каковые и будут основными драйверами роста.

В то же время на основании анализа состояния дел с поддержкой экологически чистого транспорта в развитых странах сделан вывод, что именно в России в ближайшие годы прямая поддержка спроса на электромобили не требуется – так как объем спроса из-за их дороговизны и недостаточной инфраструктуры подзарядки пока минимален и будет оставаться таковым даже при значительных затратах государственных средств.


– Разительный контраст между небольшим объемом продаж электромобилей в Норвегии и солидным процентом проникновения, и самым большим рынком EV в Китае и мизерной долей проникновения. Очевидно, что усилия правительства КНР в ближайшие годы могут дать весьма существенные результаты.

Тем не менее, такие направления поддержки как госзакупки экологически чистых видов транспорта; предоставление бесплатной парковки электромобилям, возможность пользования выделенными полосами и бесплатно – автодорогами, субсидии на покупку электромобилей операторами такси и постепенно ужесточение экологических требований по выбросам обычных автомобилей должны оказать свое положительное воздействие.


По состоянию на 2018 год господдержка в США (по достижении 200-тысячного рубежа продаж электромобилей) закончена.

В Голландии рынок электромобилей из-за снятии госдотаций в 2017 году обрушился, зато опрос общественного мнения показал, что 45% норвежцев готовы пересесть на электромобиль хоть завтра – на сегодня это самая продвинутая по электромобильной теме страна в мире, что делает отказ от продаж автомобилей с ДВС в этой стране к 2025 году вполне реален. В тоже время демонстративный отказ Запада от российского газа вполне может смениться китайской гегемонией на литиевом рынке (95% от мирового производства лития сосредоточено в Китае).

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ВАЗ представит 18 июня свой первый кроссовер LADA на форуме ПМЭФ 2025

ВАЗ представит 18 июня свой первый кроссовер LADA на форуме ПМЭФ 2025

В июне в Питере АВТОВАЗ обнародует название, дизайн и характеристики кроссовера LADA B+ Cross

22.05.2025

Второе поколение системы Car Play получило приставку Ultra

Второе поколение системы Car Play получило приставку Ultra

Новый протокол Apple Car Play Ultra дебютирует на автомобилях бренда Aston Martin

15.05.2025

ВАЗ предложил кросс-версию Active Cross лифтбека LADA Granta

ВАЗ предложил кросс-версию Active Cross лифтбека LADA Granta

Приподнятый лифтбек LADA Granta Active Cross получил почти 20-сантиметровый дорожный просвет и защитный пластиковый обвес по кругу

15.05.2025

В Казани показали седельный тягач КАМАЗ-65956 грузоподъемностью 108 тонн

В Казани показали седельный тягач КАМАЗ-65956 грузоподъемностью 108 тонн

КАМАЗ продолжает развивать санкционноустойчивую линейку грузовиков поколения К5

14.05.2025

ГАЗ «Соболь NN 4x4» получает бортовую версию с оцинкованной платформой с тентом

ГАЗ «Соболь NN 4x4» получает бортовую версию с оцинкованной платформой с тентом

ГАЗ расширил полноприводную серию «Соболь NN 4x4» грузовиком с оцинкованной бортовой платформой с тентом

13.05.2025

Китайский AVIOR представил на CityBus'25 социальный автобус Care

Китайский AVIOR представил на CityBus'25 социальный автобус Care

Китайский производитель автобусов AVIOR имеет серьезные виды на российский рынок

06.05.2025

Польский стартап Volonaut представил первый реактивный аэробайк

Польский стартап Volonaut представил первый реактивный аэробайк

Поляки обещают научить мотоцикл летать

05.05.2025

Возврат к списку