Автошколы впадают в отчаянье из-за последствий коронавируса
27 мая 2020
Без господдержки пандемию не переживут 90% российских автошкол
Александр Климнов, фото autostolica.ru
Экономический кризис российской экономики из-за распространения коронавируса COVID-19, может стать причиной закрытия до 90% российских автошкол, вследствие чего отрасль подготовки водителей может быть разрушена. Такой буквально алармистский прогноз содержится в обращениях профильных ассоциаций к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой оказать экономическую поддержку.
Так, глава Гильдии автошкол России Сергей Лобарев пишет: «В связи с отсутствием финансирования около половины директоров автошкол в регионах с запретом работы говорят о прекращении этой деятельности. Без оперативного принятия мер отрасль подготовки водителей неминуемо будет разрушена, а ее восстановление потребует много времени и средств».
Его поддерживает глава ассоциации автошкол Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Сальников: «Под угрозой закрытия около 90% автошкол в регионах. Приток обучающихся прекратился, а вместе с ними прекратилось и финансирование. Скудные резервы исчерпаны. Остались обязанности выплачивать зарплаты и арендную плату».
В ответ Минэкономики предлагает автошколам воспользоваться налоговыми и прочими льготами для социально-ориентированных НКО, но представители отрасли возражают, что попасть в реестр таких организаций крайне сложно.
По данным Госавтоинспекции, в России на сегодня действуют более 6,7 тыс. образовательных организацией, обучающих водителей. Введенный из-за пандемии запрет на работу автошкол начал действовать еще с конца марта. В свою очередь ГИБДД направила в регионы рекомендации изменить график приема экзаменов, снизив число людей в группах для тестирования до минимального количества.
Согласно методическим рекомендациям Роспотребнадзора, на первом этапе снятия ограничений, возобновится работа предприятий сферы услуг, на втором – отдельных образовательных организаций и только на третьем – всех прочих. Так как де-юре автошколы работают в соответствии с «правилами оказания платных образовательных услуг» (постановление правительства РФ №706), а 90% образовательных организаций финансируются за счет бюджета, но за автошколы платят сами ученики.
Александр Сальников просит премьера придать автошколам статус организаций сферы услуг и разрешить работать уже на первом этапе снятия ограничений.
Ассоциации также просят компенсировать расходы на аренду помещений и земельных участков (лишь у 10% автошкол они находятся в своей собственности), которыми пользоваться сейчас запрещено. Озвучивается и просьба внести автошколы в утвержденный постановлением правительства перечень «отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».
Сальников утверждает, что простой автошкол грозит им не только потерей рабочих мест. Он напоминает о постановлении правительства, по которому каждые пять лет водители, допущенные к управлению транспортом со спецсигналами, обязаны проходить переподготовку в автошколах. Такое требование распространяется и на водителей скорой помощи (АСМП).
Тем не менее Минэкономики считает, что специальных мер поддержки для автошкол не нужно, хотя и отмечается, что они как социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) все же могут рассчитывать на помощь государства.
Так, в апреле-мае было принято несколько нормативных актов, позволяющих НКО претендовать на продление сроков уплаты налогов и социальных взносов, а также на льготные кредиты и на отсрочку уплаты арендных платежей и т.п. В Минэкономики считают, что будут разработаны и иные меры поддержки.
По данным «Ъ» речь идет о президентском поручении правительству от 15 мая по распространению на НКО льгот и мер поддержки, предусмотренные для малого и среднего предпринимательства. В частности, до 1 июня для социально ориентированных НКО должны быть списаны налоги и страховые платежи.
В МВД же считают, что столь громко заявленная автошколами проблема несколько преувеличена: так, автошколы вполне могут обучать курсантов теоретическим знаниям дистанционно, ведь запретов на это нет. И целый ряд автошкол, по информации «Ъ», такое онлайн-обучение вполне освоили.
Глава Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева, которая ранее также направляла обращение Михаилу Мишустину, считает: «Все обозначенные льготы касаются НКО, попавших в реестр Минюста. Мы неоднократно пытались войти в него. Я не знаю автошкол, которым удалось это сделать. И сомневаюсь, что такие есть. Что касается обещанных мер поддержки, аналогичных мерам для среднего и малого предпринимательства, то нам их обещали в Минэкономразвития еще в начале апреля. Пока ничего не сделано. Такими темпами не все доживут до их реализации».
В свою очередь Александр Сальников считает: «По закону об образовании мы являемся НКО, но нас считают почему-то малым бизнесом. В любом случае, пока готовится очередная порция мер поддержки, отрасль погибнет».
P.S. Что и говорить, положение у среднего и малого бизнеса, включая автошколы в результате двухмесячного простоя просто аховое и, если бюрократы продолжат играть в свои игры, то и население, и само государство могут столкнуться по окончании карантинных и изоляционных мер с огромным дефицитом целого ряда услуг и товаров, восстановить которые придется с гораздо большими материальными и моральными затратами, чем необходимая сейчас помощь. Ведь необходимые процедуры по диагностике коронавируса и профилактические меры уже вполне отработаны и при их строгом исполнении, работа ряда организаций и сервисов вполне может возобновиться. Заработали же уже почти все автозаводы страны?
Загрузка