Автомобилисты голосуют за продолжение реформы ОСАГО
Александр Климнов, фото автора
В текущих условиях экономической и социальной нестабильности многие граждане стараются максимально обезопасить своё имущество от возможного ущерба: каждый понимает, что проще сохранить уже имеющееся, чем приобретать новое.
Не являются исключением и автовладельцы, которые особенно уязвимы на фоне дефицита запасных частей и повышения их стоимости. В связи с этим назрела необходимость введения расширенного набора услуг, оказываемых в сфере автострахования, в частности, по договору ОСАГО. Это подтверждается данными исследования, проведенного в мае рабочей группой ОНФ «Защита прав автомобилистов». В опросе приняли участие 1500 респондентов по всей России.
Так, 82% респондентов подтверждают необходимость введения в ОСАГО вариативности выбора для страхователя, то есть возможность выбора страхователем набора услуг, включенных в его полис ОСАГО. Увеличение лимита по жизни и здоровью поддерживает 65,5% всех опрошенных, что на 18,5% больше по сравнению с результатами аналогичного исследования прошлого года.
Сразу 70,7% респондентов выступают за введение 100-процентного возмещения стоимости новых запасных частей автомобилю пострадавшей в ДТП стороне. На данный момент выплаты по ОСАГО производятся с учетом износа автомобиля, что позволяет вычесть до 50% всей суммы компенсации. С учетом возросших цен на запчасти и среднего возраста автомобиля в России (более 10 лет) такая опция позволила бы избежать необходимости доплачивать за ремонт из своего кармана или вступать в длительные судебные тяжбы с виновником ДТП.
Касательно выплат водителей также беспокоит существующий лимит в 400 тыс. рублей: его часто не хватает на покрытие стоимости ремонта, особенно если речь идет о дорогостоящем автомобиле. В связи с этим сразу 86% поддерживают увеличение лимита выплат, из них 62% считают, что максимальная сумма должна составлять 1 млн рублей.
По словам руководителя рабочей группы Петра Шкуматова, необходимость увеличения выплат по «железу» и по жизни и здоровью существует уже давно и имеет под собой серьезные основания: «Запрос на увеличение лимитов ответственности назрел среди наших автомобилистов ещё несколько лет назад, по мере развития индивидуализации, и сейчас стоит особенно остро на фоне общей социальной напряженности. Автомобили и запчасти стремительно дорожают, цены на медицинское обслуживание также растут из года в год. Соответственно, лимиты на возмещение ущерба также должны увеличиваться сообразно экономической ситуации».
При этом водители осознают, что апгрейд ОСАГО невозможен без некоторого возрастания стоимости полисов. Так 22% автовладельцев готовы платить сверху до 1000 рублей, еще 37% респондентов готовы доплачивать за расширенную «автогражданку» от 1000 до 3000 рублей. Для сравнения, в 2021 году к повышению цены ОСАГО на 1000–3000 рублей были готовы 28% опрошенных автомобилистов.
P.S. Многие водители заинтересованы в том, чтобы ОСАГО превратился в удобный набор инструментов, который каждый смог бы подстроить под свои нужды с учетом материальной возможности. Такая позиция доказывает сознательность наших граждан, а также их обеспокоенность высокой неопределенностью будущего.