17 апреля 2018
Количество отказников третий год растет ударными темпами
Согласно статистике МВД, за 2017 год сотрудники ДПС выписали на 40 % больше штрафов за отсутствие полиса ОСАГО в сравнении с 2016 годом. Рост почти в полтора раза! Не меньше пугают и абсолютные величины: в 2017 году количество штрафов достигло 2,8 миллиона штук.
Не менее радостную картинку рисуют в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Его представители сообщили, что на данный момент около трех миллионов автомобилистов ездят по дорогам без ОСАГО (сюда же относятся и фальшивые полисы).
В то же время некоторые сторонние эксперты уверены, что озвученные РСА цифры далеки от реальности: общее количество отказников куда выше. Негативный тренд зародился в 2015 году. По данным ГИБДД, тогда было выписано примерно 189 тысяч штрафов за это нарушение.
Но это оказалось лишь началом. Уже в 2016-м количество зафиксированных нарушений выросло до 1,9 миллиона, то есть в десять раз! Так что прибавка в 40 % за 2017-й (до 2,8 миллиона) на этом фоне уже не кажется столь пугающей.
Примечательно, что в Российском союзе автостраховщиков признают не только рост количества «отказников», но и снижение общего числа полисов. Так, в 2013 году было заключено 42,7 млн договоров ОСАГО, в 2014-м — 42,6 млн, в 2015-м — 39,9 млн, в 2016-м — 39,1 млн, в 2017-м — 39,2 млн.
И все бы ничего, но ведь за это время россияне активно покупали новые автомобили (хотя начиная с 2015-го наблюдался спад продаж). Так что общее количество легковых и грузовых машин в стране возросло с 44,6 миллиона автомобилей в 2014 году до 50 миллионов.
Эксперты разошлись во мнениях насчет того, чем вызвана столь явная тенденция отказа от ОСАГО. Некоторые говорят о том, что одним из ключевых факторов стало существенное удорожание полисов, произошедшее несколько лет назад.
В целом эта точка зрения основана на фактах. После девальвации рубля в 2014 году автомобильные запчасти существенно подорожали, что привело к росту тарифов страхования.
Однако все чаще автомобилисты отказываются от ОСАГО не только ввиду высокой стоимости, но и из-за падения доверия. Тут сказывается сразу несколько факторов. Во-первых, в последнее время компании ограничили выплаты наличными деньгами: в страховом случае приходится ремонтировать машину в одном из предлагаемых сервисов, и ни один из вариантов может попросту не понравиться.
Во-вторых, даже с учетом повышения суммы выплат до 400 000 рублей (при отсутствии пострадавших) виновник аварии вовсе не застрахован от дополнительных затрат. В частности, сказывается использование коэффициента износа: для старых автомобилей он может достигать 50 %. То есть пострадавший получит компенсацию в размере лишь половины стоимости новой детали. Если же сервис будет использовать новые запчасти, то недостающая сумма будет взыскана с виновника.
В итоге получается странная ситуация: общая сумма затрат может уложиться в предписанные 400 000 рублей, но виновнику все равно потребуется доплачивать из собственного кармана. Неудивительно, что в этом случае у автомобилистов невольно возникает вопрос: а зачем тогда вообще оформлять ОСАГО?
Еще одним неизменным фактором, влияющим на ситуацию, является весьма специфическое поведение самих страховых компаний. С одной стороны, они вроде бы возмущены ростом количества «отказников». С другой, страховщики вот уже несколько лет всеми силами пытаются откреститься от заключения договора ОСАГО.
Методы уже давно всем известны. В офисах крупных страховых компаний разыгрывается один из двух популярных сюжетов. В первом представители СК заявляют об отсутствии полисов ОСАГО: они якобы кончились, и ничего тут не поделаешь. Во втором случае предлагается застраховать еще что-либо, к примеру, жизнь или имущество. В ином случае ОСАГО вновь не получить.
Автомобильный эксперт Сергея Иванова уверен, что в перспективе количество отказов от ОСАГО будут расти. При накоплении критической массы (8–10 млн автомобилистов) может возникнуть кризис доверия ОСАГО, который по принципу домино перерастет в повальный отказ граждан от обязательной страховки. Иванов уверен, что РСА как можно скорее должен снизить тарифы ОСАГО. Но это лишь мнение частного эксперта, в РСА наверняка видят корень в проблемы совершенно другом.
Загрузка
|
В Санкт-Петербурге и Москве начали штрафовать самокатчиков за нарушение правил парковки и езду вдвоем
22.07.2024
Минпромторг РФ определил порядок повышения утильсбора на ввозимые юрлицами иномарки до 2030 года
17.07.2024
Транспортные аналитики считают недопустимым перевозить пассажиров на опасных газобаллонных автобусах
03.07.2024
ГД РФ проголосовала за важные изменения в отношении ОСАГО
25.06.2024
С июня начнут штрафовать за шипованную резину, ужесточат допуск к экзаменам на права и проч.
31.05.2024
Депутат Ярослав Нилов лоббирует введение штрафных санкций для лихачей
27.05.2024