Депутаты отказали в компенсации по ОСАГО ущерба от упавших сосулек и деревьев
21 февраля 2024
ГД не рекомендовали принимать закон о возмещении в рамках ОСАГО автовладельцам ущерба причиненного третьими лицами
Александр Климнов, фото audit-it.ru, rg.ru
Комитет Госдумы по финансовому рынку не рекомендовал парламенту принимать законопроект, который позволит гражданам в рамках ОСАГО возмещать вред, нанесенный их транспортным средствам некачественными дорогами, падения сосулек или деревьев.
В правительстве РФ считают, что подобное расширение автогражданки привело бы к удорожанию полисов.
При этом эксперты признают, что взыскать компенсацию с дорожников и коммунальщиков автовладельцам сейчас крайне сложно, и, ссылаясь на зарубежный опыт, призывают обязать эти структуры страховать свою ответственность перед третьими лицами.
Поправки к закону об ОСАГО депутат Госдумы Ярослав Нилов (ЛДПР) внес в парламент в конце 2023 года. Он предложил наделить автовладельцев правом предъявлять страховщикам требование о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу в результате незаконных «действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса».
Напомним, что на сегодня ОСАГО покрывает ущерб только в рамках ДТП, тогда как автомобили часто получают повреждения из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия (ям и выбоин), неубранного снега, падения сосулек с крыш и не спиленных вовремя гнилых деревьев.
В материалах к законопроекту Ярослав Нилов поясняет: «Даже в случае признания госорганами и обслуживающими организациями вины в причинении вреда автовладельцы вынуждены самостоятельно нести бремя по взысканию в судебном порядке».
Среднее время рассмотрения судебных дел, по данным депутата, составляет почти девять месяцев, но даже если решение принято в пользу автовладельца, его еще нужно исполнить – часто это происходит в принудительном порядке, и исполнительное производство может затянуться на годы.
В начале февраля 2024 года, к примеру, Калининский районный суд Санкт-Петербурга взыскал с компании, которая отвечает за содержание придомовой территории, 278 тыс. рублей в качестве компенсации ремонта машины, на которую упало дерево, а также расходы на адвоката и госпошлину. При этом сам инцидент произошел в октябре 2022 года.
Для установления обстоятельств инцидентов господин Нилов предложил проводить независимую техническую экспертизу, описав соответствующий механизм в законе. Страховая компания, в свою очередь, сможет предъявить регрессный иск к госорганам или коммунальным службам, причинившим вред.
Отчетность ГИБДД содержит лишь общие данные о ДТП с неудовлетворительными дорожными условиями, на месте которых были выявлены различные нарушения содержания покрытия, знаков, разметки, барьеров.
Так, в 2023 году на федеральных дорогах произошло 1,5 тыс. таких аварий (–5,3% к 2022 году), на региональных и межмуниципальных – 6,8 тыс. (+7%), местных – 31,2 тыс. (+2,1%).
Отдельной статистики по транспортным средствам, поврежденным деревьями, не ведется, но риск, как правило, увеличивается во время ураганов: по оценкам общества «Синие ведерки», ежегодно фиксируется примерно 1,5 тыс. случаев повреждения автомобилей упавшими деревьями.
Думский комитет по финансовому рынку, где рассматривался законопроект, поправки не поддержал, рекомендовав парламенту не принимать их.
Правительство РФ в своем заключении указало на то, что предложенная схема, во-первых, не относится к регулированию закона об ОСАГО, а во-вторых, приведет к росту страховой премии (по данным на конец года, она составила 7,8 тыс. руб.), но почему, так не пояснило.
Как следствие, вырастет финансовая нагрузка на госорганы в рамках трат на страхование служебных автомобилей, считают в Белом доме. Чиновники также напомнили, что аналогичный законопроект ЛДПР вносила в 2021 году, и уже тогда он был отклонен с формулировкой: «Актуальность предлагаемого регулирования не усматривается».
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) поддержали позицию комитета и правительства.
В организации пояснили: «По договору ОСАГО возмещается вред, причиненный водителем третьим лицам. Повреждение автомобиля в результате недостатков дороги к таким рискам отнести никак нельзя. Теоретически такие риски могли бы быть покрыты при помощи нового вида страхования ответственности коммунальных и дорожно-строительных служб. Однако необходимо учитывать, что такое страхование вызовет дополнительную нагрузку на муниципальные и региональные бюджеты».
Руководитель управления андеррайтинга моторных видов страхования компании «Абсолют Страхование» Михаил Петряев напомнил, что на сегодня, если ГИБДД указывает, что ДТП произошло из-за плохого состояния дороги, это не является страховым случаем и для компенсации ущерба потерпевший должен обращаться в организацию, которая отвечает за состояние дороги.
Он сказал: «В случае принятия поправок подобные ДТП будут являться страховыми случаями, увеличится частота и сумма выплат по ОСАГО, для компенсации роста выплат страховые компании будут вынуждены поднять тарифы».
Координатор движения «Синие ведерки» Юлия Каблинова подтвердила, что взыскать ущерб после падения на машину дерева действительно сложно, особенно если это произошло во время урагана.
Эксперт поясняет, что: «Приходится доказывать, что дерево упало по вине коммунальщиков, которые недосмотрели. Позитивный исход дела для владельца – скорее исключение, чем правило».
Эксперт ссылается на зарубежный опыт: организация, на балансе которой находится участок с упавшим деревом, сообщает об инциденте своему страховщику, который без всяких судов возмещает ущерб автовладельцу за испорченную машину.
Г-жа Каблинова считает: «В России также нужно лишь обязать коммунальщиков страховать свою ответственность перед третьими лицами, раз уж в ОСАГО этот риск у нас не включен».
P.S. Сеть давно заполнена видеороликами о последствиях падения на машины как «сосулей», так и деревьев, а также падений машин в ямы, что говорит об актуальности проблемы, но законодательная и исполнительная власти все еще не готовы признать ответственность коммунальщиков и дорожников за такие инциденты, так как они усилят нагрузку на бюджеты, но и в ОСАГО включить ушерб от третьих лиц как бы юридически неправильно, однако, рано или поздно решать проблему все же придется, так как уровень автомобилизации растет повсеместно и случаев повреждения машин также будет еще больше…