Электросамокатам назначили статус и ограничили скорость 25 км/ч

Электросамокатам назначили статус и ограничили скорость 25 км/ч

7 октября 2022


Постановление правительства РФ №1769 от 6 октября присвоило индивидуальному электротранспорту статус СИМ и ограничило скорость 25-ю километрами в час


автор

Александр Климнов, фото «Ъ», zr.ru


Правительство ограничивает скорость езды на СИМ 25 км/ч
Правительство утвердило постановлением №1769 от 6 октября изменения в ПДД, которые регулируют езду на электросамокатах и гироскутерах. Данные изменения касаются ограничения скорости, правил езды по переходным и проезжим частям дорог. Нововведения вступают в силу с 1 марта 2023 года.

Согласно новым правилам, самокаты признают средством индивидуальной мобильности (СИМ). Правила не распространяются на обычные (без электропривода – авт.) самокаты и роликовые коньки.

Согласно новым правилам для СИМ:
• ездить на электросамокатах, электроскейтбордах, гироскутерах, сегвеях, моноколесах можно не быстрее 25 км/ч,
• ездить по тротуарам и велодорожкам можно, только если масса устройства не превышает 35 кг,
• пересекать дорогу по пешеходному переходу на гироскутерах и сегвеях можно только спешившись,
• для электросамокатов поставят специальные дорожные знаки,
• на сельских дорогах на электросамокатах можно будет ездить по правому краю проезжей части, если максимальная разрешенная на конкретной дороге скорость не выше 60 км/ч и других способов нет,
• ездить на электросамокате по проезжей части можно только людям старше 14 лет.

Изменения также утвердили четыре новых дорожных знака: 
2.jpg
обозначение платной парковки и парковки для инвалидов,
4.jpg
места для зарядки электромобиля,
3.jpg
запрет движения автобусов,
1.jpg
и движения СИМ.

Число жертв в ДТП с электросамокатами за первую половину 2022 года выросло вдвое
Из данных МВД следует, что количество дорожных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) за первое полугодие 2022 года выросло более чем в 2,5 раза. Число погибших в них удвоилось, достигнув шести человек. В подавляющем большинстве случаев (78,8%) инциденты с СИМ квалифицировались как наезд на пешеходов, причем треть из них имела место на пешеходных переходах. Лидерами по количеству таких аварий стали Москва, Санкт-Петербург и Свердловская область.
6.jpg
Подробная статистика ДТП с участием электросамокатов, моноколес, гироскутеров, сегвеев и прочих СИМ в первое полугодие 2022 года приводится в отчете Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России.

В отчете сказано, что число погибших выросло на 100%, раненых – на 176,8%, а всего зафиксировано 370 ДТП с участием СИМ (+174% к аналогичному периоду прошлого года), в которых 382 человека ранено и еще шестеро погибли.

Для сбора статистики НЦ БДД анализировал сведения о дорожных инцидентах, в которых поучаствовали в том числе велосипеды на электротяге (электробайки – авт.), мопеды и мотоциклы с электродвигателем мощностью менее 4 кВт и т.д. Больше всего ДТП с ними (94 случая) произошло в Москве, Санкт-Петербурге (57), Свердловской (16), Нижегородской (18), Кемеровской (11) областях, Краснодарском крае (26) и Татарстане (10). В 78,9% случаях в происшествиях участвовали маломощные СИМ с двигателем до 0,25 кВт. В 69,1% устройства принадлежали физическим лицам, в 30,9% были арендованы. В 78,8% случаев ДТП регистрировалось как наезд на пешеходов, в 13,5% случаев – как столкновение. Чаще всего аварии с СИМ происходили на выездах с прилегающих территорий и перекрестках (31% ДТП), на пешеходных переходах (32%).

ФГУП «НАМИ» готовит ГОСТ для сертификации ввозимых в Россию СИМ. Среди обязательных требований в нем, в частности, записан «вшитый» производителем ограничитель скорости до 25 км/ч. Дата принятия и вступления в силу документа пока неизвестна.

Ранее, в отсутствие федеральных правил, регионы самостоятельно принимали меры безопасности. Так, Москва и Казань ввели «медленные зоны» в парках и иных общественных местах. В Саратовской области рассматривали законопроект о штрафах за парковку самоката в неположенном месте. Глава Мосгордумы Алексей Шапошников заявил, что не исключено введение такой санкции и в столице.

ГИБДД, в свою очередь, активизировала проверки пользователей. Так, если СИМ мощнее 0,25 кВт, его владелец приравнивается к водителю мопеда или мотоцикла с соответствующими правовыми последствиями (штрафы, освидетельствование на состояние опьянения и т. д.).

Сопредседатель рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках «регуляторной гильотины» Евгений Литвин считает, что статистика МВД реальную картину с аварийностью не отражает, потому что: «Столкновения СИМ, падения людей с электросамокатов часто не фиксируются».

Поправки в ПДД господин Литвин называет лишь первым из шагов, потребуются и изменения в КоАП, «потому что без мер ответственности и контроля ничего работать не будет». Он говорит: «Впоследствии нужны будут отдельные правила страхования для пользователей СИМ по аналогии с автомобильным ОСАГО. Вопрос компенсации ущерба здоровью и имуществу при наездах на электросамокатах стоит остро уже сейчас».

Для запуска страхования ОСАГО электросамокатов потребуются существенные изменения нормативной базы не только в части страхования, но и в части регистрации транспортных средств (до сих пор СИМ не регистрировались), отмечают в Российском союзе автостраховщиков.

Пресс-секретарь кикшерингового сервиса Whoosh Юлия Камойлик говорит, что по мере роста популярности электросамокатов, растет и внимание ГИБДД к СИМ: «Все больше даже незначительных инцидентов фиксируется автоинспекцией в качестве ДТП, раньше ими признавались только серьезные аварии с участием СИМ». Г-жа Камойлик считает, что населению нужно больше рассказывать о правилах и контролировать их соблюдение. Whoosh, в частности, уже тестирует систему, позволяющую определять, что на самокате едут два человека (это запрещено, так как может привести к травмам). Она говорит: «Скорее всего, мы будем дистанционно снижать скорость самоката, отправлять уведомление и дополнительно рассказывать пользователю, почему так не стоит делать. В случае повторения, наверное, последует штраф или блокировка аккаунта».
5.jpg
Гендиректор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников считает: «Количество СИМ растет лавинообразно, отсюда и рост аварийности. Многие пользователи просто не понимают основ безопасного вождения. Поэтому помимо поправок к ПДД нужно внедрять в школьную программу основы пользования велосипедами и самокатами, поскольку они получили такое распространение – по аналогии с лыжами на физкультуре. Закупить несколько СИМ на школу не так дорого».

В мэрии Москвы сообщили, что сервисом кикшеринга в городе активно пользуется больше 1,5 млн человек. В столичном дептрансе уточняют: «Чтобы поездки были безопасными для всех участников дорожного движения, мы оборудуем в городе специальные медленные зоны. Это участки на самых оживленных улицах и в парках, где самокаты могут ехать не быстрее 5–15 км/ч». В ведомстве также пояснили, что снижение скорости происходит по технологии Geofencing с привязкой к соответствующим координатам. В городе уже больше 130 «медленных зон», и мэрия планирует увеличивать их количество. В дептрансе также напомнили о запуске образовательной программы «Включи режим безопасности». Она включает теоретическую часть с лекциями, интерактивные тренажеры и прохождения квестов в городе.

P.S. Пожалуй, именно столичная практика с «медленными зонами» и пропагандой среди учащихся – наиболее действенные методы решения проблемы повышения цивилизованности при использовании СИМ.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В Москве с 1 сентября будут устанавливать дорожные камеры по собственным правилам

В Москве с 1 сентября будут устанавливать дорожные камеры по собственным правилам

В России и в Москве с 1 сентября изменяются правила установки стационарных камер

30.08.2024

Осенью может произойти резкий рост стоимости обучения в автошколах

Осенью может произойти резкий рост стоимости обучения в автошколах

Стоимость обучения в автошколах с осени может подняться на 50%

15.08.2024

За катание на СИМ вдвоем грозят увеличить штраф до 100 000 рублей

За катание на СИМ вдвоем грозят увеличить штраф до 100 000 рублей

Столичные власти считают, что штрафы для нарушителей кикшеринга надо поднять в 20 раз

07.08.2024

Полиция Санкт-Петербурга займется контролем за шумными мотоциклами и машинами

Полиция Санкт-Петербурга займется контролем за шумными мотоциклами и машинами

Полиция Санкт-Петербурга намеревается всерьез наказывать владельцев слишком шумной мото- и автотехники

06.08.2024

РОАД просит подходить к утильсбору избирательнее

РОАД просит подходить к утильсбору избирательнее

РОАД просит Минпромторг перенести индексацию утильсбора на автомобили и дорожно-строительную технику на 2025 год

26.07.2024

Питер и Москва ввели скаутов-штраферов для контроля нарушителей на электросамокатах

Питер и Москва ввели скаутов-штраферов для контроля нарушителей на электросамокатах

В Санкт-Петербурге и Москве начали штрафовать самокатчиков за нарушение правил парковки и езду вдвоем

22.07.2024

Утильсбору наметили график повышения до 2030 года

Утильсбору наметили график повышения до 2030 года

Минпромторг РФ определил порядок повышения утильсбора на ввозимые юрлицами иномарки до 2030 года

17.07.2024

Возврат к списку