Электросамокатам назначили статус и ограничили скорость 25 км/ч
7 октября 2022
Постановление правительства РФ №1769 от 6 октября присвоило индивидуальному электротранспорту статус СИМ и ограничило скорость 25-ю километрами в час
Александр Климнов, фото «Ъ», zr.ru
Правительство ограничивает скорость езды на СИМ 25 км/ч
Правительство утвердило постановлением №1769 от 6 октября изменения в ПДД, которые регулируют езду на электросамокатах и гироскутерах. Данные изменения касаются ограничения скорости, правил езды по переходным и проезжим частям дорог. Нововведения вступают в силу с 1 марта 2023 года.
Согласно новым правилам, самокаты признают средством индивидуальной мобильности (СИМ). Правила не распространяются на обычные (без электропривода – авт.) самокаты и роликовые коньки.
Согласно новым правилам для СИМ:
• ездить на электросамокатах, электроскейтбордах, гироскутерах, сегвеях, моноколесах можно не быстрее 25 км/ч,
• ездить по тротуарам и велодорожкам можно, только если масса устройства не превышает 35 кг,
• пересекать дорогу по пешеходному переходу на гироскутерах и сегвеях можно только спешившись,
• для электросамокатов поставят специальные дорожные знаки,
• на сельских дорогах на электросамокатах можно будет ездить по правому краю проезжей части, если максимальная разрешенная на конкретной дороге скорость не выше 60 км/ч и других способов нет,
• ездить на электросамокате по проезжей части можно только людям старше 14 лет.
Изменения также утвердили четыре новых дорожных знака:
обозначение платной парковки и парковки для инвалидов,
места для зарядки электромобиля,
запрет движения автобусов,
и движения СИМ.
Число жертв в ДТП с электросамокатами за первую половину 2022 года выросло вдвое
Из данных МВД следует, что количество дорожных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) за первое полугодие 2022 года выросло более чем в 2,5 раза. Число погибших в них удвоилось, достигнув шести человек. В подавляющем большинстве случаев (78,8%) инциденты с СИМ квалифицировались как наезд на пешеходов, причем треть из них имела место на пешеходных переходах. Лидерами по количеству таких аварий стали Москва, Санкт-Петербург и Свердловская область.
Подробная статистика ДТП с участием электросамокатов, моноколес, гироскутеров, сегвеев и прочих СИМ в первое полугодие 2022 года приводится в отчете Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России.
В отчете сказано, что число погибших выросло на 100%, раненых – на 176,8%, а всего зафиксировано 370 ДТП с участием СИМ (+174% к аналогичному периоду прошлого года), в которых 382 человека ранено и еще шестеро погибли.
Для сбора статистики НЦ БДД анализировал сведения о дорожных инцидентах, в которых поучаствовали в том числе велосипеды на электротяге (электробайки – авт.), мопеды и мотоциклы с электродвигателем мощностью менее 4 кВт и т.д. Больше всего ДТП с ними (94 случая) произошло в Москве, Санкт-Петербурге (57), Свердловской (16), Нижегородской (18), Кемеровской (11) областях, Краснодарском крае (26) и Татарстане (10). В 78,9% случаях в происшествиях участвовали маломощные СИМ с двигателем до 0,25 кВт. В 69,1% устройства принадлежали физическим лицам, в 30,9% были арендованы. В 78,8% случаев ДТП регистрировалось как наезд на пешеходов, в 13,5% случаев – как столкновение. Чаще всего аварии с СИМ происходили на выездах с прилегающих территорий и перекрестках (31% ДТП), на пешеходных переходах (32%).
ФГУП «НАМИ» готовит ГОСТ для сертификации ввозимых в Россию СИМ. Среди обязательных требований в нем, в частности, записан «вшитый» производителем ограничитель скорости до 25 км/ч. Дата принятия и вступления в силу документа пока неизвестна.
Ранее, в отсутствие федеральных правил, регионы самостоятельно принимали меры безопасности. Так, Москва и Казань ввели «медленные зоны» в парках и иных общественных местах. В Саратовской области рассматривали законопроект о штрафах за парковку самоката в неположенном месте. Глава Мосгордумы Алексей Шапошников заявил, что не исключено введение такой санкции и в столице.
ГИБДД, в свою очередь, активизировала проверки пользователей. Так, если СИМ мощнее 0,25 кВт, его владелец приравнивается к водителю мопеда или мотоцикла с соответствующими правовыми последствиями (штрафы, освидетельствование на состояние опьянения и т. д.).
Сопредседатель рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках «регуляторной гильотины» Евгений Литвин считает, что статистика МВД реальную картину с аварийностью не отражает, потому что: «Столкновения СИМ, падения людей с электросамокатов часто не фиксируются».
Поправки в ПДД господин Литвин называет лишь первым из шагов, потребуются и изменения в КоАП, «потому что без мер ответственности и контроля ничего работать не будет». Он говорит: «Впоследствии нужны будут отдельные правила страхования для пользователей СИМ по аналогии с автомобильным ОСАГО. Вопрос компенсации ущерба здоровью и имуществу при наездах на электросамокатах стоит остро уже сейчас».
Для запуска страхования ОСАГО электросамокатов потребуются существенные изменения нормативной базы не только в части страхования, но и в части регистрации транспортных средств (до сих пор СИМ не регистрировались), отмечают в Российском союзе автостраховщиков.
Пресс-секретарь кикшерингового сервиса Whoosh Юлия Камойлик говорит, что по мере роста популярности электросамокатов, растет и внимание ГИБДД к СИМ: «Все больше даже незначительных инцидентов фиксируется автоинспекцией в качестве ДТП, раньше ими признавались только серьезные аварии с участием СИМ». Г-жа Камойлик считает, что населению нужно больше рассказывать о правилах и контролировать их соблюдение. Whoosh, в частности, уже тестирует систему, позволяющую определять, что на самокате едут два человека (это запрещено, так как может привести к травмам). Она говорит: «Скорее всего, мы будем дистанционно снижать скорость самоката, отправлять уведомление и дополнительно рассказывать пользователю, почему так не стоит делать. В случае повторения, наверное, последует штраф или блокировка аккаунта».
Гендиректор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников считает: «Количество СИМ растет лавинообразно, отсюда и рост аварийности. Многие пользователи просто не понимают основ безопасного вождения. Поэтому помимо поправок к ПДД нужно внедрять в школьную программу основы пользования велосипедами и самокатами, поскольку они получили такое распространение – по аналогии с лыжами на физкультуре. Закупить несколько СИМ на школу не так дорого».
В мэрии Москвы сообщили, что сервисом кикшеринга в городе активно пользуется больше 1,5 млн человек. В столичном дептрансе уточняют: «Чтобы поездки были безопасными для всех участников дорожного движения, мы оборудуем в городе специальные медленные зоны. Это участки на самых оживленных улицах и в парках, где самокаты могут ехать не быстрее 5–15 км/ч». В ведомстве также пояснили, что снижение скорости происходит по технологии Geofencing с привязкой к соответствующим координатам. В городе уже больше 130 «медленных зон», и мэрия планирует увеличивать их количество. В дептрансе также напомнили о запуске образовательной программы «Включи режим безопасности». Она включает теоретическую часть с лекциями, интерактивные тренажеры и прохождения квестов в городе.
P.S. Пожалуй, именно столичная практика с «медленными зонами» и пропагандой среди учащихся – наиболее действенные методы решения проблемы повышения цивилизованности при использовании СИМ.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка