ГИБДД и столичная мэрия называют разные причины роста числа ДТП в Москве в 2021 году
14 декабря 2021
Аварийность по стране в текущем году выросла вслед за ростом деловой активности
Александр Климнов, фото автора
Согласно свежим данным статистического отчета ГИБДД за 11 месяцев 2021 года именно Москва возглавляет список российских регионов с наибольшим приростом дорожной аварийности.
Самыми распространенными видами ДТП в Москве стали столкновения автомобилей и наезды на пешеходов. Впрочем, эксперты считают, что ситуация не критическая, так как и все прочие регионы раньше или позже также столкнутся с тем, что традиционные меры по снижению аварийности, как-то: установка камер и введение повышенных штрафов, себя исчерпают. В свою очередь в мэрии Москвы считают оценки ГИБДД некорректными и, напротив, утверждают, что в действительности аварийность в городе сокращается, а не растет.
Данные об аварийности на территории России за 11 месяцев, опубликованные на сайте ГИБДД России, утверждают, что число ДТП по стране по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 9,1% (до 120 тыс.), погибших – на 8,6% (до 13,4 тыс.), а раненых – на 9,5% (до 151,6 тыс.).
Аварийность возросла в 8-ми регионах, включая Москву. Причем, именно в столице был зафиксирован наибольший среди субъектов РФ прирост ДТП – на 6,8% (всего произошло 7,73 тыс.), а число пострадавших в авариях стало больше на 7,2%. В столице на 27,4% подскочило число ДТП с пострадавшими детьми, на 12,2% – аварий с пешеходами, на 7% – столкновений автомобилей и на 4,5% – наездов на велосипедистов. До мая аварийность в Москве снижалась, но затем снова пошла вверх и эта негативная тенденция сохраняется и теперь.
А вот в Подмосковье число ДТП с начала года, напротив, уменьшается, но возрастает число погибших.
По абсолютному числу аварий с пострадавшими в Москве, в частности, лидируют Пресненский район (143 ДТП), Выхино-Жулебино (136), Марьино (120), Люблино (117) и Южное Бутово (114). По приросту ДТП лидируют Савелки (81% к прошлому году), Рязановское (70%), Текстильщики (65,1%), Котловка (63%), Марушкинское (60%). Самыми распространенными видами ДТП в столице остаются столкновение автомобилей (3,6 тыс. случаев) и наезды на пешеходов (2,5 тыс.). Что характерно, за весь год не было зафиксировано ни одного наезда на животных или аварии с гужевым транспортом.
В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) данную статистику прокомментировали так: «При сравнении показателей необходимо учитывать жесткие ограничительные меры в городе из-за локдауна в прошлом году. Они повлияли на спад деловой активности в городе: люди работали на удаленке, машин было меньше, дороги были свободными. Эта тенденция привела к снижению числа аварий. Основной спад корреспонденций пришелся на период начала локдауна – апрель-май 2020 года. Поэтому в этот же период 2021 года мы наблюдаем прирост аварийности».
Поэтому в ЦОДД считают более репрезентативным сравнивать показатели с «доковидным» 2019 годом: по сравнению с ним число ДТП за 11 месяцев 2021 года снизилось на 7%, раненых — на 8,9%, погибших — на 16,7%.
В регионах кроме Москвы аварийность на дорогах возросла в Северной Осетии (+6,2% ДТП к прошлому году), Костромской области (+5,5%), Севастополе (+3,4%), Свердловской (+1,7%), Кировской (+1,2%%) и Вологодской областях (+1,1%). В остальных регионах количество ДТП снижалось, причем, в некоторых регионах более чем на 30% (Удмуртия, Архангельская область).
С позицией представителей ЦОДД, в принципе, согласен и глава экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. Он сказал: «Ничего критичного в этих цифрах не вижу, ведь речь идет о сравнении аварийности с 2020 годом, когда на дорогах в принципе было мало машин. В Москве за год не произошло ничего, чтобы могло привести к резкому ухудшению ситуации».
Он также отметил, что уже в скором будущем все остальные регионы России также будут сталкиваться с замедлением снижения аварийности, так как традиционные способы по борьбе ДТП, включая установку камер и повышение штрафов, себя уже исчерпали (вплоть до обратного эффекта роста ваврийности именно под камерами – авт.) и нужно придумывать и внедрять «что-то новое». Эксперт констатировал: «Европа с этим столкнулась еще 20 лет назад».
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов также отмечает: «С пешеходами в Москве действительно проблема. Они ведут себя в городе совершенно безответственно, фактически бросаются под колеса, на дорогу не смотрят».
На эту тему замначальника ЦОДД Москвы Дмитрий Горшков написал у себя в Telegram-канале: «Есть «техническая» возможность использовать камеры с распознаванием лиц для штрафования пешеходов, но сначала для этого нужно сформировать «законодательную базу».
P.S. Да, без решения проблемы недисциплинированности пешеходов (особенно в крупных городах) уже нельзя снизить не только аварийность, но и внедрять автоматизированные автомобили (беспилотники). Но думается, что только «методом кнута» (с «письмами счастья» пешеходам через систему распознавания лиц) не получится, так как это именно водители у нас «состоятельные» граждане (ну относительно), а среди пешеходов-нарушителей полно: а) несовершеннолетних, б) без определенных занятий, а значит и доходов, в) пенсионеров с минимальными пенсиями. И что – плодить миллионы и миллионы должников, увеличивая социальную напряженность? А может тщательнее проектировать дорожную среду и внедрять камеры не против пешеходов, а для гибкого управления каждым светофором (на что еще и нужен ИИ) – а не держать людей на красный свет долгими минутами, тогда как по науке это не должно длиться более 45 секунд?
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка