ГИБДД перевел «письма счастья» с бумажного на электронный
1 сентября 2021
С 1 сентября в России частные и юрлица могут обжаловать штраф ГИБДД через портал госуслуг, но есть «подводные камни»
Александр Климнов, фото Яндекс
Новый порядок обжалования штрафов ГИБДД с дорожных камер по электронной почте регламентирован вступающими в силу с 1 сентября поправками к КоАП и постановлением правительства №947. Для подачи жалобы автовладельцу нужна будет простая электронная подпись, которую автоматически получают пользователи портала госуслуг, располагающие подтвержденной учетной записью. Подтверждение статуса записи можно получить через МФЦ или банк.
В рамках процедуры обжалования граждане теперь смогут направить в ГИБДД все подтверждающие их позицию материалы через портал, например копии документов, свидетельствующие о том, что транспортным средством в момент нарушения управлял другой водитель.
Электронный ответ ГИБДД на жалобу должен поступить в личный кабинет пользователя. Представители юрлиц (включая лизинговые и каршеринговые компании) располагают теми же правами, но им придется подписывать жалобу усиленной квалифицированной электронной подписью. По аналогичной схеме (через портал госуслуг) теперь может происходить общение граждан и с судами, но все же при наличии «технической возможности».
Ранее для обжалования постановлений ГИБДД водителю нужно было явиться в подразделение либо направить заявление по почте заказным письмом. В результате граждане, получив, например, ошибочный штраф в ходе поездки по другому региону, зачастую отказывались от апеллирования, считая процедуру слишком хлопотной. И все же некоторые подразделения ГИБДД в регионах принимали и обрабатывали жалобы через сайт gibdd.ru, хотя формально это и запрещалось. Ежегодно штрафы с камер обжалуют несколько сотен тысяч человек, хотя точную статистику МВД общественности не предоставляет.
С 1 сентября у граждан также появилась возможность отказаться от получения бумажных «писем счастья» и полностью задействовать электронный документооборот с ГИБДД через портал госуслуг.
О штрафе автовладельца теперь известят SMS, push-cообщения, а электронным письмом уведомят по другим каналам. При этом постановление будет считаться «врученным» на следующий день после поступления в систему (даже если пользователь в личный кабинет на портале не заходил). С этого момента и отсчитывается десятидневный срок на обжалование. Так, что каждая медаль имеет свою оборотную сторону: просмотрел в личном кабинете штраф – потерял право на его льготную оплату.
Если же водитель не дал согласия получать штрафы описанным выше способом, а предпочел сохранить бумажную переписку с ГИБДД, то электронное уведомление все равно сначала всплывет в его личном кабинете на портале. Если в течение семи дней автовладелец не посетит кабинет, то письмо все же отправят по традиционной почте. Если же он посетит портал, то это действие пользователя будет зафиксировано, и электронное письмо тут же будет считаться врученным.
Схожая опция (с возможностью отказа от бумажных писем) действовала и в рамках сервиса «Почты России» zakaznoe.pochta.ru: электронный штраф приходил в приложение пользователя. На сегодня сервисом пользуются около 9 млн человек отмечает «Почта России».
Кстати, для рассылки штрафов ГИБДД гражданам регионы заключали контракты с «Почтой России». Например, мэрия Москвы тратит на это более 3 млрд руб. в год. Почтовики, впрочем, рассчитывают и дальше работать с субъектами федерации, что заложено и в постановлении правительства: «"Почта России" продолжит отвечать за доставку штрафов в электронном формате до адресатов на базе портала госуслуг. Физические копии будут направляться почтой, в частности, если пользователя нет на портале госуслуг либо он отказался получать штрафы в электронном виде, а также если сообщение не открывали более семи дней».
Эксперт по безопасности движения юрист Катерина Соловьева обращает внимание, что вступающий в силу закон легализует действующий канал подачи жалоб.
Эксперт поясняет, что многие подразделения ГИБДД и ранее принимали сканы подписанных заявлений, но в ряде случаев инспекторы могли по формальным основаниям отказаться это делать. Она считает, что для полноценного электронного обжалования государству нужно запускать дополнительные сервисы, например, предоставить автомобилистам возможность участвовать в рассмотрении жалобы через видеосвязь.
Эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман считает, что перевод общения в электронный вид не гарантирует, что жалобу не рассмотрят формально, без тщательного исследования материалов. По его мнению новый закон упростит жизнь автомобилистам, получившим штрафы с очевидной ошибкой (например, с неправильно распознанным номером) либо если эту ошибку уже официально признали власти.
Однако ГИБДД при сбоях софта в камерах не может сама отменить постановление – в таком случае необходимо заявление самого гражданина об обжаловании или обращение в прокуратуру.
P.S. Итак, можно обжаловать штраф, но если подключиться к личному кабинету и вовремя не отреагировать, то можно лишиться льготного срока оплаты. Как всегда палка о двух концах...
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка