ГИБДД сможет определить пьяных и наркоманов прямо на дороге благодаря новому «Пособию»

ГИБДД сможет определить пьяных и наркоманов прямо на дороге благодаря новому «Пособию»

20 апреля 2022


Сотрудников ГИБДД обучат, как по поведению водителя определить, употреблял он алкоголь или наркотические вещества


автор

Александр Климнов, фото С.Булкина


Научный центр безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России и столичный центр наркологии создали пособие для полицейских по выявлению нетрезвых водителей.

Документ (объемом в 100 страниц!) подробно объясняет, как обнаружить машину с пьяным водителем за рулем в потоке и на каких марках они чаще всего передвигаются, а также почему рейды обязательно проводить, в такие праздники как День шахтера или пограничника.
Эксперты документ в основном поддерживают, отмечая, впрочем, что маловероятно, что большая часть инспекторов ДПС такое увесистое 100-страничное пособие самостоятельно освоят.

Рецензентом «Учебно-практического пособия» по выявлению водителей в состоянии опьянения, подготовленного сотрудниками НЦ БДД и Московского научно-практического центра наркологии и предназначенного для использования в рамках профессиональной служебной подготовки сотрудников Госавтоинспекции выступил главный внештатный нарколог Минздрава Евгений Брюн.

В его предисловии сказано, что в «Пособии» описаны общие принципы по выявлению нетрезвых водителей, а его авторы рекомендуют усиливать наряды ДПС в дни, когда наблюдается наибольшая доля «пьяных» аварий.

Например, это надо делать 1 января, 2 и 9 мая, 23 февраля и 8 марта. Дополнительный контроль необходим и во время профессиональных праздников, в частности Дня шахтера (28 августа) и Дня пограничника (28 мая), а также местных праздников, «обусловленных национальными, культурными и социальными особенностями региона».

Ученые призывают следить и за уровнем безработицы в отдельных районах, так как ее рост, как правило, приводит к увеличению числа пьяных водителей. «Почти половина (47%) водителей с признаками опьянения, участвующих в ДТП, официально не работали»,— указывают авторы.
Выявлять пьяных предлагается для начала «на глазок» – по манере вождения. Среди характерных черт (выявлены опросом сотрудников ДПС) такие:
• «виляние» в пределах полосы,
• движение без ближнего света,
• езда «с сильно заниженной скоростью»,
• «замедленная реакция на сигналы светофора»,
• резкое изменение стиля вождения при виде наряда ДПС.

В «Пособии» сказано: «Водители, находящиеся под воздействием алкоголя, становятся чрезмерно аккуратными и осторожными. Останавливаются такие водители чаще всего резко, а из-за плохого восприятия обстановки или слишком близко, или очень далеко от линии остановки».

Особо отмечается, что 28% аварий с водителями, имеющими признаки опьянения, совершается на автомобилях ВАЗ, 11% – Toyota, 6% – Hyundai (вообще-то именно эти марки по распространенности в автопарке страны идут именно в такой последовательности, так что ничего удивительного в частоте управления ими пьяными водителями нет – чистая статистика и только – авт.). Ученые аккуратно предполагают, что это позволяет отнести таких автомобилистов к «определенным социальным группам». Пьяные байкеры чаще всего провоцируют ДТП за рулем мотоциклов марки марки Иж (43,1% ДТП), «Уралов» (30%) и Yamaha (14,1%).

Авторы пособия отмечают, что каждое четвертое (!) ДТП в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе совершаются водителями, принимавшими наркотики.

Для таких граждан характерны: сужение зрачков с вялой реакцией на освещение и выраженная сонливость, что может означать употребление наркотиков опиоидной группы (героина, морфина и т.д.), в этом случае также характерны следы на венах, на которые иногда искусственно наносятся ожоги (чтобы скрыть следы инъекций).

А вот «беспочвенная веселость», смешливость, повышенная чувствительность к свету, чрезмерная общительность могут означать употребление каннабиодов (марихуаны, гашиша и т.д.).

У потребителей кокаина и его производных могут наблюдаться выраженный подъем настроения, повышенная говорливость и желание спорить, а также кожные расчесы, вызванные ощущением ползания по телу насекомых.

После употребления синтетических катинонов (солей) могут появляться спазмы жевательной мускулатуры, приводящие к ограничению речи и скрежету зубов.

В результате вдыхания летучих растворителей (лака, клея, пятновыводителей и т. д.) могут появится бледно-серый цвет «носогубного треугольника», апатия, малопонятная речь с затрудненным произношением.

При немедицинском употреблении лекарств, содержащих бензодиазепины и барбитураты (фенобарбитал и т. д.), кожа становится бледной и покрывается сальным налетом, появляются нечеткая речь, пошатывания при ходьбе.

Если водителя тошнит, наблюдаются рвота и непроизвольное мочеиспускание, то, возможно, он употреблял оксибутират натрия.
Если автомобилист всматривается, как будто видит отсутствующие предметы, стряхивает с себя невидимые объекты, пытается спрятаться, то это может говорить об употреблении галлюциногенов.

По данным ГИБДД, в 2021 году было заведено 481 тыс. дел за вождение в нетрезвом виде и отказ от освидетельствования (примерно столько же, сколько в 2020 году), из них — 19,6 тыс. в отношении наркоманов. В конце марта 2022 года первый замминистра МВД Александр Горовой направил в регионы письмо, в котором призвал ГИБДД для снижения нагрузки на бизнес в условиях санкций не применять наказания за мелкие нарушения, направив основные усилия инспекторского состава на контроль пьяных и лишенных прав водителей.

Бывший сотрудник ГИБДД, капитан полиции в отставке и основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов уверен: «Большая часть описанных в пособии вещей сотрудникам ГИБДД известна и 90% инспекторов читать более 100 страниц не будут. Нужны более короткие и емкие памятки для личного состава, возможно, видеоинструкции».

Он также считает, что нужна доходчивая и недлинная методичка и по поводу взаимодействия с гражданами: «Они готовы и хотят сообщать о фактах пьяного вождения, но либо не могут дозвониться в дежурную часть, либо хотели бы передавать информацию анонимно в телеграм или VK-канал».

Нарколог Александр Ковтун отмечает, что с медицинской точки зрения пособие составлено грамотно, но без практических занятий с сотрудниками документ не имеет смысла.

Эксперт считает: «Даже студенты-медики, изучая трехнедельный курс психиатрии и наркологии, с трудом запоминают клинические признаки наркотического и алкогольного опьянения. Сотрудникам ГИБДД, не имеющим медицинского образования, осмыслить все это самостоятельно будет еще сложнее».

Президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин утверждает: «Потребность в подобных изданиях у рядовых сотрудников, безусловно, есть, но написаны они должны быть максимально адаптировано». Он считает, что ГИБДД стоило бы выпускать отдельные пособия по разбору типичных процессуальных ошибок инспекторов, из-за совершения которых многие пьяные водители потом умудряются в суде возвращать права и снова садиться за руль.

P.S. Проблема первичного выявления пьяных весьма насущная, так как именно пьяная (и наркотическая) езда дает основную массу тяжких ДТП, т.е. автокатастроф с легковым автотранспортом. Дельное практическое пособие здесь, наверное, весьма помогла бы, но известная любовь наших ученых и чиновников к «воляпюку», делающая нечитабельными даже несложные правила, может свести усилия разработчиков на нет.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Утильсбору наметили график повышения до 2030 года

Утильсбору наметили график повышения до 2030 года

Минпромторг РФ определил порядок повышения утильсбора на ввозимые юрлицами иномарки до 2030 года

17.07.2024

В Москве взорвался газовый автобус

В Москве взорвался газовый автобус

Транспортные аналитики считают недопустимым перевозить пассажиров на опасных газобаллонных автобусах

03.07.2024

ОСАГО исключат из списка обязательных документов при регистрации машины

ОСАГО исключат из списка обязательных документов при регистрации машины

ГД РФ проголосовала за важные изменения в отношении ОСАГО

25.06.2024

C 1 июня 2024 года для водителей вводятся новые изменения

C 1 июня 2024 года для водителей вводятся новые изменения

С июня начнут штрафовать за шипованную резину, ужесточат допуск к экзаменам на права и проч.

31.05.2024

ГИБДД снова стало ГАИ

ГИБДД снова стало ГАИ

От аббревиатуры ГИБДД отказались в пользу ГАИ

29.05.2024

Кабмин поддержал введение новых штрафов для лихачей

Кабмин поддержал введение новых штрафов для лихачей

Депутат Ярослав Нилов лоббирует введение штрафных санкций для лихачей

27.05.2024

Аварийность мотоциклов – мифы и реальность

Аварийность мотоциклов – мифы и реальность

«Автогражданка» для мотоциклистов дешевеет

22.05.2024

Возврат к списку