Госдума резко повысила штрафы за нарушение правил перевозки малолетних пассажиров
17 декабря 2025
Самозанятых таксистов и руководителей таксопарков теперь будут штрафовать на 50 тысяч рублей за нарушения перевозки детей
Александр Климнов, фото iz.ru
Комитет ГД РФ по госстроительству одобрил 17 декабря во втором и третьем чтениях законопроект, ужесточающий наказание за перевозку детей без использования специальных средств безопасности, т.е. автокресел и ремней безопасности.
Ранее штраф для таких водителей-нарушителей было предложено повысить с 3000 до 5000 руб., а для юрлиц – с 100 000 до 200 000 руб.
В новых же поправках предлагается приравнять индивидуальных предпринимателей к юрлицам, т.е. самозанятых таксистов будут штрафовать за такое нарушение одинаково с должностными лицами – на 25–50 000 руб.
Необходимость ужесточения депутаты объясняли ростом числа ДТП с пострадавшими несовершеннолетними.
Проект поправок к ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ был внесен в марте 2025 года в Госдуму сенаторами Андреем Кутеповым и Игорем Тресковым.
Так, штрафы за перевозку детей без автокресла или непристегнутыми предложено увеличить: для обычных водителей – с 3000 до 5000 руб., для должностных лиц – с 25 000 до 50 000 руб., для юрлиц – со 100 000 до 200 000 руб.
Необходимость ужесточения наказания авторы объясняли данными МВД, по которым в 2020–2024 гг. произошло 83 тыс. ДТП с участием детей, в которых погибло около 2700 несовершеннолетних.
Во время первого чтения в сентябре 2025 года г-н Тресков сообщал, что число подобных ДТП с несовершеннолетними пассажирами растет ежегодно.
Однако, в ходе парламентской дискуссии депутаты указывали на слишком высокую стоимость удерживающих устройств.
На это сенатор отвечал, что в Европе аналогичные штрафы доходят до €400, в США – до $500, и ужесточение ответственности само по себе станет «мощным рычагом» для соблюдения правил перевозки.
Причем, некоторые депутаты тогда же предлагали увеличить штрафы даже не вдвое, а вдесятеро!
Ко второму чтению комитет Госдумы по госстроительству одобрил включение нормы, приравнивающей «предпринимателей без образования юрлица» (то есть ИП) к юрлицам – с соответствующим повышением штрафов до 200 000 руб.
Физлиц со специальным режимом «налог на профессиональный доход», то есть самозанятых таксистов, предлагается приравнять к должностным лицам. Тогда их можно будет штрафовать за перевозку детей без кресел на 50 000 руб.
По мнению главреда журнала «За рулем» Максима Кадакова эти поправки вполне закономерны.
Он считает, что «подобные штрафы нужно было установить давно», так как нынешние наказания фактически не работают.
Г-н Кадаков сказал: «С одной стороны, многие поняли, что детей надо перевозить в безопасных условиях. Но также многие по-прежнему закрывают на это глаза. Если не хотят заботиться о безопасности детей, надо заставлять».
Он уточняет, что эта же логика применима к ИП и самозанятым таксистам.
Эксперт, впрочем, указывает и на другую проблему – нехватку на рынке такси с более чем одним детским креслом, из-за чего страдают семьи с двумя и тремя детьми.
Примечательно, что об этой же проблеме упоминалось на думских слушаниях законопроекта в первом чтении, на что господин Тресков рекомендовал многодетным семьям предварительно «озаботиться подбором» подходящего для них такси (т.е. заказывать сервис «минивэн», который ощутимо дороже – авт.).
Напомним, что с 27 августа 2025 года начали действовать изменения в ПДД, запрещающие водителям при перевозке детей использовать дешевые заменители автокресел и бустеров – так называемые корректоры ремней безопасности и бескаркасные автокресла, неспособные удержать ребенка при аварии.
За нарушение запрета применяется ст. 12.23 КоАП, поправки к которой обсуждает Госдума.
Справка: в январе–августе 2025 года в ГИБДД зарегистрировано 4,9 тыс. ДТП с пострадавшими детьми-пассажирами, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В пояснительной записке к проекту приводятся данные о росте числа нарушений: в 2022 году по ч. 3 ст. 12.23 КоАП было вынесено 652,4 тыс. постановлений, в 2023 году – уже 656 тыс., в 2024 году – более 700 тыс. P.S. В свете ужесточения правил перевозки детей, спрос на таксомоторные услуги многоместных минивэнов с дополнительными детскими креслами определенно должен возрасти, а с учетом запрета с 1 марта 2026 года на приобретение таксопарками машин иностранного производства, бенефициарами таких требований представляются ряд отечественных автопроизводителей, только недавно запустивших или объявившихо запуске в серию минивэнов, вполне удовлетворяющих требованиям списка Минэкономразвития к отечественным такси.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Российских водителей ожидает прекращение автоматического продления прав, расширенный список запрещенных лекарств и, главное, – конфискация автомобиля за пьяную езду, невзирая на права собственности на него