Легковушкам предпишут 30-летний предельный срок эксплуатации, а льготный «утиль» могут отменить для машин мощнее 160 л.с.
11 июля 2025
Российские автомобилисты могут получить ограничение по сроку использования своих старых машин, а также новую формулу утильсбора
Александр Климнов, фото автора
Автомобильный портал Drom.ru пишет, что его источники в Тольятти сообщают о важных нововведениях, обсуждаемых ныне на верхнем эшелоне российской власти.
Первое из возможных – ограничение срока эксплуатации легкового автомобиля.
Предполагается установить планку в 30 лет, при достижении которой владельца легковушки могут обязать утилизировать транспортное средство.
В любом случае эксплуатация такого авто на дорогах общего пользования будет запрещена.
Напомним, на сегодняшний день законодательство Российской Федерации не ограничивает длительность эксплуатации легкового автомобиля.
В то же время еще 1 марта 2020 года в оборот был введен национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58686-2019 «Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки».
Документ устанавливает термины: «раритетное транспортное средство», «сохраненное раритетное транспортное средство», «отреставрированное до оригинального состояния транспортное средство» и так далее.
Согласно этому документу, любой владелец легкового автомобиля может попытаться пройти историко-техническую экспертизу и получить документ, удостоверяющий, что его машина – «классическое ТС», «раритетное ТС» и т.п.
В настоящее время эта экспертиза для легковушек старше 30 лет необязательна, однако, при законодательном ограничении срока эксплуатации она может стать единственно возможным выходом для продолжения использования машины.
Возникает вопрос: а сколько легковых автомобилей в возрасте старше 30 лет все еще ездят сейчас по дорогам страны?
По данным, публиковавшимся «Автостатом», таких олдтаймеров может быть более 2,5 млн, из которых как минимум половина приходится на различные модели ВАЗ.
Одной из целей вероятного ограничения срока эксплуатации тольяттинские источники называют ускорение обновления парка и удаление с дорог автомобилей, которые в силу своего технического состояния могут представлять опасность для других участников движения.
Кроме того, еще одной обсуждаемой инициативой в правительстве стал возможный пересмотр принятой только в прошлом году сетки утилизационного сбора.
Как говорят конфиденты Drom.ru, речь идет не об увеличении или уменьшении коэффициентов для расчета «утиля», а о модернизации самого принципа начисления и взимания утильсбора.
Если, сейчас в сегменте легковых автомобилей коэффициенты привязаны к рабочему объему двигателя, то проект изменений предполагает ввести зависимость размера утильсбора от мощности мотора.
Участники автоиндустрии, знакомые с деталями обсуждения, рассказали в качестве порогового значения могут принять планку в 160 л.с.
Для всех автомобилей, двигатели которых развивают мощность свыше этой, планируется отменить так называемый льготный «утиль», доступный физическим лицам при оформлении машины на таможне «для личного пользования».
Напомним, что сейчас льготный утильсбор для «личных» машин в возрасте до трех лет составляет 3400 рублей, а свыше трех – 5200 руб.
Исключение составляют автомобили с двигателем объемом свыше 3,0 литров на которые льготный «утиль» давно не распространяется.
Напомним, что за автомобиль с двигателем объемом от 3,0 до 3,5 литра, ввозимый «для личного пользования», заявитель все равно платит так называемый коммерческий утильсбор в размере 2 млн 153,4 тыс. руб. при возрасте машины до трех лет и 3 млн 296,8 тыс. руб. за машину старше трех лет.
Авто с мотором свыше 3,5 л в возрасте до трех лет облагается утильсбором в размере 2 млн 742,2 тыс. руб., а свыше трех лет – 3 млн 604,8 тыс. руб.
Отсюда машины с таким большим литражом на российский рынок уже практически не завозятся.
P.S. Ограничение эксплуатации авто в 30 лет достаточно странное – при нормальном, а не коррумпированном ТО старые неисправные машины должны отсеиваться автоматически даже задолго до наступления этого срока (за который машина, как правило меняет несколько поколений владельцев), а вот переход на мощностную привязку «утиля» вместо рабочего объема ДВС может стать дополнительным налогом на покупателя, так как современные турбомоторы (кстати, атмосферных дизелей сейчас и не встретить) зачастую развивают мощность значительно выше этой планки.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.