Минпромторг установит критерии рисков для автомобилей и автокомпонентов

Минпромторг установит критерии рисков для автомобилей и автокомпонентов

30 ноября 2021


Минпромторг предлагает отправлять легковушки и LCV на отзывную кампанию за пять автокатастроф в год


автор

Александр Климнов, фото автора


Российское правительство определило критерии рисков, по которым предполагается проверять автопроизводителей на соответствие их продукции требованиям безопасности дорожного движения, поводом для чего стали несколько автокатастроф из-за некачественных автокомпонентов, случившихся за последний год. 

В качестве маркеров риска, нужных контролирующим органам для определения нарушений требований безопасности требуются внеплановые проверки автопроизводителей, В Минпромторге предлагают принять в качестве такового количество тяжелых ДТП (автокатастроф) с однотипными машинами. Техническое описание индикаторов риска министерство подготовило в соответствующем проекте приказа, который стал доступен СМИ.

В документе намечается, что временным отчетным периодом, в течение которого регулятор планирует мониторить аварии, будет один год. Так, для грузовиков полной массой свыше 3,5 тонны, а также автобусов пассажировместимостью более восьми человек в качестве критического показателя предлагается принять пять случаев автокатастроф за год с однотипными автомобилями, в каждом из которых погибли три и более человека.

В проекте приказа министерства конкретизируется, что для транспортных средств без учета их типа (сюда входят и легковые машины) индикатором риска станут пять тяжелых ДТП за год с тремя и более погибшими или пострадавшими с участием транспортных средств, в которых использовались автокомпоненты одного типа, ставшие причиной (или одной из причин) таких аварий.

В пояснительной записке к проекту приказа уточняется, что введение таких маркеров риска предусмотрено действующим законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», но отмечается, что само по себе превышение данного показателя не считается нарушением требований техрегламента «О колесных транспортных средствах», однако, с высокой степенью вероятности свидетельствует о том, что таковые имеются. Индикаторы риска должны учитываться при назначении внеплановых проверок автопроизводителей и выборе их вида.

В Минпромторге, инициировавшем введение новых нормативов, и Росстандарте, на который возложен надзор за соответствием автомобилей действующим требованиям по безопасности, пока не сообщают для чего именно потребовалось введение показателей риска и как они будут отслеживаться на практике.

Процедура оценки рисков предусмотрена межгосударственным стандартом «Отзыв продукции автомобилестроения. руководство для изготовителей, поставщиков и продавцов», который вступает в силу 30 ноября нынешнего года.

Данный стандарт регламентирует отзывные кампании автомобилей и разделяет их на три вида: добровольный без надзора, который инициируется самим автопроизводителем; добровольный под надзором – в том случае, если риск превышает установленные нормативы; и принудительный – который инициируется надзорными органами при наличии достоверной информации о том, что автомобиль не соответствует требованиям безопасности.

Пока что большинство автопроизводителей на территории России не спешат давать оценку новой инициативе Минпромторга. Так, в Renault и Subaru отказались от комментариев порталу «Газета.ру», а в Haval не смогли оперативно ответить на такой вопрос. При этом в пресс-службе российского представительства Suzuki сообщили, что с пониманием относятся к вводимым мерам и стандартам по отзывным кампаниям.

Так, пиар-менеджер «Сузуки Мотор Рус» Анна Кожевникова сообщила: «В Сузуки существует своя систем классификации отзывных кампаний, и надо признаться, в некоторых аспектах она совпадает с введенной российским государством классификацией».

В российском представительстве бренда Nissan также отметили, что у компании уже давно действует внутренний стандарт по оценке дефектов: влияют ли они неисправность на безопасность или нет.

Пиар-директор Nissan RBU East Роман Скольский сообщил: «Мы не дожидаемся ДТП, а заранее оцениваем все неисправности и жалобы клиентов с точки зрения влияния на безопасность. Зачастую, если у инженеров создается понимание, что даже потенциально, чисто гипотетически может произойти какая-то поломка, мы начинаем отзывную кампанию. Если отказ какого-либо компонента влияет на безопасность и на основании расследования причины неисправности установлена вина именно производителя, Nissan внедряет корректирующие меры, оценивает риск возникновения аналогичного дефекта на других автомобилях».

Эксперты считают, что применить на практике планирующиеся к введению нормативы Минпромторга будет сложно из-за несовершенства системы расследования ДТП в России и оценки их зависимости от неисправностей транспортных средств.

Так независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев заявил: «Данная инициатива вызывает много вопросов. Для того, чтобы понять, какой процент ДТП произошел именно из-за технической неисправности транспортного средства, при обилии сопутствующих факторов, потребуется оснастить каждую машину аналогом «черного ящика». В таком случае придется учесть порядка 100-120 базовых параметров и из этого массива данных выделить причину ДТП, сравнить с аналогичными авариями – только тогда это будет работать. В нынешнем виде эти параметры слишком абстрактны и не поддаются практическому применению. Для того, чтобы они заработали, необходима разработка полноценной методики с привлечением экспертов по транспортной безопасности, «большим данным», анализу математических моделей».

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов указывает, что: «Система расследования ДТП в России построена таким образом, что виновником аварии, как правило, становится водитель – это отражается и в статистическом учете, и в расследовании обстоятельств ДТП. Даже если оторвалось колесо и если у транспортного средства присутствует конструктивный недостаток – виновным в аварии в России, как правило, признают водителя, который обязан содержать автомобиль в таком виде, чтобы он не разваливался. Мы живем не в США, где пострадавший в ДТП водитель, который докажет, что авария произошла из-за неисправности или конструктивной особенности машины, может отсудить у автопроизводителя огромную сумму».

Справка: согласно официальной статистике ГИБДД, за 9 месяцев 2021 года доля ДТП, при которых зафиксированы технические неисправности ТС либо условия, при которых запрещена их эксплуатация, имеет относительно невысокий уровень ~5,9% от их общего числа.

P.S. Итак в очередной раз для решения проблемы высокой аварийности российского автотранспорта предлагается закручивание гаек без должной проработки соответствующей методики. Разве что здесь ретивым чиновникам будут противостоять не простые граждане, а весьма серьезные организации в лице автопроизводителей, у каждого из которых имеется серьезная и квалифицированная юридическая служба и соответствующие лоббисты в органах власти, так что здесь еще бабушка надвое сказала – чья возьмет.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru 
  

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

ГИБДД настаивает на одновременном запуске сразу по всей стране системы штрафования по данным с камер за езду без ОСАГО

08.10.2025

С 1 сентября 2025 года в России подтверждены требования по перевозке детей исключительно в автокреслах

С 1 сентября 2025 года в России подтверждены требования по перевозке детей исключительно в автокреслах

С 1 сентября перевозка детей разрешена лишь в сертифицированных автокреслах, а накладки, адаптеры и бескаркасные устройства отныне под запретом

01.09.2025

Московская зона платной паковки расширилась на 209 адресов

Московская зона платной паковки расширилась на 209 адресов

Сеть платных парковок шагает по стране

20.08.2025

В России с 1 сентября изменится порядок медосвидетельствования на опьянение

В России с 1 сентября изменится порядок медосвидетельствования на опьянение

Российским водителям и прочим гражданам рассказали о новом порядке медосвидетельствования на опьянение

18.08.2025

С 1 сентября вступают в силу свыше 7 новых штрафов и ужесточений для водителей

С 1 сентября вступают в силу свыше 7 новых штрафов и ужесточений для водителей

До конца 2025 года водителей ждет еще несколько новых штрафов и ужесточений ПДД

13.08.2025

МВД предлагает ужесточить медкомиссию для водителей 60+

МВД предлагает ужесточить медкомиссию для водителей 60+

МВД подготовило законопроект о необходимости введения новых требований по допуску к управлению транспортными средствами лиц старше 60 лет

31.07.2025

Госдума приняла закон о повышении сборов за оформление водительских удостоверений и регистрацию транспортных средств

Госдума приняла закон о повышении сборов за оформление водительских удостоверений и регистрацию транспортных средств

С 1 сентября 2025 года существенно возрастут госпошлины на выдачу водительских прав и прочих документов на владение машиной

23.07.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.