МКАД обновит неработающую навигацию, а новые камеры отследят «слаломистов»
1 ноября 2021
Система навигации на МКАД уже безнадежно устарела, а новые камеры отследят нарушения разметки
Александр Климнов, фото amsrus.ru, auto-ru.ru
Специально для МКАД столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) разрабатывает навигацию и систему размещения дорожных знаков. Практика показала, что указатели с нумерацией съездов, образца еще 2014 года, оказались неэффективными и удобными для водителей. Разработка концепции по замене знаков и информационных табло встанет Москве в ~10 млн рублей.
Результаты тендера ЦОДД по разработке «концепции переоснащения инфраструктуры МКАД» вывешены на сайте госзакупок. Конкурс ценой 9,7 млн руб. выиграло ООО «Студия транспортного проектирования» (СТП). Компания ранее создала проекты организации движения на площадях Савеловского вокзала и Тверская застава.
МКАД по-прежнему входит в перечень самых аварийных дорог Москвы – по данным ГИБДД, каждое 12-е ДТП происходит именно на главной кольцевой дороге города.
Наиболее аварийно опасными участками МКАД выступают южный и юго-западный. В 2014 году была введена новая система обозначений, якобы «для удобства водителей» как пояснял тогда вице-мэр Максим Ликсутов. Каждому съезду с кольцевой автодороги присвоили свой собственный отдельный номер (почти аналогичная система действует в США, где съезды обозначают знаками «Exit» с соответствующей нумерацией). Впрочем, уже тогда эксперты предупреждали, что автомобилистам от таких нововведений будет практически мало пользы.
Пятиуровневая Бусиновская развязка на МКАД – крупнейшая в Европе, а самый аварийный съезд на ней... #13!
И вот пятилетку спустя замначальника ЦОДД Александр Евсин заявил, что для МКАД нужна новая навигация из-за новых, сложных для восприятия многоуровневых развязок, которые строит мэрия в последние годы.
В ЦОДД считают, что ДТП на МКАД происходят из-за того, что водители слишком резко тормозят и перестраиваются в последний момент перед нужным съездом (да еще частенько не считая нужным включать «поворотники» – авт.).
Центр уже проводил опрос, показавший, что 45% водителей недовольны навигацией на кольцевой автодороге.
• Из ТЗ следует «Студия транспортного проектирования», что она оценит «текущее состояние объектов с выявлением существующих проблем МКАД» и представит варианты их решения с помощью «переоснащения инфраструктуры, промышленного дизайна и графических макетов, экранных форм».
• Компания СТП также проанализирует «эргономику, безопасность, ремонтопригодность и вандалоустойчивость объектов и конструкций» и предложит идеи по наполнению информационных табло.
Гендиректор компании СТП Николай Константинов сказал в интервью «Ъ», что компания уже начала работать и в декабре представит заказчику концепцию.
На первом этапе компания проанализирует только один участок на МКАД (между Каширским и Бесединским шоссе), отметили в ЦОДД: «Там проведут анализ, почему знаки, информационные щиты и разметка непонятны водителям. Будут разработаны рекомендации, как должна выглядеть навигация: как часто следует располагать указатели, какого цвета и размера они должны быть, что на них необходимо писать. Сначала мы реализуем решение на пилотном участке, оценим эффективность и по результатам сможем расширить на всю МКАД».
Глава центра Probok.net Александр Шумский поддержал идею ЦОДД. По его словам на сегодня около 50% водителей используют для ориентира навигатор, поэтому нужно понять, на какие указатели автомобилисты в принципе реагируют. Он говорит: «Может, какую-то информацию вообще бессмысленно выводить на знаки и табло и пересмотреть навигацию надо также на всех вылетных магистралях и Третьем транспортном кольце».
Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов считает, что навигация на МКАД давно уже нуждается в обновлении, но ТЗ к конкурсу не содержит обоснований для проведения такой работы. Он отмечает: «Также пугает заявление о запуске некоего пилотного проекта на МКАД. Количество проектов по организации движения в Москве уже превысило разумные пределы – сначала были уменьшенные знаки, потом новые светофоры, теперь новая навигация. Мне кажется, что как раз из-за обилия экспериментов и возникают негативные эффекты, которые планируется устранить еще одним пилотом».
Эксперт сомневается, что на основании оценки одного участка можно сделать какие-то выводы. «МКАД – это самостоятельная целостная дорога, выполняющая единую роль на всем ее протяжении. Устраивать эксперименты на одном участке – довольно авантюрное занятие. Это ожидаемо повлечет за собой недовольство водителей, создаст дополнительную нервозность и, вполне возможно, станет источником повышения аварийности».
Дептранс Москвы и ГИБДД проводят еще один эксперимент, начав тестирование новых типов дорожных камер, которые фиксируют движение автомобилей и мотоциклов между полосами. Подобное нарушение выявляются пока лишь на нескольких участках, но водителям уже начали «прилетать письма счастья» с новым штрафом. Эксперты предупреждают о рисках и для вполне законопослушных граждан.
Новая экспериментальная камера должна выявлять автомобили и мотоциклы, двигающиеся по обычной дорожной разметке либо по полосе, отделяющей «выделенку» от остальной проезжей части – т.н. «рефюж».
Напомним, что пункт 9.7 ПДД обязывает водителя двигаться строго по полосам; сплошную линию пересекать нельзя, а прерывистую – только при перестроении. В ГИБДД уточняют: «Камера делает несколько снимков, а на фото, приложенном к постановлению, можно будет увидеть траекторию».
Теперь камеры смогут фиксировать траекторию движения, но водителей-грубиянов, которые не пропускают соседей в нужный им ряд для съезда, конечно, не отсмотрят
Комплексы установят в «проблемных местах», но о количестве и сроках власти не сообщают до окончания тестирования. Известно, что один комплекс уже действует на Люблинской улице (на юго-востоке Москвы). По данным на 18:00 20 октября, он выявил 19 нарушителей, которые получили штрафы на 1500 руб. по ч. 1 ст. 12.15 КоАП. Одно постановление уже оплачено.
При этом эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман обращает внимание на то, что в законодательстве нет такого понятия как «междурядье». А значит, и штраф с новой камеры может применяться только при движении по длинной и широкой разделительной полосе. Если же машина или мотоцикл едут по обычной прерывистой разметке, то при обжаловании штрафа водители могут сослаться на перестроение, ведь длина такого маневра ПДД пока что не регламентирована.
Г-н Шухман подчеркивает, что может быть и обратная ситуация: «Предположим, водитель перестраивался без какого-то злого умысла. Но по не зависящим от него обстоятельствам – к примеру, другая машина не пускала в ряд (самое обычное дело при нынешнем уровне дорожной культуры – авт.) – маневр затянулся. Тем не менее «софт» может расценить это как движение по полосе и выписать штраф. Экспериментальная камера пока фиксирует движение только по «рефюжу», заочно отвечает знакомый с ситуацией источник, ну а дальнейшие решения будут приниматься после анализа жалоб на камеры».
P.S. Несомненно, что любое нововведение неизвестное водителям (а подавляющая часть из них, особенно из регионов, новостями столичной ГИБДД не интересуется в принципе) ведет пусть и к временной, но повышенной аварийности (это аксиома науки по организации дорожного движения) – здесь власти должны будут провести самую широкую рекламную кампанию и в том числе разместить информацию на рекламных щитах по подъездах к столице, самой МКАД и выходящих на нее магистралях и улицах. P.P.S. Кстати, неоплаченный штраф (хотя бы и самый минимальный) может стать причиной неприятностей для не оплатившего его гражданина, например, его могут не выпустить за границу…
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка