МВД намеревается ужесточить ряд положений по обмену прав иностранцами и понизить порог для начинающих водителей-россиян
Александр Климнов, фото na-srtart.ru и drive2.ru
В МВД (в Госавтоинспекции) возникла инициатива разрешить (!) российским гражданам управлять автомобилем начиная уже с возраста в 17 лет, впрочем, до совершеннолетия поездки можно будет совершать только в сопровождении «водителя-наставника». В направленном в правительство законопроекте предполагаются и иные масштабные изменения в области подготовки водителей.
В частности, доступ за руль грузовиков (категория прав «С» – авт.) смогут получить лишь те граждане, у кого имеется, как минимум, годовой опыт вождения (в категории «В» соответственно – авт.). А вот иностранцам, дабы поменять свои права категории «D» (автобусы вместимостью от 10 пассажиров – авт.) на российское удостоверение аналогичной категории, нужно будет предъявить «документ о квалификации», подтверждающий прохождение экзамена после «освоения» основной программы обучения. При этом законопроект «милостиво» позволяет сделать это самостоятельно, не посещая автошколу – достаточно будет сдать в ней «внутренний» экзамен.
Законопроект МВД (т.е. ГИБДД) направлен в Белый дом для прохождения экспертизы в Аналитическом центре при правительстве РФ. Поправки предлагается внести в закон «О безопасности дорожного движения».
Пока что действует положение по которому экзамен на права можно сдать и в 17 лет, но вот управлять легковыми авто законодательство разрешает лишь по достижении совершеннолетия, т.е. с 18 лет. Естественно, что за год приобретенные знания и навыки могут растеряться, вот в МВД и посчитали, что нужно разрешить юношам и девушкам сесть за руль сразу по сдаче экзаменов, но с оговоркой, что в салоне обязательно будет находиться «водитель-наставник» с правами категории B. Порядок вождения и требования к наставникам обозначат позднее в постановлении правительства. В проекте поправок указано, что подобное сопровождение необходимо «в целях оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством и осуществления контроля за соблюдением ПДД».
В 2021 году жизнь начинающих водителей и водителей-иностранцев усложнится
Ужесточаются требования к водителям-иностранцам, получившим вид на жительство в РФ, или гражданам РФ, приехавшим из-за рубежа, каковые пока что могут ездить с иностранными правами, срок действия которых часто вообще не ограничен. В результате такие водители не проходят регулярного медосвидетельствования (а россияне должны обновлять медсправку раз в десять лет). МВД предлагает чтобы уже через полгода с момента получения вида на жительство или российского паспорта иностранными правами пользоваться было бы нельзя. На такой обмен прав будет дано 180 дней с момента принятия закона. Исключение будет сделано лишь для граждан стран Евразийского экономического союза, которые продолжат пользоваться ранее выданными национальными правами до окончания срока их действия или в течение десяти лет после выдачи. Граждане РФ, проживающие за пределами РФ (в пояснительной записке особо отмечены проживающие в Луганске и Донецке), смогут пользоваться иностранными правами при наличии документов, подтверждающих «таковое проживание».
Водитель, с просроченными правами или попавшийся за езду в нетрезвом состоянии, согласно действующему законодательству может быть оштрафован судом или подвергнут административному аресту. При этом ему ничто не мешает ему пойти в ГИБДД и получить новые права, сдав экзамен.
Теперь же МВД предлагает не выдавать автоматически удостоверения в течение года после «исполнения наказания» (уплаты штрафа или отбытия ареста), в течение которого лицо считается наказанным за пьяное вождение или отказ от освидетельствования.
Категории ТС уточнят
В ПДД вносятся и изменения относительно отнесения транспортных средств к тем или иным категориям, поскольку сейчас, как признает МВД, с этим возникают проблемы. Так, уточняется состав категории «А», куда помимо мотоциклов будут относиться мотоциклы с коляской, различные виды трициклов, рабочий объем двигателя которых превышает 50 см3, а максимальная скорость выше 50 км/ч. К категории «М», помимо мопедов, будут приписаны также квадроциклы массой до 350 кг с максимальной скоростью до 50 км/ч, двигателем внутреннего сгорания объемом менее 50 см3 и максимальной мощностью 4 кВт либо с электродвигателем аналогичной мощности. Квадроциклы весом до 400 кг (до 550 кг, если они предназначены для перевозки грузов) и мощностью до 15 кВт будут относиться уже к категории B1. Уточнения взяты МВД из техрегламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств.
Электросамокаты пойдут под суд
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева обращает внимание на норму, позволяющую иностранцам при обмене иностранных прав категорий «С» и «D» учиться самостоятельно. Она говорит: «Самоподготовка для водителей всех категорий была отменена в 2014 году, потому что такие водители аварийнее в два раза. Введение так называемого экстерната для иностранных водителей и допуска их к управлению «тяжелыми» категориями – полная профанация».
Главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию Александр Лыткин считает, что таким образом создаются предпосылки для нового вида коррупции, когда иностранец покупает документ об окончании автошколы, на основании которого ему поменяют права. Он поясняет: «Качество подготовки для «тяжелых» категорий в странах СНГ низкое, все это знают, так что к улучшению безопасности движения эти поправки точно не приведут».
При этом введение института «водителей-наставников» для молодых Татьяна Шутылева считает концептуально правильным, так как это уже давно практикуется, например, в Австрии и дает практически нулевую аварийность с участием начинающих водителей. Впрочем она уточняет: «Но там требования к наставникам гораздо выше – ими могут быть только близкие родственники, не имеющие штрафов, лишения удостоверения, с большим опытом управления. Исходя же из предлагаемого проекта наставником может выступить и 18-летний друг, такой же неопытный, как и только что получивший права. Смысла в таком сопровождении нет».
P.S. Еще раз приходится взывать к законодателям – отмеряйте по семь раз, прежде чем семь «отрезать», т.е. вводить новые положения в законы – иначе можно и больших дров наломать.
Загрузка