Молодые водители стали тщательнее готовиться к экзаменам на права после изменения регламента
26 февраля 2025
Интересные тенденции в статистике ГИБДД по сдаче на водительские права по итогам 2024 года
Александр Климнов, фото автора, autonews.ru, autoprava.ru, avtocod.ru, auto24style.ru
По данным ГИБДД РФ доля водителей, сумевших сдать экзамен «в городе» с первой попытки, достигла почти 14%.
Эксперты связывают данный тренд с новым регламентом МВД, вступившим в силу с 1 апреля 2024 года.
Обновленный регламент смягчил правила экзамена для будущих водителей, позволив им совершать во время теста больше ошибок.
Однако теперь граждане, совершившие три неудачные попытки пройти тест, вынуждены перед пересдачей экзамена ждать по полгода.
Такая серьезная отсрочка мотивировала претендентов на права готовиться лучше, считает эксперт, что и отразилось уже на статистике прошлого года.
Справка: по свежим данным ГИБДД, за 2024 год в России было выдано в общей сложности 1,34 млн водительских прав, что на 2% меньше, чем в 2023 году.
Самые популярные категории удостоверений: «B» (легковые автомобили полной массой до 3500 кг), которых выдано более 1 млн, «С» (грузовые автомобили полной массой свыше 3500 кг) – 123 тыс. и «А» (мотоциклы) – 83,4 тыс.
В статистке выявился ряд трендов:
1) Увеличение доли водителей, сдавших с первого раза экзамен «в городе»: в 2023 году она составляла 12,1%, а по итогам 2024 года увеличилась до 13,8%.
2) Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева считает, что так проявился эффект от изменений в регламенте МВД по сдаче экзаменов на права, вступивших в силу 1 апреля 2024 года, когда правила сдачи экзамена были смягчены.
В частности, с пяти до семи было увеличено предельное число штрафных баллов, которые экзаменатор начисляет в случае различных промахов и ошибок (при достижении лимита в баллах экзамен прекращается).
Этим же документом полиция увеличила с одного до шести–девяти месяцев срок пересдачи экзамена в случаях, если кандидат трижды завалил тест по вождению.
Татьяна Шутылева поясняет, что в результате многие граждане не хотят ждать полгода, боясь потерять приобретенный навык, и стараются все-таки преодолеть экзамен в ГИБДД с первых трех попыток.
Одновременно с этим количество водительских прав, выданных по категории «D» (автобусы с количеством мест свыше 9), за год сократилось на 10%.
Тогда как по категории «СЕ» (грузовики с прицепами массой свыше 850 кг), наоборот, выросло на 26%.
Заместитель директора Объединенного научно-методического центра (обучает вождению) Вячеслав Максимычев так пояснил ситуацию: «Сегодня на рынке наблюдается сильнейший дефицит водителей категорий С, D и Е, потому что многие уехали на СВО.
Компенсируя нехватку кадров, компании, связанные с коммерческими грузовыми перевозками, поднимают зарплаты водителям. У граждан появляется гораздо больше мотивации идти водить грузовик, и это отражается на статистике».
Эксперт Татьяна Шутылева подтверждает «Водители с категорией СЕ сейчас фактически на вес золота» (средние зарплаты таких водителей по стране вышли на уровень 7 рублей за километр пробега – авт.).
При этом автобусные перевозки по словам г-на Максимычева, в основном приходятся на муниципальный транспорт, где зарплаты, зачастую невысокие.
Поэтому желающих открывать автобусную категорию «D» и идти работать водителем автобуса становится все меньше.
Татьяна Шутылева также напомнила, что с 1 апреля 2024 года открыть «автобусную» категорию в правах стало сложнее – для этого стал нужен минимальный годовой стаж управления легковым автомобилем или грузовиком, что также отрицательно повлияло на динамику выдачи данной категории прав.
Еще один интересный тренд по итогам 2024 года: на 11% выросло количество водителей, получивших в 2024 году категорию «А» (мотоциклы), на 36% – категорию «А1» (легкие мотоциклы c двигателем объемом до 125 см3).
Директор мотошколы в Новосибирске Антон Чибисов пояснил: «Рост популярности мотоциклов наблюдаем еще с пандемии. В условиях постоянного стресса люди стараются больше жить для себя, ищут новые способы получать удовольствие. Вождение мотоцикла – как раз один из них».
Версия эксперта подтверждается и статистикой «Автостата» – за прошедший год в РФ было продано 43 тыс. новых мотоциклов, что на 58% больше, чем в 2023-м.
Руководитель объединения «МотоРоссия» Андрей Иванов добавляет, что сегодня на вторичном моторынке появилось много бывших в употреблении машин, а также новых китайских брендов по цене до 300 тыс. руб. за байк.
Он сказал: «Все больше людей сегодня могут позволить себе стать мотоциклистом. Кроме того, в мегаполисах мотоциклы все чаще используются для челночной миграции в передвижении между регионами, когда, к примеру, из Москвы в Московскую область на мотоцикле можно доехать за 20 минут, а через пробки на общественном транспорте – за два-три часа».
P.S. В ближайшие годы в силу демографических причин доля молодых водителей возрастет, так что изменение регламента, можно сказать, подоспело вовремя.
Загрузка
При перерегистрации машины с пробегом на нового владельца больше не нужен полис ОСАГО, но на дорогах могут снова массово появиться незастрахованные автомобили, чему новейшие видеокамеры, пока что помешать не смогут