МВД предлагает ужесточить медкомиссию для водителей 60+
31 июля 2025
МВД подготовило законопроект о необходимости введения новых требований по допуску к управлению транспортными средствами лиц старше 60 лет
Александр Климнов, фото autonews.ru
В проекте «Стратегии повышения безопасности дорожного движения до 2030 года» (далее «Стратегия») МВД указало на рост числа ДТП по вине пожилых водителей.
В ведомстве не исключают, что для выполнения «Стратегии» водителей 60+ придется массово отлучать от руля, ну и или кардинально участить и усилить медицинский контроль за ними.
В опубликованном на портале regulation.gov.ru проекте «Стратегии» указывается на необходимость введения новых требований по допуску к управлению транспортными средствами лиц старше 60 лет.
Документ подготовило МВД, хотя конкретных требований, связанных с предельным возрастом, в нем не содержится.
Тем не менее, целесообразность новых ограничений для пожилых водителей подкрепляется статистикой МВД.
Так, что же ждет водителей старше 60 лет после принятия документа и кто может потерять право на вождение автомобиля?
В «Стратегии» содержатся предложения по повышению безопасности дорожного движения в России до 2030 года, что названо важной составляющей обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития страны.
Так по подсчетам МВД, в период с 2004 по 2024 год число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в стране снизилось более чем в два раза, с 34 506 до 14 403 человек (напрямую сравнивается 2004-й с 2024-м, тогда как суммарное количество погибших в ДТП за минувшее 20-летие не приводится – авт.).
При этом в документе отмечается, что среди стран с населением свыше 100 млн человек Россия входит в число лидеров по уровню безопасности дорожного движения.
Так по значению социального риска (9,86) мы опережаем Китай (17), Бразилию (16), Индию (15), США (14), но уступаем Японии (3).
Такие цифры не должны удивлять, ввиду того, что в странах БРИКС массовая автомобилизация фактически началась лишь в нынешнем столетии (в России – с 1990-х), тогда как в Японии она произошла еще более полувека назад.
Вместе с тем в пункте 34 проекта документа говорится, что на протяжении нескольких лет в России ухудшается безопасность дорожного движения в категории лиц старшего поколения.
В частности, в период с 2017 по 2024 год число ДТП по вине водителей в возрасте 60 лет и старше увеличилось на 25%, число погибших в таких происшествиях выросло на 33%, а раненых – на 22%.
На лиц старшего поколения приходится также более трети всех погибших пешеходов и велосипедистов (а вот какое это имеет отношение к медкомиссиям – или «права пешехода» тоже намечается выдавать? – авт.).
В МВД констатируют: «Такие водители наиболее часто становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий».
Ожидается, что к 2030 году доля лиц в возрасте 60 лет и старше в общей структуре населения составит 25,8%, а к 2036 году – 27,7%, а значит ситуация с аварийностью на дорогах может еще ухудшиться.
В документе говорится: «Изложенное потребует адаптации лиц старшего поколения к безопасному участию в дорожном движении, совершенствования механизмов определения их пригодности к безопасному участию в дорожном движении, в первую очередь в качестве водителей, а также развития соответствующей инфраструктуры и конструкции транспортных средств».
Есть ли ограничения уже сегодня?
Из «Стратегии» следует, что властям придется решать проблему аварийности с участием водителей старшего поколения, но никаких конкретных предложений документ не содержит.
Пока что речь идет исключительно о негативной статистике и необходимости принятия властями соответствующих мер.
На настоящий момент прямых запретительных возрастных ограничений на управление транспортными средствами в России нет.
К рулю допускают всех кто прошел стандартное водительское медицинское освидетельствование в Водительской медкомиссии и получил водительские права.
Такое право неотъемлемо и прекращается лишь по решению суда.
При обновлении документа граждане обязаны получать новую медсправку, а отстранить от руля по здоровью можно лишь на основании выявленных медицинских противопоказаний.
По факту, единожды пройдя медицинскую комиссию и получив либо заменив водительские права, россияне могут управлять транспортом на протяжении десяти последующих лет.
Однако в последние два года принято правило о заочном прекращении действия водительских прав по диагнозу лечащего врача, если он несовместим с безопасным вождением транспортного средства.
Впрочем, в мире есть страны, где дискриминация по возрасту к водителям применяется.
Так, например, в Турции водители 70+ обязаны проходить медосвидетельствование раз в полгода, а после 75-ти им вообще запрещено садиться за руль.
В Финляндии медицинскую комиссию водителям после 70 лет приходится проходить вдвое чаще, т.е. раз в пять лет.
Чего ждать пожилым водителям?
Похоже, что по тому же пути может пойти и Россия.
Дискриминационные меры к пожилым водителям могут появиться и не вследствие прямого запрета по возрасту, а просто путем ужесточения правил прохождения медицинской комиссии.
В этом уверены профильные эксперты, например, опрошенные Autonews.ru.
Так, заместитель председателя правления Национального антинаркотического союза Алина Рудакова выразила мнение, что введение ограничений в отношении пожилых водителей в возрасте более 60 лет позитивно скажется на показателях аварийности.
Она отметила: «Мы как общественники очень давно ждали каких-то нормативных изменений, потому что с возрастом когнитивные функции человека слабеют. Если один человек может, например, концентрацию, память, мышление сохранить и до 80 лет в том состоянии, которое пригодно для вождения автотранспорта, то у некоторых после 60–65 лет уже идут необратимые последствия для психики именно с учетом возраста и индивидуальных особенностей организма».
По мнению Рудаковой, вогнать в ограничения всех лиц старшего возраста невозможно, однако, введение более глубинных исследований организма в обязательном порядке более чем реально (надо понимать, что и стоить такое «углубленное исследование» для пожилого водителя будет, как минимум, существенно дороже – авт.).
Эксперт считает: «Подобные инициативы можно рассматривать с 55–60 лет, когда организм находится в фазе перехода в более старший возраст. Именно в этом возрасте уже намечаются те последствия для работы психики, которые часто становятся необратимыми» (прямо «бальзам» для наших не столько медицинских, сколько фискальных органов – авт.).
Главный врач Клиники правильного восстановления Сергей Пшембаев, в свою очередь, предложил ввести более глубокие исследования здоровья пожилых водителей на высшую нервную деятельность.
Он сказал: «Я бы ввел такое же исследование, которое ввели для претендентов на владение оружием. Несколько лет назад ввели патопсихологическое исследование психолога, где психолог прицельно смотрит всю высшую нервную деятельность, все психические функции. Прежде всего – мышление, память, концентрацию, внимание и так далее. Я думаю, что такое исследование имеет место быть для людей старше 60 лет».
Эксперт добавил, что в ходе подобного исследования уделяется более пристальное внимание всем психическим функциям.
Психиатр подчеркнул: «Сегодня лишь у психиатра опрос, осмотр, проверка по учету. Это больше касается субъективной оценки врача. А патопсихологическое исследование более объективное».
Автоюрист Лев Воропаев отметил, что введение дополнительных требований к водителям, перешагнувшим определенный возрастной порог, вполне реально. Это не противоречит Конституции и не ограничивает прав и свобод граждан, поскольку защищает права на безопасность других.
Он отметил: «Я думаю, эти ужесточения вряд ли будут признаны неконституционными и противоречащими Основному закону. Будут ужесточать требования к медицинским показаниям при прохождении медицинской комиссии».
По мнению Воропаева, возможно введение дополнительных когнитивных тестов и усложнение самой процедуры медицинского осмотра.
Он уверен: «Пока, я предполагаю, вопрос коснется именно прохождения медицинского осмотра».
А вот президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин усложнение требований к здоровью пожилых водителей не поддержал ввиду наличия серьезной проблемы: пока медицинские справки свободно продаются и покупаются, об улучшении показателей говорить не приходится.
Эксперт подчеркнул, что в стратегии приводится лишь аналитика: «После аналитической части никто нормативных решений принимать не будет».
Шапарин заявил: «Любые ограничения, связанные с медициной, упираются в одну очень важную проблему – проблему продажи справок. Справки продаются и покупаются в промышленных объемах. Допуски нарколога и психиатра проставляются. Все это даже с доставкой на дом может быть заказано и стоит невеликих денег. Все предложения, связанные с ограничением любой категории водителей доступа по медицинским показаниям, разбиваются об эту проблему. Мы не можем такие предложения поддерживать».
По мнению собеседника, сперва властям предстоит решить проблему с самими справками и лишь потом обсуждать, кто может управлять транспортными средствами.
При этом важность самой проблемы роста числа ДТП с участием пожилых эксперт отвергать не стал.
Он добавил: «Мы не можем поддержать такую формулировку, пока не будет исправлена ситуация с медицинскими справками и пока не будет четко очерчено, кто конкретно какие медицинские симптомы должен показать, чтобы лишиться права на управление транспортным средством».
P.S. Уважаемые эксперты, конечно, нашли множество убедительных аргументов для высаживания предпенсионеров из-за руля, но почему тогда пенсионный возраст, как таковой, остается повышенным до 65-ти? Да, статистика ДТП, возможно, и против 60-летних водителей, но уже понятно, что новые ограничения для многих из них (прежде всего для частников на такси и индивидуальных предпринимателей на «Газелях» etc.) станут прямым запретом на профессию (а как это, кстати, согласуется с Конституцией?), а также дополнительным финансовым обременением, не говоря уже о нервах и здоровье, потраченных в очередях к соответствующим специалистам? Ну а если еще учесть предложения о повышении транспортного налога на автомобили свыше 15 лет, то получается, что пожилых водителей с их «олдтаймерами» с дорог попросту намереваются выжить всеми способами – чисто чиновный подход к решению «Стратегии», вот только получится ли желаемый результат по снижению аварийности и смертности в ДТП? Кстати, интересно, а кем будут заменять пожилых водителей при нынешнем дефиците молодых кадров, которые, например, ни в таксисты, ни в дальнобойщики отнюдь не стремятся – гастарбайтерами без гражданства (что тоже запрещено законодательством)? Автономных роботакси и роботраков тоже пока в массовом производстве не предвидится…
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
В автокатастрофе в Якутии с упавшей с обрыва вахтовкой погибли 13 человек включая водителя и еще 10 пассажиров серьезно ранены, двое в критическом состоянии
Вступил в силу закон, ужесточивший наказание и контроль за грузовиками с перевесом, не остановку по требованию ГИБДД и готовится закон о штрафах за не пропуск спецтанспорта