Нештрафуемый порог скорости все же намерены понизить до 10 км/ч, хотя бы в городской черте
4 мая 2021
Марат Хуснуллин дал МВД и Минтрансу РФ поручение до 1 августа представить согласованную позицию по снижению нештрафуемого порога при превышении скорости с 20 до 10 км/ч
Александр Климнов, фото family-auto.ru, krasnoyarsk.bezformata.com
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин как председатель правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, поручил МВД и Минтрансу РФ к 1 августа подготовить и предоставить в правительство «согласованную позицию» по вопросу снижения нештрафуемого порога при превышении скорости с 20 до 10 км/ч.
По данным «Ъ», правительство опять вернулось к обсуждению одной из самых резонансных инициатив в области безопасности движения – снижению нештрафуемого порога скорости. Теперь речь идет о возможном введении нового штрафа при превышении скорости на 10–20 км/ч исключительно в черте города. Правительственная комиссия по безопасности движения поручила МВД и Минтрансу представить в течение трех месяцев «согласованную позицию» по данной инициативе. Характерно, что основным лоббистом нового штрафа выступает именно правительство Москвы. Официальный представитель вице-премьера подтвердил, что данное поручение дано в работу соответствующим ведомствам
Справка: штраф за превышение на 10 км/ч не применяется с 2013 года, когда данная санкция была исключена из КоАП. Сегодня штрафы присылаются водителям при превышении от 20 км/ч. Чиновники и СМИ привыкли называть эту норму «нештрафуемым», «ненаказуемым» или «неадминистрируемым» порогом. При этом ГИБДД пытается вернуть штраф еще с 2014 года – тогда МВД подготовило такой законопроект, но до ГД он не дошел. Спустя четыре года идею начал снова продвигать вице-мэр Москвы Максим Ликсутов. В 2019 году ГИБДД снова предложила штрафовать водителей на 1500 руб. за превышение скорости на 10 км/ч и эта инициатива обсуждалась на совещаниях разного уровня. В декабре 2019 года экс-премьер Дмитрий Медведев заявил, что от нового штрафа могут пострадать невиновные водители (потому что точность спидометров на старых автомобилях слишком низкая – авт.). После смены кабмина в начале 2020 года тема больше нигде не поднималась.
В нынешнем апреле Максим Ликсутов снова поднял данную тему на правительственной комиссии по безопасности движения. Главный лоббист возвращения штрафа – столичный дептранс считает, что новая санкция крайне необходима для повышения безопасности движения. В 2020 году в интервью Forbes господин Ликсутов называл существующее правило «анахронизмом», предложив снизить нештрафуемый порог на улицах до 10 км/ч, сохранив 20 км/ч только для магистралей.
В пресс-службе дептранса Москвы объясняют требование снижения порога тем, что это: «Позволит усилить контроль за соблюдением ПДД, а также повысить дисциплину водителей и сконцентрировать их внимание на условиях дорожного движения. По статистике ВОЗ, при движении автомобиля на скорости 50 км/ч вероятность летального исхода для взрослого человека составляет 20%. А при фактически допустимых сейчас в России 80 км/ч (в городах, с учетом нештрафуемого порога) эта вероятность увеличивается сразу на 60%. Если же взять улицы, где разрешено ехать 80 км/ч, а с нештрафуемым порогом – все 100 км/ч, у пешехода вообще нет шансов выжить».
Дептранс приводит пример зарубежных стран: недавно, к примеру, в Чикаго неадминистрируемый порог был снижен до 6 миль/ч (9,65 км/ч) на улицах в радиусе 3 км от парков и школ.
При этом координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов говорит (и вполне резонно – авт.): «Данная тематика крайне чувствительна для населения, нельзя принимать неправильных решений. Во-первых, в Москве в 2020 году было вынесено более 30 млн штрафов за превышение скорости на 20–40 км/ч. Это значит, что только в одной столице новый штраф могут получить несколько десятков миллионов водителей, привыкших ездить по принципу «+20 км/ч разрешено».
По мнению Петра Шкуматова: главная проблема столичного трафика – это рваный скоростной режим, когда за знаком «80» стоит «60», затем «40» и снова «80». Такое встречается сплошь и рядом как в городской черте, так и за городом.
Нештафуемый порог защищает водителей от лишних и неоправданных ограничений, говорит господин Шкуматов, а если ввести в городе режим «+10 км/ч», то станет только хуже.
Эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман обращает внимание: «Снижать порог с 20 км/ч на 10 км/ч можно после тотального аудита уже введенных ограничений скорости. Пока что «запас» в дополнительные 10 км/ч позволяет потоку идти с более высокой скоростью в местах избыточных ограничений и минимизировать время нахождения на встречке при обгоне. Естественно, что водители должны адекватно оценивать состояние автомобиля и дорожную обстановку и не ехать напропалую, иначе это приведет к ДТП, как на Ставрополье».
Эксперты ранее обращали внимание на регионы, где власти, чтобы добиться снижения скорости до нужных им величин, ограничивали скорость сразу с учетом нештрафуемого порога.
Так, подмосковный минтранс, к примеру, несколько лет назад поставил на региональных дорогах знаки «50», подразумевая, что по факту поток будет двигаться 70 км/ч. Аналогичная ситуация наблюдается и в Татарстане: там на многих дорогах в населенных пунктах стоят знаки 40 км/ч с камерами, что обеспечивает фактическую скорость в 60 км/ч, как это положено по ПДД. Столичные власти по какой-то причине такую схему применять не хотят».
Несколько раз менялась и позиция МВД. Так, в 2019 году глава ГИБДД России Михаил Черников говорил, что «недоступимо» пользоваться нештрафуемым порогом – надо строго выполнять предписания знаков. В ноябре 2019 года первый замглавы МВД Александр Горовой направлял в правительство письмо о том, что нештрафуемый порог надо снижать. Однако в декабре 2019 года глава МВД Владимир Колокольцев публично заявил, что ведомство идею не поддерживает. Экс-глава Минтранса Евгений Дитрих инициативу поддерживал, а вот сменилась ли позиция ведомства с приходом нового министра Виталия Савельева – пока неизвестно.
Обсуждение нового штрафа возобновилось за несколько месяцев до единого дня голосования 19 сентября. Президент «Центра политических технологий» Борис Макаренко при этом считает, что: «Но не факт, что предстоящие выборы повлияют на судьбу инициативы». В качестве примера он вспоминает решение мэра Москвы Сергея Собянина о вводе платной парковки в ноябре 2012 года в Москве невзирая на предстоящие выборы в сентябре 2013 года.
Макаренко подчеркивает: «Если воля будет, то могут и ввести ужесточение, несмотря на выборы. Ранее предлагались куда более жесткие варианты, например штраф за превышение всего на несколько километров в час. Предлагаемый сейчас вариант – на 10 км/ч и только в городе – существенно мягче».
Для введения нового штрафа, действие которого будет распространяться только на территорию города нужны поправки в КоАП. Опыт введения «повышенных» городских штрафов уже есть – так, с подачи московской мэрии в 2013 году были приняты поправки в кодекс по введению увеличенного штрафа за неправильную парковку: в Москве и Санкт-Петербурге он составляет 3 тыс. руб., что вдвое выше, чем в иных регионах.
Помимо проработки вопроса о ненаказуемом пороге Марат Хуснуллин дал ведомствам и ряд других поручений:
Так, до 1 июля МВД и Минтранс должны предложить правительству меры, направленные на уменьшение числа выездов на встречную полосу грузовиков и автобусов из-за засыпания водителей за рулем.
До 1 июля МВД и Минюст должны «подготовить предложения по ограничению юридически значимых действий» для граждан, не оплачивающих в срок штрафы.
До 1 сентября МВД вместе с Минпросвещения должны «проработать вопрос» об изменении примерных программ подготовки водителей в автошколах, утвержденных приказом Минобрнауки №1408 от 2013 года, который эксперты давно называют документ устаревшим.
Далее субъектам федерации рекомендовано использовать на дорогах проекционные пешеходные переходы (виртуальная разметка из проектора, установленного над дорогой) и имитаторы спецсигналов автомобилей ДПС под названием «шериф-балка» (фото на заставке – первое такое устройство в Красноярском крае – авт.). Такие устройства встречаются на опорах вдоль трасс (в том числе уже распространены в Подмосковье) – водители видят издалека включенные сине-красные мигалки и думая, что это патруль ГИБДД, притормаживают.
P.S. «...сконцентрировать их внимание на условиях дорожного движения» – это конечно аргумент! В реальности же водители будут не столько смотреть на дорогу, сколько на спидометр и количество ДТП вряд ли серьезно снизится, а вот кошельки автомобилистов в условиях нынешней «чехарды знаков» будут облегчаться еще легче и чаще. За такой «заботой» видится как и ранее, прежде всего фискальный интерес столичных властей. Но даже в случае одобрения более жесткого порога, властям, прежде всего, следовало бы решить комплексно решить вопрос с организацией движения (в том числе и путем применения цифровых знаков, хотя бы на основных магистралях – все же 21 век на дворе), что реально повысило бы и безопасность и пропускную способность столичных дорог.
P.P.S. Кстати, все усилия Дептранса до сих пор сводятся исключительно к репрессалиям против водителей, а вот к пешеходам практически никаких мер не принимается – даже простой пропаганды перехода дороги только на зеленый свет не ведется (не только молодежь, но и старшие возраста жителей столицы этим откровенно манкируют), ну а введение совершенно неоправданных удлиненных светофорных режимов для пешеходов (по всем мировым нормативам организации движения – пешеходов нельзя держать долее 45 секунд), просто таки, провоцируют пешеходов на нарушения – и при чем же здесь спрашивается скоростной режим?
P.P.P.S. Предотвращение же выезда на встречку или в кювет заснувших водителей грузовиков и автобусов – возможно, думается, только при тотальном оснащении дорог брусьями и разделительными барьерами, а также тотальном запрете на их езду в ранние утренние часы (с 03:00 до 5:00) – наиболее «сонное» время суток.